Природная одаренность и несовершенная

Техника - это непрофессиональный голос

Низкий в среднем уровень ВПФ в голосе непрофессиональных

певцов не означает, что среди этой категории (а она весьма много-

численна!) нет хороших певцов с удовлетворительными и даже

высокими акустическими показателями голоса. Достаточно ска-

зать, что многие поступающие в консерваторию молодые вокали-

сты имеют хорошие акустические характеристики голоса. Но дру-

гое дело, какой ценой эти акустические свойства достигаются,

какой вокальной технологией. Бывает, что молодость и сила ком-

пенсируют несовершенство техники, но это не замедлит сказаться

на качестве голоса даже не в ожидаемом, а в ближайшем будущем.

Поэтому задача рациональной вокальной педагогики - вооружить

певца совершенной техникой, при которой его хороший природ-

ный голос не деградировал бы, а развивался.

Путь для этого единственный - резонансная техника, кото-

рой в совершенстве владеют лучшие мастера академического пе-

ния. Именно она позволяет им получать максимальный акустиче-

ский эффект при минимальных физических усилиях гортани и за-

щищает их голосовые связки от чудовищных перегрузок при прак-

тически ежедневном пении на профессиональной сцене.

Запись была произведена автором этих строк на квартире певца в процессе беседы о певческой

технике в присутствии профессора Сёофийской консерватории К.К. Карапетрова (21 апреля 1988 г.).

Искусство резонансного пения 363

Представления молодых певцов

О технике пения

Ознакомившись с представлениями мастеров вокального искус-

ства о вокальной технике, любопытно сопоставить их с представ-

лениями такого рода у молодых певцов.

В 1999 году Отдел научно-экспериментальных исследований му-

зыкального искусства Московской консерватории провел анкетный

опрос 87 абитуриентов-вокалистов, допущенных приемной комисси-

ей к экзаменам для поступления на вокальный факультет (28 юношей

и 59 девушек). В анкете содержались вопросы о том, какое значение

для данного опрашиваемого певца имеют в процессе пения ощуще-

ния работы дыхания, резонаторов, голосовых связок и др. В результате

обработки анкетных данных было установлено следующее1.

Ощущениям дыхания 88,5% опрошенных придают боль-

шое и 11,5% среднее значение.

По ощущениям резонаторов 52,6% абитуриентов отда-

ют предпочтение верхним, 35,9%- верхним и нижним, 11,5%-

нижним резонаторам (10,3% затруднились ответить).

Ощущениям голосовых связок 34,5% абитуриентов не

придают или придают малое значение, 6,9% затруднились отве-

тить, а 58,6% (!) придают большое или среднее значение.

Таким образом, представления молодых певцов о технике пения

в части значимости для них в пении тех или иных певческих ощу-

щений весьма существенно отличаются от представлений

крупнейших мастеров вокального искусства главным образом тем,

что более половины молодых певцов ориентируются в пении на

ощущения работы голосовых связок.

Чем можно объяснить такое различие?

Представления певца о вокальной технике зависят не только от

его собственных субъективных ощущений, но и от той педаго-

гической среды, в которой воспитывался данный певец, на-

пример от теоретических воззрений учителя (а у певца бывает не

один, даже несколько учителей), от советов других певцов, полу-

ченных в порядке дружеского обмена опытом (и этими советами

не пренебрегали такие выдающиеся певцы, как Л. Паваротти,

взявший на вооружение совет Дж. Сазерленд «петь диафрагмой»,

см. § 4.7.), наконец, от знаний, почерпнутых из различного рода

методических руководств по пению и т.п.

1 В данной работе участвовала студентка Центра гуманитарных знаний Московской

консерватории Е.Г. Беляева.

364 В. П. Морозов

Поэтому хорошо, когда все эти источники информации формиру-

ют у певца представления о резонансных принципах пения, ре-

зонансную идеологию звукообразования. И тогда, «примеряя» эту идео-

логию к своему голосовому аппарату, он будет уже сам искать свои ин-

дивидуальные пути использования «даровой энергии» резонанса.

И, конечно, печально, когда источники информации твердят

певцу о том, что все достоинства его голоса заключаются в искус-

стве манипулирования голосовой щелью. Тогда неизбежно, по не-

умолимым законам психофизиологии (см. § 5.1.6.), он приходит к

«идеологии горлопения»,о пагубных последствиях которого

предостерегали многие выдающиеся певцы (Л. Тетрацини, Э. Ка-

рузо, С.Я. Лемешев и др.), т.е. рано или поздно, как пишет Тетра-

цини, горлопение приводит к потере даже самого сильного от при-

роды и красивого голоса (см. Приложение 1).

Отсюда вытекает практическая важность пропаганды среди

молодых певцов и вокальных педагогов принципов резонанс-

ной техники пения, которой в совершенстве владеют выдаю-

щиеся мастера вокального искусства.

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ

РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

Научно-практическая сущность РТИП состоит в том, что она ис-

ходит из практики мастеров резонансного пения, научно анализирует,

изучает и объясняет их певческий опыт (методами акустики, физио-

логии и психологии), выделяет основные принципы резонанс-

ного пения и рекомендует их практике вокального искусства

как научно обоснованный путь овладения резонансной техникой.

Сведения об особенностях техники пения мастеров вокального

искусства в наших исследованиях были получены разными мето-

дами: 1) это высказывания самих мастеров, по имеющимся ли-

тературным данным (М. Дейша-Сионицкая, А. Иванов, С. Леме-

шев, Э. Карузо, Л. Паваротти и др.); 2) специально проведенные

нами интервью с певцами о технике пения (М. Рейзен, И. Пет-

ров, Е. Образцова, Е. Нестеренко и др.); 3) интервью на ту же тему

других авторов; 4) проведенные нами акустические исследова-

ния голосов мастеров с помощью специально разработанных ком-

пьютерных методов, позволяющих как бы реконструировать

в о к а л ь н у ю т е х н и к у п е в ц а п о е г о г о л о с у и о п р е д е л и т ь

ее резонансную природу (см. § 7.4.2.); 5) проведенные нами

виброметрические исследования активности резонаторов

и особенностей дыхания, а также - обследование ряда психо -

______________Искусство резонансного пения ____________ 365

логических характеристик певцов разной квалификации, вклю-

чая высококвалифицированных вокалистов; 6) исследования дру-

гих авторов по литературным данным и т.п.; 7) применение

всех вышеназванных методов для сравнительного исследования

неквалифицированных певцов и речевого типа фонации.

Таким образом, при обобщении опыта мастеров вокального ис-

кусства нами были изучены и сопоставлены как их субъектив-

ные ощущения и представления о механизмах собствен-

ного голосообразования, так и результаты объективных аку-

стико-физиологических и психологических исследований. Резуль-

таты всех методов исследования представлены в тексте книги, и в

приложениях. Высказывания мастеров о резонансной технике при-

ведены в Приложении 1. Компьютерные исследования их голо-

сов - в Приложении 2 (альбом спектров).

Применение указанных методов позволило нам выделить (не-

смотря на безусловные индивидуальные различия певцов) ряд об-

щих, характерных для мастеров особенностей их вокальной техни-

ки, о которых шла речь на страницах монографии и которые мож-

но обобщить в виде пяти основных принципов резо-

нансного пения и соответственно- основных принципов его

формирования в процессе обучения. Принципы эти следующие.

Наши рекомендации