Занятие 21. КОТЯТА И ЩЕНОК
Оборудование: 2 бумажных силуэта кота, краски, кисточка — каждому ребенку; игрушки — коты белый и черный, мышка, собачка, кошка.
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы опять расскажем о кошке и ее котятах.
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
(Н. Пикулева: см. занятие 20)
Педагог. Шло время. Котята росли послушными и вскоре стали совсем большими.
Русская народная потешка
Дети
Как у нашего кота Ставят руки на пояс и выпол-
Шубка очень хороша, няют повороты туловища впра-
во-влево.
Как у котика усы Разводят руки от груди в сто-
Удивительной красы. роны и обратно.
Глаза — смелые, Поворачивают голову в стороны.
Зубы — белые.
Танец «Котята»(см. занятие 20) Педагог. Вот какие котята стали красивые: котики усатые,
котики полосатые.
Дети рисуют на силуэте одного кота полоски узкие, другого —
широкие.
Польская народная песня «Два кота»[6]
Педагог. Больше всего на свете коты любили ловить мышей. А что же мыши?
Разговаривали мыши:
— Два кота сидят на крыше
И бранятся меж собой За высокою трубой.
— Значит, заняты котишки? — Потирают лапки мышки. — Порезвимся — и в буфет! Будет праздничный обед!
(И. Демьянов)
Игра «Киса и мыши»(см. занятие 20) Педагог. Поиграли котики с мышками. А потом один котик пошел погулять, а второй стал в уголке умываться. А как? Покажите!
Дети показывают, как котик умывается.
Вот сел котенок в уголке, И мой вопрос: К чему он моет язычком И хвост, и нос?
Ответы детей.
Сел умываться кот — То, значит, гость идет.
(Р. Каука)
И, правда, котик умылся — гость пришел. А какой это гость, догадайтесь сами. (Загадывает загадку С. Еремеева.)
Это кто же к нам бежит И от радости визжит, А потом лежит у ног? Это маленький... (щенок).
Игра с собачкой
Педагог (показывает детям игрушечную собачку)
Вот на стуле я сижу И собачку я держу. Я собачку ставлю на пол,
Ставит собачку на пол, гладит ее.
Дай, собачка, детям лапу. Вот собачка подошла,
Подносит собачку к малышу. Ребенок называет свое имя, по-чсимая ей лапу.
Коле лапку подала.
(А. Ануфриева)
Мы с нашим щеночком познакомились. А самого щенка зовут Бобик. Он очень веселый и, хотя еще совсем маленький, уже помогает маме-собаке охранять дом.
С мамой весело играть, Дом не страшно охранять. Дружно лаем: — Кто идет На хозяйский огород?
(М. Дружинина)
Песня «Гав!»(Е. Макшанцева на мотив украинской народной мелодии «Ой, лопнул обруч»)
Педагог
Вот и Бобик к нам пришел —
Головой качает.
Вот и Бобик к нам пришел —
Ой, как громко лает!
Гав! Гав!..
Обычно котята и щенята ссорятся, но наш котик дружит с Бобиком.
Котик, в круг забегай И с щеночком поиграй!
Ритмическая игра «Котенок и щенок»(авторская)
Дети
Я — котик музыкальный,
Я музыку люблю.
Послушайте, ребята,
Как нежно я пою:
Мяу-мяу, мур-мур-мур! 2 удара по коленям, 3 хлопка в
ладоши.
Мяу-мяу, мур-мур-мур! Повторение хлопков.
А я, щенок веселый, Поют песенку.
Люблю я петь, друзья.
Послушайте, ребята,
Как громко лаю я:
Тяф-тяф, тяф-тяф, 4удара по коленям в ритме чет-
вертей.
Ав-ав-ав-ав-ав! Хлопки восьмыми.
Педагог. А вот и мама-кошка пришла.
Русская народная потешка «Кисонька-мурысонька»
Дети. Кисонька-мурысонька, где ты была?
Кисонька. На мельнице!
Дети. Кисонька-мурысонька, что ты там делала?
Кисонька. Муку молола!
Дети. Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
Кисонька. Прянички!
Дети. Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?
Кисонька. Одна!
Дети. Не ешь одна! Не ешь одна!
Педагог. Угостила мама-кошка оладушками котят и щеночка.
Песня «Ладушки»(Ж. Металлиди [15])
Дети
Ладушки, ладушки, Ладошками «пекут оладушки»
Мы пекли оладушки. (одна ладонь сверху, другая сни-
зу).
Получилось целых пять: Показывают широко раздвину-
тые пальцы.
Один Жучке надо дать! Загибают один палец.
Один коту с усами!! Загибают следующий палец.
Три съедим мы сами!!! Сжимают все пальцы в кулак.
Педагог. Что мы скажем маме-кошечке за угощение? Дети (хором). Спасибо!
Занятие 22.
У БАБУШКИ В ГОСТЯХ
Оборудование: большой платок; игрушки — собачка, кошка, мышка, блюдце; плоскостная миска, 5—6 разноцветных треу- гольников — каждому; ложки, погремушки, бубны; фонограмма любой колыбельной.
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы поедем в гости к бабушке. Она нас ждет, дожидается. А вместе с ней поджидают гостей и ее домашние животные — кошка и песик.
Двигательные упражнения «В гости к бабушке»
Педагог
Лады, лады, ладушки. Дети ходят топающим шагом.
Едем в гости к бабушке.
К нашей милой бабушке,
Бабушке-Забавушке.
Едут к ней ребятушки,
Малые внучатушки.
Кошка очень хороша, Ходят пружинящим шагом.
Ходит мягко, не спеша.
Сядет, умывается, Показывают, как кошка умы-
Лапкой вытирается. вается.
Вот щенок озорной. Бегут «пружинным» бегом, руки
Он с лохматой головой, согнуты в локтях перед грудью,
Бегает и лает, кисти свободны, голова припод-
Во дворе играет. нята.
(М. Михайлова, Н. Воронина)
Педагог надевает на голову платок и превращается в бабушку. Далее занятие ведется от имени Бабушки-Забавушки.
Бабушка. Здравствуйте, ребятки, малые внучатки! Давайте покажем, сколько у меня внучат.
Народная пальчиковая игра «Бабушка и внуки»
Бабушка
Было у бабушки десять внучат. Сжимают иразжимают пальцы.
Две Акульки в люльке качаются, Сжимают пальцы в кулаки и по-
Две Аринки на полатях очередно разжимают пальцы на
улыбаются, обеих руках одновременно, начи-
Два Ивана на лавке сидят, ная с мизинцев.
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, Показывают широко раздвину-
тые пальцы.
А бабушка одна. Показывают большой палец на
правой руке. Покажите-ка бабушке ваши ладошки.
Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки»
Бабушка
Наши ладушки-ладошки Поглаживают ладонью правой
Мягонькие, как у кошки. руки левую, как бы гладя кошку.
Наши лапки-лапушки Поднимают ладошки вверх и по-
Белы, как у заюшки. ворачивают их влево-вправо.
Наши ручки-птички, Взмахивают ручками-«птичка-
Как воробьи, синички. ми».
«К-ш-ш...» — полетели,
На головку сели, Кладут руки на голову.
Ладушки запели.
Русская народная песня «Ладушки»
Орнамент «Миска»
Бабушка. А хотите, детушки, узнать, кто у меня, у бабушки, в дому живет? Первый дружок у меня — это щеночек. Вот он какой красивый! (Показывает игрушечного щенка.)
Белые носочки на лапках у щенка. Видно, перешел он речку молока.
(А. Седугин) Сам-то щеночек очень красивый, а миска у него самая обыкновенная. Давайте украсим миску для щенка нарядным узором.
Дети украшают миску орнаментом из треугольников, чередуя их по цвету.
Понравилась такая посуда щенку Митрошке, он сразу принялся есть из нее кашу.
Русская народная игра «Щенок Митрошка»
У стены на стуле сидит игрушечный щенок Митрошка.
Дети
Ел щенок Митрошка Воспитатель «кормит» щенка
Кашку у окошка. кашей с ложки.
Уронил Митрошка Роняет ложку на пол.
Ложку за окошко.
Кто легок на ножку,
Беги, достань ложку.
Наташа! (Саша, Ваня...) Названный ребенок подбегает,
поднимает ложку и отдает ее
щенку.
Русская народная загадка
Бабушка. А еще живет у меня дома такая подружка. Посмотрю, сможете ли вы ее узнать?
Вся мохнатенькая, Сама усатенькая. Днем сидит и сказки говорит, А ночью бродит — на охоту ходит. (Кошка) Вот она, моя кисонька! Ой, а почему же она такая грустная?
— Здравствуй, Киса! Как дела? Что же ты от нас ушла?
— Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить! Ходите — зеваете,
На хвостик наступаете!
(И. Жукова)
Кисонька, не обижайся на нас! Мы больше не будем наступать на твой хвостик! Мы про тебя стихотворение расскажем.
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
(Н. Пикулевой: см. занятие 20)
Бабушка
Котя, котя, котя-кошечка, Не сиди ты на окошечке. Приходи ты, котя, в гости к нам, Я тебе сметанки вкусной дам!
(А. Ануфриева)
Все из блюдечка слизала И с ребятками играла.
«Угощает» кошечку «сметанкой» и показывает, как она лижет язычком.
Ритмическая игра «Оркестр»(авторская)
Бабушка
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! — Дети отстукивают ритм на
Ложки застучали. ложках.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! — Детки заиграли.
Динь-динь-динь,
динь-динь-динь! — Играют на погремушках. Пляшет погремушка. Динь-динь-динь,
динь-динь-динь! — Звонкая игрушка.
Там-там, там-там! — Четвертными длительное-
Бубен веселится. тями ударяют кулачком в
Там-там, там-там! — бубен.
Не надо торопиться!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля! — Играют все вместе.
Вместе мы играем, Тра-ля-ля, тра-ля-ля! — Дружно подпеваем.
А вот и мышка выглянула из своей норки!
Мышки, не мешайте кошке Ловить муху на окошке. Кошка муху лапкой — хвать! Лучше кошке не мешать!
(Т. Куликовская)
Игра «Киса и мыши»(см. занятие 20) Бабушка
Лады, лады, ладушки. Где были? — У бабушки! Нас бабуся привечала, Всех ребяток угощала.
Песня «Ладушки»(см. занятие 21)
Бабушка. Ай да бабушка! Как вкусно внучат угостила. А мы про нее песенку споем.
Песня про бабушку(по выбору)
Бабушка. Ну вот, попили-поели, поиграли-попели, теперь и спать пора.
Звучит колыбельная.
До свиданья, бабушка, Ходит Сон по лавочке В красненькой рубашечке, А Сониха — по другой — Сарафанец голубой. Они вместе идут, Дрему деточкам несут. (Русская народная пестушка)
Русская народная пестушка «Хамочек»
Перед выполнением упражнения надо потянуться, позевать. Дети
Первый хамочек — Ловят около рта зевотку.
На потолочек. Бросают ее на потолок.
Другой хамочек — Ловят зевотку.
На стенку. Бросают ее на стенку.
Третий хамочек — Ловят и бросают зевотку
вниз.
В постельку. Ложатся на ковер, закрывают
глаза и отдыхают под спокойную музыку. Затем, потягиваясь, встают.
До свиданья, бабушка, Бабушка-Забавушка.
Дети спокойно выходят из зала. 84
Занятие 23.