Методы качественного биомеханического анализа
Выбор методов и приемов, а также глубина и достоверность КБА во многом зависят от формы и содержания отправных данных. В большинстве случаев их приходится активно добывать, но иногда они «приходят» в готовом виде: литературные материалы, кинограммы или другие фото- и киноматериалы, собственные старые материалы. Отправные данные могут быть разных видов и иметь различные источники.
Для тренера главный источник—наблюдение, для спортсмена — самонаблюдение. Конечно, различие этих источников очень велико.
Самонаблюдение. К сожалению, не все спортсмены и тренеры придают самонаблюдению должное значение, не все ведут его активно и сознательно, продуманно и планомерно. Тем не менее оно всегда в тех или иных масштабах имеет место хотя бы как спонтанный, стихийно стимулируемый и осуществляемый процесс, продиктованный необходимостью либо случайными обстоятельствами. Таким образом, тренировка в самонаблюдении идет постоянно, так что с ростом спортивного стажа соответствующие умения совершенствуются.
Вряд ли можно сомневаться в том, что эффективность самонаблюдения значительно выше в тех случаях, когда оно представляет собой планомерный, целиком осмысленный и, главное, целенаправленный процесс, когда перед спортсменом ставятся долгосрочные задачи, вырабатывается адекватная задачам тактика и методика фиксации ощущений и восприятий.
Чтобы само наблюдение было в достаточной мере эффективным, спортсмен должен вполне определенно знать, что именно наблюдать, как и зачем. И чем точнее он знает это, тем точнее замечает и дифференцирует.
Каковы объекты самонаблюдения, что спортсмен может контролировать? Главным можно считать следующее.
1. Общий характер выполнения упражнения. Имеется в виду оценка легкости выполнения упражнения, степени гармонической слитности его деталей, согласования частных действий, результативности. Сюда же относится оценка эстетичности выполнения (в тех видах спорта, где эта характеристика существенна).
2. Общая форма системы (общий рисунок) движений, особенности пространственной и временной взаимосвязи внешних форм движений. Форма движений в ряде видов спорта является определяющим фактором—это общеизвестно и не нуждается в комментариях. Поэтому следует заострить внимание на том, что во всех без исключения физических упражнениях форма отдельных движений является, во-первых, отражением развиваемых спортсменом усилий в сочетании с действием внешних сил, а во-вторых—условием той или иной эффективности развития и приложения мышечных усилий, как и использования (либо уменьшения вредного действия) внешних сил.
3. Форма отдельных деталей движений. Данные о ней нужны для тонкого анализа движений. Обычно удается сравнительно уверенно и точно проконтролировать форму не более чем 1—2 деталей движений. Попытка «глобального» контроля приводит обычно к тому, что как следует заметить ничего не удается.
4. Ритм движений и частных действий. В ряде случаев такой контроль лучше удается при использовании звуковой модели ритма (обычно мысленно воспроизводимой). Самоконтроль ритма движений и частных действий— это, по сути дела, дополнительный косвенный контроль За их динамикой, ритмической стороной процессов напряжения и расслабления основных работающих мышечных групп,
5. Темп движений. Самоконтроль темпа движений особенно важен при выполнении упражнений (или действий) циклического характера. Он требует специального навыка, специфического «чувства темпа», которое развивается направленной тренировкой. Говоря о темпе движений, следует иметь в виду и дыхательные движения.
6. Точность движений. Контроль за точностью движений и частных действий требует умения распределять внимание, особенно в тех случаях, когда одновременно решаются и другие двигательные задачи. Осуществляется он как по результатам двигательного действия, так и по промежуточным ориентирам, в основном проприорецептивным.
7. Динамика движений и действий. Этот самоконтроль бывает довольно сложен, особенно в условиях соревнований, когда проприорецептивные оценки в той или иной мере искажаются в связи с эмоциональным напряжением. Компенсация и предупреждение искажений достигаются опытом самоконтроля именно в соответствующих ситуациях.
Наблюдение.И спортсмен, и тренер имеют огромные возможности получения отправных данных К.БА путем наблюдений: спортсмен—над другими спортсменами, тренер, кроме того, и над тем спортсменом, чью технику выполнения нужно подвергнуть анализу.
Наблюдения обычно достовернее самонаблюдений и по другой причине: их проводит тренер, человек опытный, тогда как возможности спортсмена (его знания, умения, навыки) значительно ниже. Не следует забывать, что хотя объекты наблюдения и самонаблюдения часто одинаковы, получаемая информация нередко различается по существу, по смысловому содержанию, и всегда— по форме. Поэтому наблюдение и самонаблюдение— взаимодополняющие процессы, составляющие в случае их удовлетворительной координации систему, благодаря чему получаемая информация не просто суммируется:вомногих случаях при сопоставлении появляется информация, не содержащаяся ни в наблюдениях, ни в самонаблюдениях, взятых порознь; возникают уверенность или сомнение в объективности полученной информации и выводов из нее, которых не было бы при использовании одного источника и которые порой совершенно необходимы для формирования правильных представлений.
Помимо перечисленных общих объектов наблюдения и самонаблюдения, следует назвать ощущения при поддержке и помощи: тренер может извлечь из них ценную косвенную информацию о выполнении спортсменом данных действий (как о динамике, так и о кинематике). Информация, которую получает тренер, осуществляя поддержку или помощь, ценна уже потому, что она отличается от визуальной информации по модальности: тренер получает ее от своих проприорецепторов и кожных рецепторов. Но не только в этом дело: главное в том, что это информация о динамике выполнения спортсменом данного действия, причем не о тех усилиях, которые он развивает, а об отклонениях от должных усилий. Иными словами, это прямая информация о том, как надо изменить систему усилий, чтобы выполнение действия было правильным. Наконец, очень важно, что тренер может получить представление о возможностях спортсмена в выполнении таких деталей действия, которые были ему недоступны из-за плохого выполнения других деталей, компенсируемого поддержкой или помощью.
Одна из серьезных задач наблюдения — получение информации об эволюции выполнения спортсменом рассматриваемого действия или упражнения, а такжеобизменениях в выполнении данного и других действий в связи с влиянием различных внешних и внутренних факторов. Конечно, это в большей или меньшей мере должно быть и объектом самонаблюдения.
Использование изображений двигательных действий.Изучение изображений двигательных действий, уступая во многом прямому за ними наблюдению, обладает и рядом преимуществ (например, снимаются или существенно уменьшаются временные ограничения для сбора информации, появляется возможность прямого измерения ряда пространственных соотношений. Изображения двигательных действий можно классифицировать по их функциональным педагогическим свойствам (схема 18).
Схема 18. Классификация изображений двигательных действий:
I — фотографии, 2—слайды и диафильмы, 3—стоп-кадры киноматериалов. 4 — кино- и контурограммы, 5—циклограммы, 6, 18, 20 — хронограммы, 7— «сырые» материалы киносъемки. 8 — видеозапись, 9 — простые кинокольцовки, 10 — разработанные кинокольцовки, 11—простые кинофрагменты, 12—разработанные учебные кинофрагменты и кинофильмы. 13—схемы действий, 14— зарисовки отдельных поз, 15—зарисовки серии последовательных поз, 16— модельные копии, 17 — копирующая демонстрация, 19—схемы. 21 — рисунки отдельных поз, 22—рисунки серии последовательных поз, 23 — модельная демонстрация, 24—демонстрация действия с условностями, облегчающими его выполнение и анализ
Объективныеизображения получают с помощью кино-, фото- или видеоаппаратуры. Для КБА могут быть использованы как съемки данного спортсмена во время выполнения им рассматриваемого упражнения, так и съемки других спортсменов и других упражнений, причем материал съемок может быть оформлен и обработан по-разному. Хронограммы составляют либо по материалам киносъемки (видеозаписи), либо с помощью секундомера с визуальным определением развития движений во времени. Неподвижные объективные изображения позволяют довольно точно воспроизвести картину зафиксированных моментов двигательного действия и его деталей, подвижные—его общую картину (в случае рапидной съемки или замедленного показа можно разглядеть действие подробнее и точнее).
Копирующие субъективные изображения могут в известной мере заменить объективные и применяются либо в связи с отсутствием последних, либо в целях экономии времени. Конструируемые изображения позволяют лучше анализировать невыполнявшиеся двигательные действия, воображаемые варианты техники упражнения и т. д. Поэтому такие изображения не могут быть заменены объективными. Конечно, конструируемые изображения можно оформить с помощью фото- или киноаппаратуры, но это не меняет их принципиальной сущности.
Опрос. Это очень информативное средство получения данных для анализа. С помощью опроса спортсмен или тренер пополняет свои собственные наблюдения и,проверяет их. Следует, однако, заметить, что опрашиваемый очень часто—сознательно или подсознательно—старается передать не просто свои наблюдения «в чистом виде», а какую-то свою версию замеченного, что имеет и положительную и отрицательную стороны. Версия может быть удачной, отвечающей истине, и тогда все наблюдения будут точнее, тоньше, глубже. Но версия может оказаться ошибочной, и тогда наблюдения опрашиваемого нередко подсознательно деформируются, искажаются. Это легко может ввести в заблуждение опрашивающего, особенно когда его собственные наблюдения расплывчаты и неполны (либо если он себе не очень доверяет).
Использование приборных данных. В КБА могут быть с успехом использованы данные проведенных ранее исследований: материалы измерений, обработанные результаты, выводы. Кроме того, некоторые приборы настолько просты и требуют для измерений такого незначительного времени и внимания, что могут без ущерба для решения других задач тренировки применяться в ее процессе, а полученные данные—в анализе выполнения упражнений (измерения с помощью секундомера, рулетки, портативного акселерометра и т д.). В КБА эти данные используются для сопоставления с аналогичными данными или для приблизительных расчетов.