Отличительные свойства лингводидактических тестов (ЛДТ)

Лингводидактическое тестирование (language testing) занимается разработкой и использованием языковых и речевых тестов и, с одной стороны, является областью методики преподавания иностранных языков, а с другой стороны, относится к педагогическому (предметному) тестированию как часть общей тестологии.

1. Объект тестирования – коммуникативная компетенция – знания, навыки и умения, тестируемые в речевых действиях. ЛДТ имеют вербальный характер (либо задания, либо ответ является вербальным);

2. В случае ЛДТ есть возможность построения шкалы абсолютной оценки с помощью понятия образованного носителя иностранного языка (ИЯ);

3. В педагогических тестах отдельные задания независимы друг от друга.

Классификация ЛДТ по целям тестирования

1. Тесты учебных достижений (achievement tests). Составляются точно по программе (учебнику). Используются для текущего, промежуточного, итогового контроля.

2. Тесты общего владения иностранным языком (ИЯ) (proficiency tests). Составляются независимо от программ (учебников) предыдущего обучения. Проверка умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы или учебы.

3. Диагностические тесты (diagnostic tests). Выявляют трудности и ошибки, типичные для данного контингента испытуемых.

4. Тесты способностей (aptitude tests).

5. Placement tests (распределительные, вступительные тесты). Служат для распределения тестируемых в равные по уровню обученности учебные группы. Это либо тесты достижений, либо тесты общего владения языком.

ЛДТ можно разделить на две группы:

1. языковые тесты

2. речевые тесты

Языковые тесты измеряют в основном лингвистическую компетенцию тестируемых. Примерами языковых тестов являются лексические и грамматические тесты.

Речевые тесты – тесты чтения, аудирования и др. можно условно разделить на:

а) традиционные

б) прагматические

в) коммуникативные.

Традиционные речевые тесты предназначены для выявления навыков и умений чтения, аудирования и письма с помощью традиционных приемов, например, вопросно-ответных заданий.

Примерами прагматических тестов являются тесты восстановления типа клоуз, диктанты и др.

Коммуникативные тесты – это в основном тесты устной речи.

Все речевые тесты измеряют какие-то компоненты коммуникативной компетенции.

Прагматические тесты – тесты, с помощью которых определение коммуникативной компетенции проводится на основе восстановления элементов текста (букв, слов, предложений), предъявленного визуально или аудиально, в котором определенным образом уменьшена избыточность информации. Проверяют лексико-грамматические и фонетико-грамматические навыки, память и ряд других способностей. Являются тестами общего уровня владения ИЯ.

Типы прагматических тестов

1. Диктант на фоне шума;

2. Классический клоуз-тест;

3. С-тест;

4. Б-тест.

Разновидности визуальных клоуз-тестов (подстановочных тестов)

1. Классический клоуз-тест. Пропускается каждое 4–7 слово текста. Минимальное количество заданий – 50. Недостаток: даже носитель языка не восстанавливает текст на 100%.

2. С-тест (си-тест). В каждом втором слове пропускается вторая половина букв. При нечетном количестве букв в слове пропускается бóльшая половина букв. Слово из 1 буквы не пропускается, далее следуют 2 задания подряд. Минимальное количество заданий – 100.

3. Б-тест. Шаг 3–4 слова. В каждом слове-пропуске указана первая буква. Минимальное количество заданий – 70.

4. Тесты с целенаправленной выборкой пропусков.

5. Редакторский тест. В тексте имеются лишние слова, которые нужно найти.

Для всех типов клоуз-тестов используются незнакомые тексты.

Преимущества ЛДТ

1) Возможность проконтролировать одновременно всю группу учащихся;

2) Более высокое качество заданий по сравнению с нетестовыми формами, благодаря их предварительной проверке в предтесте;

3) Экономия аудиторного времени за счет компактной письменной формы;

4) Возможность стандартизации процедур проведения тестов;

5) Более положительная мотивация и отношение тестируемых к тестовым формам контроля, так как исключена субъективность оценки;

6) Сравнительная легкость перевода тестов на ЭВМ.

Общим недостатком языковых и речевых тестов является их уменьшенная внешняя валидность. В случае языковых тестов это вытекает из искусственности изолированных от большого контекста заданий, а также из-за выборочных ответов.

Фрагмент С-теста

Wann können Jugendliche heiraten? Jungen können mit achtzen heiraten. Mädchen schon mit sechzehn, aber dann müssen die Eltern mit der Heirat einverstanden sein. Zur Zeit heiraten Männer durchschnittlich mit 28 und Frauen mit 25. Viele Jugendliche wollen zuerst unabhängig leben. Sie gehen von den Eltern weg, ziehen in eine andere Wohnung und sind berufstätig. Sie warten noch ein paar Jahre mit der Heirat. Wann können Jugendliche heiraten? Jungen können mit achtzen heiraten. Mädchen sc__ mit sech__, aber da__müssen d__ Eltern m__ der Hei__ einverstanden se__. Zur Ze__heiraten Män__durchschnittlich m__ 28 und Frau__ mit 25. Vi__ Jugendliche wol__ zuerst unab__ leben. S__ gehen v__ den Elt__ weg, zie__in ei__ andere Woh__und si__ berufstätig. S__ warten no__ ein pa___Jahre m__ der Hei__.

Педагогический контроль

Наши рекомендации