Возможно ли построение идеального
Образа врача-педагога?
Именно такой вопрос часто задают преподаватели во время обсуждения этих проблем на циклах ФПКП. Действительно, если существует проблема оценивания квалификации (психолого-педагогической, методической, специальной), то, вероятно, неплохо было бы иметь и некий ориентир — образ так называемого «идеального» врача-педагога. Надо сказать, что подобные попытки предпринимались в рамках исследований научной организации учебного процесса (НОУП) в 80-е годы и вплоть до середины 90-х годов. Однако эта работа так и осталась незавершенной, т.к. существует объективная сложность дать полный перечень профессиональных умений и действий преподавателя-медика.
Считая, что все-таки необходимо ответить на задаваемый вопрос, мы попробовали подойти к составлению обобщенного образа врача-педагога (понимая, что любая обобщенность приводит к стиранию индивидуальности) через представление основных качеств личности, черт характера, деятельностных способностей и через описание специфики содержания и структуры профессионального педагогического сознания и мышления.
В результате многочисленных экспертных оценок мы пришли к некоему так называемому обобщенному образу врача-педагога.
I. Личные качества:
—> личностная зрелость;
—> порядочность, нравственная зрелость;
—> креативность и эвристичность, готовность к работе в новых для себя ситуациях;
—> толерантность;
—> способность к децентрации, видению ситуации с разных точек зрения;
—> наблюдательность и восприимчивость;
—> интуиция, «чутье» на гуманитарные проблемы;
—> корректность, тактичность, деликатность;
—> независимость, принципиальность, способность не поддаваться давлению других людей, группы.
2.Коммуникативная компетентность:
—> уважение и внимательность к собеседнику, «беспристрастная заинтересованность»;
—> способность устанавливать контакт (со взрослыми и детьми);
—> способность слушать и слышать;
—> эмпатия;
—> искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения;
—> способность адекватно выражать собственную позицию;
—> коммуникативная гибкость и конструктивность, готовность разрешать межличностные проблемы;
—> способность работать в команде.
3.Методологическая и методическая грамотность:
—> понимание философско-антропологических основ высшего медицинского образования;
—> понимание специфики гуманитарной парадигмы; —> владение основными методами гуманитарного познания.
4.Профессиональная подготовка:
—> гуманитарное образование как дополнительное;
—> знание актуальной педагогической реальности, основных современных подходов, тенденций и новаций в сфере образования;
—> психологическая грамотность (знание основ психологии личности, личностного роста и психологического развития, психологии общения, педагогической психологии и т.д.);
—> умение организовывать педагогический процесс в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) и нормативной моделью деятельности преподавателя;
—> умение использовать современные психолого-педагогические методики (технологии) в преподавании специальных дисциплин; -» владение современными методами поэтапного, рубежного и итогового контроля знаний студентов;
—> умение достигать такого уровня обучения, который позволял бы студенту самостоятельно получать профессиональную информацию и оценивать се объективно;
—> умение создавать условия для самореализации студентов и понимать, что способствует и препятствует их полноценному психологическому развитию и профессиональному становлению в ходе обучения.
В результате обучения под руководством преподавателя студенты должны:
=> овладеть методами обследования пациента, диагностики, профилактики и лечения заболеваний;
=> уметь помочь пациенту осознать необходимость ведения здорового образа жизни;
=> научиться применять полученные знания на практике и стремиться постоянно их совершенствовать;
=> уметь анализировать результаты фундаментальных научных исследований и применять их для повышения качества медицинской помощи населению;
=> осознать важность деонтологического компонента врачебной деятельности и уметь применять принципы этики и деонтологии на практике;
=> уметь устанавливать эмоционально психологический контакт с пациентом.
Все сказанное выше позволяет подойти к определению понятий «педагогическое сознание» и «педагогическое мышление», формирование которых является целью психолого-педагогической подготовки врачей-педагогов.
Педагогическое сознание - центрированное на педагогических проблемах восприятие мира как мира «педагогизированного», видение педагогического процесса как целостного явления, центральное место в котором принадлежит формирующейся личности студента. В структуре педагогического сознания ведущее значение имеют педагогическое мышление и рефлексия.
Педагогическое мышление - вид практического мышления по решению профессионально значимых задач, заключающийся в способности непрерывной психолого-педагогической диагностики состояния всех компонентов учебного процесса, самооценки и оценки возможностей как отдельных студентов, так и группы в целом, способности проектирования, управления, моделирования, предвидения результатов деятельности, способности немедленного реагирования, принятия решений, организации коммуникаций между всеми участниками учебного процесса, что позволяет добиваться положительных результатов обучения и воспитания, формирования профессионально грамотных действий, активной профессиональной и личностной позиции будущего врача.