Патриотическое воспитание как один из аспектов социализации молодёжи
Исследователи отмечают, что патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее [2]. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу. А в современных социально-экономических условиях, с уверенностью можно сказать, что патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества.
Переход России от коммунистического режима к гражданскому правовому обществу не остался незамеченным, и в настоящее время молодежи в большей степени «навязываются» приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. По мнению многих ученых кризис происходит в душах людей, и с этим трудно не согласиться. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны. Поэтому современные проблемы патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы – кризиса духовности.
В общественном сознании эрозии подверглись такие ценности, как: Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детское сознание через СМИ и произведения искусства часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие чего у подрастающего поколения стало проявляться равнодушие к своей Родине, бездуховность. Исходя из этого, можно сказать, что общество находится в состоянии постоянной аномии, и такой вопрос как патриотическое воспитание становится одним из острых вопросов современности.
В соответствии со вступающим с 1 сентября 2013 года Федеральным законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к важнейшим принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относится гуманистический характер образования, воспитание взаимоуважения, гражданственности и патриотизма.
Главной задачей патриотического воспитания современной молодежи является формирование у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. По словам Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Им предлагаются следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [3].
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к жизни общества, ее достижениям и проблемам [1]. В современном мире сложно говорить о данном явлении, так как патриотическое воспитание долгое время отходило на задний план, и сейчас мы «пожинаем» негативные последствия этого. Молодые люди все реже вспоминают историю, все чаще думают о переезде в другую страну и забывают о том, что нашей Родине есть чем гордиться.
По нашему мнению, патриотическое воспитание является одним из важнейших факторов, способствующих эффективной социализации подрастающего поколения. Ведь под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотизм определяется, как потребность человека участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Задачами патриотического воспитания детей и молодежи являются:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, селу;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей [3].
Очевидно, что для реализации данных задач нужна единая государственная политика, необходимо создание соответствующей системы патриотического воспитания граждан, способной консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении.
В настоящее время реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, которая включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Данная Программа призвана сохранить непрерывность процесса по формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения этой цели в обществе должны быть решены следующие задачи: повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания; совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан; формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву; внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания; развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях [4].
Одно из важнейших мест среди программных мероприятий отводится работе с детьми и молодёжью, направленной на воспитание патриотизма.
Сформированность чувства патриотизма молодых граждан – это возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы развития общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства.
Таким образом, чтобы патриотизм не был ушедшим в прошлое понятием, а стал важным компонентом гражданского самосознания патриотическим воспитанием должны заниматься как первичные агенты социализации (семья, друзья и т.д.), так и вторичные (школа, институт, церковь, государство и др.).
На наш взгляд, основными задачами образовательных учреждений в области патриотического воспитания являются: формирование у молодого поколения осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему; воспитание патриотических качеств и национального самосознания; развитие и углубление знаний молодежи об истории и культуре родного края, о подвигах предков в деле защиты Родины и т.д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
4. Федеральное архивное агентство/ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.