РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. €

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 41

Грамота. Звуки [з], [з']. Буквы З,з

Цель:

• закрепить звуки [з], [з'], их отчетливое произношение, умение находить наличие и место звука в слове, составлять слова по первым звукам названий картинок: составлять 'звуковую схему слов;

·познакомить с буквами З, з; закрепить их зрительный образ;

·закрепить «работу» гласных букв И, ё, е, ю:

·отрабатывал, умение читать слоги, ориентируясь на гласную букву, до­говаривать слоги до целого слова; подбирать картинку (слово) к 'звуко-буквенной схеме; читать слова и предложения с 3 и другими буквами;

• подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже: понимать многозначность слов, составлять с ними пред­ложения;

• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание. память;

• воспитывать умение правильно, понятно для окружающих излагать свои мысли.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. 1. Назовите слова-предметы. По первым звукам составьте слово (зима)

2. Назовите, что изображено на картинках. Где спрятались звуки [з], [з']?

Соедините слова-названия со схемами. Какой предмет (или слово) лишний? Объясните. Лыжи= в этом слове нет звуков [з], [з'].

3. Составьте 3 предложения с этими словами. Ребенок произносит пред­ложение, а все дети считают количество слов в нем.

4. В небесах она сверкает,

Нашу елку украшает.

Не померкнет никогда

В новогодний день ... (звезда).

Составьте звуковую схему слова звезда.

5. Характеристика звука. Что вы узнали на прошлом уроке про 'звуки [з], [з']. (Они согласные: [з]- согласный твердый, [з'] - согласный мягкий.)

Произнесите эти звуки. Слышен голос? (Да) Значит, звуки [з], ['з'] (Звонкие)

6. Знакомство с буквами З,з. В русском языке мягкие и твердые согласные звуки обозначаются одним знаком - буквой.

Сегодня это буква З, она обозначает и звук [з], И 'звук [з']· Обведите звездочки с правильным изображением буквы 3.

111. Обучение чтению слогов, слов, предложений с изучаемой буквой(опираясь на упражнения в рабочей тетради).

IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму,

V. Итог.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 42

Грамота (закрепление). Звуки [с], [с']-- [з], [з']. Буквы С--З.

Цель:

• учить дифференцировать звуки [с], [с'], ['з], ['з'] по звонкости-глухости на слух, при чтении и на письме;

• упражнять в написании слов и составлении к ним звуковых схем; чтении слогов, слов с С, З; составлении слов из «рассыпавшихся» слогов и букв;

• показать словоизменение путем 'замены одного звука (игра «Наоборот») и одной буквы (разгадывание ребусов);

• развивать фонематический слух, восприятие, аналитическое мышление, мелкую моторику:

• воспитывать навыки коллективной работы.

Ход занятия

Организационный момент.

- Какая пара у звука З? Почему?

Друзья.

Жили-были две девочки. Не просто жили, а дружили. В имени одной девочки слышится звук [с]. Как ее могли звать? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.)

Ее звали Соня. (Произнося имя, выделите голосом звук [с]: Сссоня.) За­пишите имя девочки в клеточки и составьте звуковую схему.

В имени другой девочки слышится парный со звуком [С] звонкий звук.

Какой? [з]. Как ее могли звать? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.) Девочку звали Зоя. (Повторите имя, выделите голосом звук [3]: 3ззоя.) Запишите- имя девочки в клеточки и составьте 'звуковую схему.

Надо сравнить эти схемы. Почему они одинаковые?

II. 1. У Сони были игрушки и предметы, в названии которых есть звуки [c], [с']. Какие игрушки могли быть у Сони'?

А у Зои были игрушки и предметы, В названии которых есть звуки [з], [з']. Какие игрушки могли быть у Зои?)

Рассмотрите девочек на картинке. Как вы думаете, кто из них Соня, а кто Зоя? Почему?

Какие игрушки и предметы на картинках принадлежат Соне, а какие Зое?

Соедините предметы с девочками.

2. Игра «Запомни повтори».

З. Игра «Наоборот», Преподаватель произносит слог (слово) со звуком [ с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з]].

III. Прочитайте слоги, сравните,

Соберите бусы. Проследите глазами по ниточке и соберите слова из бусинок.

Прочитайте слова. Разгадайте ребусы

Наши рекомендации