РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ.
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 41
Грамота. Звуки [з], [з']. Буквы З,з
Цель:
• закрепить звуки [з], [з'], их отчетливое произношение, умение находить наличие и место звука в слове, составлять слова по первым звукам названий картинок: составлять 'звуковую схему слов;
·познакомить с буквами З, з; закрепить их зрительный образ;
·закрепить «работу» гласных букв И, ё, е, ю:
·отрабатывал, умение читать слоги, ориентируясь на гласную букву, договаривать слоги до целого слова; подбирать картинку (слово) к 'звуко-буквенной схеме; читать слова и предложения с 3 и другими буквами;
• подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже: понимать многозначность слов, составлять с ними предложения;
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание. память;
• воспитывать умение правильно, понятно для окружающих излагать свои мысли.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. 1. Назовите слова-предметы. По первым звукам составьте слово (зима)
2. Назовите, что изображено на картинках. Где спрятались звуки [з], [з']?
Соедините слова-названия со схемами. Какой предмет (или слово) лишний? Объясните. Лыжи= в этом слове нет звуков [з], [з'].
3. Составьте 3 предложения с этими словами. Ребенок произносит предложение, а все дети считают количество слов в нем.
4. В небесах она сверкает,
Нашу елку украшает.
Не померкнет никогда
В новогодний день ... (звезда).
Составьте звуковую схему слова звезда.
5. Характеристика звука. Что вы узнали на прошлом уроке про 'звуки [з], [з']. (Они согласные: [з]- согласный твердый, [з'] - согласный мягкий.)
Произнесите эти звуки. Слышен голос? (Да) Значит, звуки [з], ['з'] (Звонкие)
6. Знакомство с буквами З,з. В русском языке мягкие и твердые согласные звуки обозначаются одним знаком - буквой.
Сегодня это буква З, она обозначает и звук [з], И 'звук [з']· Обведите звездочки с правильным изображением буквы 3.
111. Обучение чтению слогов, слов, предложений с изучаемой буквой(опираясь на упражнения в рабочей тетради).
IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму,
V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 42
Грамота (закрепление). Звуки [с], [с']-- [з], [з']. Буквы С--З.
Цель:
• учить дифференцировать звуки [с], [с'], ['з], ['з'] по звонкости-глухости на слух, при чтении и на письме;
• упражнять в написании слов и составлении к ним звуковых схем; чтении слогов, слов с С, З; составлении слов из «рассыпавшихся» слогов и букв;
• показать словоизменение путем 'замены одного звука (игра «Наоборот») и одной буквы (разгадывание ребусов);
• развивать фонематический слух, восприятие, аналитическое мышление, мелкую моторику:
• воспитывать навыки коллективной работы.
Ход занятия
Организационный момент.
- Какая пара у звука З? Почему?
Друзья.
Жили-были две девочки. Не просто жили, а дружили. В имени одной девочки слышится звук [с]. Как ее могли звать? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.)
Ее звали Соня. (Произнося имя, выделите голосом звук [с]: Сссоня.) Запишите имя девочки в клеточки и составьте звуковую схему.
В имени другой девочки слышится парный со звуком [С] звонкий звук.
Какой? [з]. Как ее могли звать? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.) Девочку звали Зоя. (Повторите имя, выделите голосом звук [3]: 3ззоя.) Запишите- имя девочки в клеточки и составьте 'звуковую схему.
Надо сравнить эти схемы. Почему они одинаковые?
II. 1. У Сони были игрушки и предметы, в названии которых есть звуки [c], [с']. Какие игрушки могли быть у Сони'?
А у Зои были игрушки и предметы, В названии которых есть звуки [з], [з']. Какие игрушки могли быть у Зои?)
Рассмотрите девочек на картинке. Как вы думаете, кто из них Соня, а кто Зоя? Почему?
Какие игрушки и предметы на картинках принадлежат Соне, а какие Зое?
Соедините предметы с девочками.
2. Игра «Запомни повтори».
З. Игра «Наоборот», Преподаватель произносит слог (слово) со звуком [ с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з]].
III. Прочитайте слоги, сравните,
Соберите бусы. Проследите глазами по ниточке и соберите слова из бусинок.
Прочитайте слова. Разгадайте ребусы