Русская национальная школа 2 страница
Сегодня между идеальными моделями и реальным положением дел существует заметная разница. На практике в педагогическом образовании доминирует функциональный подход, который выражается в слабых связях между учебными дисциплинами, в подготовке к отдельным видам учебной и педагогической деятельности. Вследствие этого отсутствует целостное педагогическое образование.
Учителей начальной школы готовят педагогические училища и педагогические колледжи (1-3 года), а также специализированные 4-5-летние факультеты в педагогических институтах и педагогических университетах. Учителей средних школ готовят педагогические институты, педагогические университеты и университеты (5 лет).
Программа подготовки учителя средней школы состоит из двух блоков. В первый блок входят предметы, соответствующие профилю факультета (исторический, математический, биолого-химический, физический, географический, филологический, иностранных языков и др.). Второй блок включает комплекс психолого-педагогических дисциплин (теория педагогики, педагогическая антропология, психология, методики обучения, история педагогики, сравнительная педагогика и пр.) и педагогическую практику.
Педагогическая подготовка состоит из общего, особенного и единичного. Общее - это нормативные педагогические дисциплины, которые обеспечивают формирование фундаментальных знаний в области педагогики, овладение основами педагогических умений и навыков, необходимых каждому учителю. Особенное - это дополнительные элективные дисциплины по выбору, факультативы (с учетом специфики факультетов). Единичное – это индивидуальные занятия (работа по индивидуальному плану, самостоятельная работа), направленные на развитие творческих способностей студентов, приобретение ими опыта творческой деятельности и индивидуального стиля работы.
Педагогическое образование в педагогических институтах, педагогических университетах и университетах имеет определенные различия. В университетах психолого-педагогическая подготовка менее насыщенна. В педагогических университетах программы предусматривают значительно больший спектр специализации, чем в педагогических институтах.
В стране действует система государственных учреждений по повышению квалификации и переподготовке учителей. Основную роль играют республиканские, краевые, областные и городские институты усовершенствования учителей (ИУУ). ИУУ организуют курсы повышения квалификации (до 3 мес.), открытые уроки, семинары, методические объединения, совещания учителей, педагогические чтения.
Стандартными программами курсов повышения квалификации предусматриваются изучение психолого-педагогических проблем, научно-методическая подготовка. Около 65 % учебного времени отведено на лекции, остальные часы – на практические и семинарские занятия. ИУУ могут самостоятельно корректировать программы курсов повышения квалификации.
Переподготовкой и повышением квалификации учителей занимаются также районные и городские педагогические методические кабинеты. Они организуют конференции, семинары. Их участники заслушивают и обсуждают доклады, знакомятся с опытом работы учебных заведений, осваивают новые методы обучения, технические средства обучения.
Состав преподавателей ИУУ и педагогических методических кабинетов формируется из квалифицированных учителей, ученых, преподавателей педагогических вузов. В повышении квалификации учителей принимают участие педагогические институты и педагогические университеты. При них организуются семинары, конференции, школы для учителей.
Федеральной программой развития образования (1992-1993) предусмотрено модернизировать систему учреждений по повышению квалификации учителей.
36. Философия Конфуция.
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.
Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.
В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".
Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.
Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь").
Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных мужей" упомянутым "шести искусствам".
Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). В нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе.
Приведем некоторые изречения из этой книги, определявшие высокое назначение и принципы воспитания и обучения: "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?", "Учиться без пресыщения", "Учиться и время от времени повторять изученное".
Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат "Книга обрядов" (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть"; "Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца", "Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях"; " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься"; "Питай почтение к последовательности"; "Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны", "Учитель и ученик растут вместе" и т.д.
В трактате есть глава "Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В главе излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7-8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей, и, наконец, через девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".
По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки об обучении" ("Сюэ цзи") (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.
На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.
37. Философско – педагогические взгляды Я.А.Коменского
"Великая дидактика", изданная в окончательном варианте в 1657 году и представляющая универсальное искусство "обучения всему всех ". Коменский считал ее единственной наукой, включающей в себя проблемы обучения и воспитания.
Мотивы, которые склонили Коменского к занятию искусством обучения всех всему, носили социальный характер.
На этом фоне понятными становятся демократические стремления Коменского, реализацией которых должна была служить его "Великая дидактика". В ней он писал :" В школы следует привлекать не только детей богатых и знатных, но и одинаково всех : благородных, плебеев, богатых и бедных, мальчиков и девочек, из городов и сел".
Общее образование, которого добивался Коменский, должно было быть всесторонним и практически полезным, чтобы дети были подготовлены на все случаи жизни.
В основе дидактических взглядов Коменского лежит сенсуалистическая теория познания. Признавая, что истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависит прежде всего от показаний органов чувств, Коменский особое внимание уделял принципу наглядности в обучении. В "Великой дидактике" он представлял ее следующим образом : "Пусть это будет золотым принципом для обучаемых, чтобы доверяли только чувствам в чем только могут : воспринимали только видимые глазу вещи, слышали слышимое, воспринимали запахи, чувствовали вещи, имеющие вкус, осязали осязаемое, а если что-то подвластно нескольким чувствам, то следует доверять сразу нескольким".
Забота Каменского об охвате обучением всех людей нашла свое выражение в его работе, направленной на создание универсального метода обучения.
Между этой методикой и схоластическими методами должна быть, такая же разница, как между средневековым искусством переписывания книг и типографским искусством. Зло схоластического метода он видел в книге, предназначенной для догматического вербального обучения, и поэтому он мог считать, что достаточно только заменить книгу, дать, вместо грамматики Альвара его собственную книгу "Открытая дверь к языкам" или "Мир чувственных вещей в картинках", и результаты обучения повысятся независимо от преподавателя.
Большой заслугой Коменского является обоснование классно-урочной системы школьного обучения. Эта система нашла в Польше достаточно широкое применение еще до пребывания Коменского в Лешно, но только в "Великой дидактике " он развернул ее, усовершенствовал и обосновал. В этой работе им выделены четыре шестилетних ступени, включающие годы учебы и воспитания молодого человека : сначала в материнской школе (до 6 лет), затем в школе родного языка (6-12 лет), в школе латинского языка (12-18 лет) и, наконец, в академии (до 24 лет). Для всех этих ступеней Коменский разработал новые программы обучения. При этом он предполагал, что в течение первых шести лет ребенок воспитывается под наблюдением матери, а затем заканчивает школу родного языка, существующую в каждом городе и в каждом селе, высшие ступени школы должны быть доступны только способным детям.
Большое значение для дидактики имели представления Коменского о возможности совершения изменений в людях. Будучи весьма религиозным, он считал тем не менее, что человек изменяется не только под влиянием молитвы и божьего благоволения, но и благодаря самостоятельному образованию и участию в " улучшении дел человеческих". Этот диалектический взгляд на человека и его способности как выражение педагогического оптимизма представляется очень современным. С точки зрения современной дидактики мы можем оценить, как далеко отходит он даже от весьма прогрессивных для тех времен взглядов, олицетворением которых является "Великая дидактика".
В школах тогда прием учащихся производился в различное время, в течение всего года. Ученики хотя и посиживали совместно в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, личным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтоб прием в школу производился один раз в году, чтоб учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок обязан иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель обязан пристально смотреть, чтоб все учащиеся воспринимали активное роль в упражнениях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей (декурионов)
В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров. "Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости".
Законы хорошо организованной школы:
· 2. Законы относительно целей школы
· - учить знанию, применять знания
· - говорить и мыслить
· Закон о месте занятий
· - курс расписан на стенах, дверях
· - зал для общих дел не украшали
· 4. Закон о надлежащем распределении времени
· - отдых после обеда с учетом возрастных особенностей
· - увлечение театром исходя из эпохи
· 5. Закон об образцах для проведения работы
· 6. Закон о книгах: светские, церковные
· 7. Законы, касающиеся метода, которого нужно придерживаться при обучении и учении
· 8. Закон для испытаний
· 9. Закон о театральных представлениях: умение общаться
· 10. Закон об отдыхе
· 18. Закон для коллегии: призывал жить в коллективе
· 19. Закон для воспиания
· 20. Закон о педагогах: Учитель высокон. Образованный, делает все без скуки
38. Философско – педагогические взгляды ДЖ.Локка
Дж. Локк (1632-1704).Творчество философа и педагога Джона Локка сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего педагогическом трактате "Мысли о воспитании" и философском сочинении "Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.
Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта. Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и на основе ее собственных наблюдений ученого, которые он сделал в качестве наставника детей в дворянских семьях.
Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о цели, задачах и содержании образования, о методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.
В отличие от картезианства, отправная формула которого "я мыслю - следовательно, существую" означала критику чувственного опыта как критерия познания, Локк утверждал, что человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской" (tabula rasa), готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.
Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом есть определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо его постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключения могут быть лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).
В набор дисциплин и занятий Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения - "хорошие манеры и знание света".
Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение: "Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми".
Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает и предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т. е. выходцев из верхов, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.
Придерживаясь традиций сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения - "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.
39. Философско – педагогические взгляды М.Монтессори.
Итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) Первым и главным педагогическим кредо М. Монтессори является мысль о том, что гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях.
Любая жизнь,- говорила Монтессори,- есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, суть воспитания не в формирующем воздействии на ребенка а – в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Следует предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. В соединении с моментом свободы находится дисциплина, которую Монтессори трактовала как активность, регулируемая и контролируемая самим ребенком. В задачу воспитателя входит организация условий для самостоятельной деятельности ребенка, который идет своим путем, реализуя свою природу.
М. Монтессори создала привлекательные и простые в применении дидактические материалы, важнейший компонент педагогической среды. Это позволило реализовать принцип самообучения. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину. Приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность.
Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими и этот выбор он делал сам, следуя определенным, коллективно установленным правилам. Ребенок учился быть в обществе других людей, развивая таким образом навыки социального поведения.
Монтессори также создала новое в то время педагогическое направление – педагогику раннего детства, увидев именно в этом отрезке развития детей огромные потенциальные возможности.
Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствует программе, заложенной в нем природой. Психолого-физиологической основой этого процесса является так называемый «абсорбирующий разум». По мнению Монтессори, в отличие от взрослых, приобретающих знания при помощи разума, ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Впечатления не только пронизывают сознание, но и формируют его, как бы воплощаясь в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть». И роль взрослых не в обучении, а в помощи « разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. Задача педагогов - помощь в жизни ребенка, в его психическом становлении, в « содействии разуму в разнообразных процессах его развития, поддержании сил и укреплении его бесчисленных возможностей»
Интерес к системе Монтессори в XX в. Пережил две кульминации. Первая - в 10-40-х гг. – была связана с деятельностью М.Монтессори. В это время она много ездила по Европе выступала в США, в Южной Америке, в Азии, и куда бы она ни приезжала, всюду возникали детские детские учреждения, работавшие по системе Монтессори. Они возникали десятками в различных странах. Педагогика Монтессори не знала государственных, национальных и религиозных границ. В короткий срок она распространилась по всему миру, найдя горячих и преданных сторонников. Второй пик популярности начал нарастать в конце 50-х годов и продолжается и поныне. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори. Только в Голландии их более двухсот. В США, Европе, России работают специальные фабрики, выпускающие ее дидактические материалы. С 1929 года действует «Международная Монтессори-ассоциация»
В Россию педагогика Монтессори пришла в 1910 году и тесно связана с именем Юлии Ивановны Фаусек. В течении 20 лет она неустанно пропагандировала Метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала несколько фундаментальных работ самой М. Монтессори. При участии Ю.И.Фаусек были открыты многие детские учреждения по методу Монтессори.
При Институте дошкольного образования велась научная , экспериментальная работа, связанная с Методом,- преподаватели кафедры студенты и другие энтузиасты, посвятившие себя изучению системы Монтессори, имели возможность непосредственной практики в Монтессори саду. Но на одном из заседаний научно-педагогической секции Государственного ученого Совета в 1926 году была принята резолюция, запрещающая метод Монтессори, поскольку он по целому ряду параметров ( отсутствие коллективного воспитания, связь с жизнью, с общественно –полезным трудом) совершенно расходилась с официальными педагогическими установками и идеологическими догмами.
Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М.Монтессори глубоко символичен. Это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, с необходимостью развития способности успешно действовать в непрерывно меняющемся мире.
40. Философско-педагогические взгляды И.Пестолоцци.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава " народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.
И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Как многие таланты, Песталоцци был доверчив до наивности. Но вместе с тем это был человек несгибаемой воли, не пасовавший перед преследовавшими его неудачами.
В 1774 г. Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным влиянием идей Руссо после прочтения "Эмиля". В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Он надеялся посредством связанного с производительным трудом воспитания дать сиротам и беспризорным надежду на независимую и активную жизнь. "Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе", - пишет Песталоцци о своих наблюдениях в Нейгофе.
Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали также минимальное общее образование (учились письму, счету, чтению, пению). В сущности, это была попытка соединить обучение с производственной деятельностью.
В 1780 г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Надежды материально обеспечить приют за счет производительного детского труда потерпели крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию.
Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман "Лингард и Гертруда", который принес ему некоторые средства, а главное - громкую славу. Так, Законодательное собрание Французской республики объявило Песталоцци почетным гражданином Франции.
В 1789 г. у Песталоцци появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где с особой тщательностью организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение и ведет исследовательскую работу по этим проблемам. У него рождается идея элементного умственного, нравственного и физического воспитания.
Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновлял педагогическую работу сначала в Бургдорфе (1800-1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805-1826).
На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщает свой опыт. Среди них - знаменитая "Лебединая песня".
Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы - простейшие составные части человеческого знания. Познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов.
Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к "высокой и простой сообразности с природой". Однако он расставил иные акценты в соотношении биологических факторов воспитания и социальных, выдвинув тезис "жизнь формирует". Воспитание Песталоцци рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что "обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него".
Песталоцци немало сделал для того, чтобы педагогика отвечала требованиям времени. Актуален в этой связи его взгляд на опытные школы как генераторы научных педагогических идей.
Путем реализации своей педагогической теории Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы. Число, форму, язык он определил как первичные элементы умственного воспитания, отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, упорядоченности, красоты – как элементы нравственного воспитания, череду взаимосвязанных простых телодвижений, умения ударить, кинуть и пр. - как элементы физического и трудового воспитания и т.д. Указанные элементы Песталоцци предлагал сделать первоосновой для разностороннего развития личности. Элементы - своеобразные "кирпичики", из которых, по Песталоцци, складывается воспитание. Число "кирпичиков" постепенно увеличивается. Так, при нравственном воспитании происходит расширение круга детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т.д. Об элементном нравственном воспитании Песталоцци писал: "Все элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится..."