Индивидуальный стиль педагогической деятельности
· Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
o в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
o характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
o выборе методов обучения;
o подборе средств воспитания,
o стиле педагогического общения;
o реагировании на действия н поступки детей;
o манере поведения;
o предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
o применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова (Маркова А.К., Никонова А.Я., 1987. С. 41-42) рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики (рис. 14 ).
1. Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
o преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
o адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
o оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
o рефлексивность-интуитивность.
2. Аналогично выделяются динамические характеристики (рис. 15).
3. Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/972/972014.htm; см. статью Аминова Н.А. "Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы").
Педагогическая акмеология
Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога. Одно из центральных понятий педагогической акмеологии - это понятие профессионализма педагога (Маркова А.К., 1996; см. аннотацию). Под ним понимается интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся). (Акмеология, 2002. С. 444)
(http://elite.far.ru/; см. сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС).
· По мнению А.К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев, среди которых:
o объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.);
o субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентаций профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;
o процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;
o результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе) (Акмеология, 2002).
· Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:
o уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;
o уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.;
o уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств и сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;
o уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания (Кухарев Н.В., 1990; см. аннотацию).
А.К. Марковой разработано модульное представление профессиональной компетенции учителя, а Л.М. Фридман предложил схему психологического анализа педагогического опыта (см. анимацию)
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html; см. лабораторию профессионального развитя личности ПИ РАО).
Резюме
· Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
o На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
o Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
o Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
· Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
o К группе педагогических способностей в первую очередь относятся: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение; требовательность как черта характера; педагогический такт; организаторские способности; простота, ясность и убедительность речи.
o Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
o Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
· В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
o Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
o Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические; проектировочные; конструктивные; коммуникативные; организаторские.
· В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя, как мы уже отмечали в предыдущей теме, входят: общая направленность его личности; некоторые специфические качества; профессиональная работоспособность; физическое и психическое здоровье.
o В разрабатываемой в настоящее время модели личности учителя в контексте той же схемы "деятельность - общение - личность" выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой: проектировочно-гностические способности и рефлексивно-перцептивные способности.
o Рефлексивно-перцептивные умения педагога образуют органичный комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивание своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося.
o Механизмы идентификации, эмпатии и децентрации являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося.
· Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, предполагающей, как правило, взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.
o А.К. Маркова отмечает четыре наиболее характерных стиля деятельности учителя: эмоционально-импровизационный; эмоционально-методический; рассуждающе-импровизационный; рассуждающе-методический.
o А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделяют три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики.
· Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога. Одно из центральных понятий педагогической акмеологии - это понятие профессионализма педагога. Под ним понимается интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся).
o Психологическая структура деятельности педагога включает следующие компоненты: проектировочный; конструктивный; организаторский; коммуникативный; гностический.
o Профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев, среди которых: объективные критерии; субъективные критерии; процессуальные критерии; результативные критерии.
Словарь терминов
1. Дидактогения
2. Задатки
3. Педагогическая акмеология
4. Педагогическая наблюдательность
5. Педагогическая система
6. Педагогический такт
7. Рефлексивно-перцептивные умения
8. Рефлексия
9. Способности
10. Способности академические
11. Способности гностические
12. Способности дидактические
13. Способности коммуникативные
14. Способности конструктивные
15. Способности общие
16. Способности организаторские
17. Способности педагогические
18. Способности перцептивные
19. Способности специальные
20. Эмпатия
Вопросы для самопроверки
1. Как в психологии трактуются способности?
2. Чем отличаются способности от задатков?
3. Как понимаются способности в научной школе Б.М. Теплова?
4. Как соотносятся талант и гениальность со способностями?
5. Что такое "общие способности"?
6. Назовите основные направления изучения способностей в психологии.
7. Дайте определение понятию "педагогические способности".
8. Какие свойства являются ведущими в педагогических способностях?
9. Что такое "педагогический такт"?
10. Как определяется педагогическая наблюдательность в психолого-педагогической литературе?
11. Назовите базовые педагогические способности.
12. Какие педагогические способности выделяет Ф. Н. Гоноболин?
13. Дайте характеристику организаторских способностей.
14. Какие способности учителя выделяет В.А. Крутецкий?
15. Что такое "перцептивные способности"?
16. Чем отличаются речевые способности учителя от коммуникативных?
17. Какие функции выполняет педагогическое воображение (или прогностические способности)?
18. Кто разработал наиболее полную на сегодняшний день системную трактовку способностей?
19. Что такое "педагогическая система"?
20. Какие структурные компоненты составляют суть педагогической системы?
21. Чем отличаются функциональные компоненты педагогической системы от структурных?
22. Какие уровни педагогических способностей выделяет Н.В. Кузьмина?
23. Чем отличается первый уровень способностей от второго (по Н.В. Кузьминой)?
24. Назовите общие педагогические способности.
25. Чем отличаются гностические способности от проектировочных?
26. Чем "обеспечиваются" коммуникативные педагогические способности?
27. Какие профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя выделяет А.К. Маркова?
28. Что включает в себя, по А.К. Марковой, структура субъективных факторов?
29. Что такое "аутопсихологическая компетентность"?
30. Какие три основные стороны труда учителя выделяет А.К. Маркова?
31. Чем, по Н.В. Кузьминой, отличаются проектировочно-гностические способности от рефлексивно-перцептивных?
32. В чем суть рефлексивно-перцептивных умений учителя?
33. Какие механизмы являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося?
34. Что такое "эмпатия"?
35. Как трактуется рефлексия в психолого-педагогической литературе?
36. Назовите базовые умения педагога.
37. В чем суть проектировочных умений педагога?
38. Что включает в себя конструктивный компонент деятельности педагога?
39. Перечислите базовые организаторские умения.
40. Что такое "стиль педагогической деятельности"?
41. Какие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя выделяет А.К. Маркова?
42. Чем отличается, по А.К. Марковой, эмоционально-методический стиль педагогической деятельности от рассуждающе-импровизационного?
43. Назовите основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности.
44. Какие три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности рассматривают А.К. Маркова и А.Я. Никонова?
45. Что такое "педагогическая акмеология"?
46. Назовите основные критерии определения профессионализма по А.К. Марковой.
47. Охарактеризуйте основные уровни профессионализма педагога.
Список литературы
1. Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.
2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
4. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.
6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
8. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. метод. пособие. М., 1999.
9. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
11. Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М., 1994.
12. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.
13. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.
14. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
15. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
16. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.
17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
18. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.
19. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
21. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
22. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.
23. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995.