Понятие проф. этики. Место проф. этики в сист-ме общей этики
Проф. и моральное в жур-ке. Жур-ка как моральный камертон общ-ва.
Современная жур-ка играет беспрецедентную роль в формировании общественного мнения.
Действенный фактор в формировании духовности и социализации личности – пресса знакомит читательскую аудиторию с социально историческими корнями. От СМИ, от культуры жур-та зависит уровень нравственной культуры общества в целом.
Жур-ка, как профессия моральная по своей природе, стремится к выполнению сверхзадач- обеспечение аудитории объективной, точной, соц.значимой инф.
Природа и генезис морали. Формирование проф. морали жур-та.
Мораль возникла вместе с появлением человека. Мораль – с лат. Нравы, обычаи, характер. В 1-ом тыс. до н.э. появляется фундаментальное правило морали – «золотое правило»: «Относись к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе» (упоминается в «Одиссея» Гомера, в учениях Конфуция) Цицерон: моральный = этический, а моральную философию (т.е. этику) трактовал как учение о добродетели. Толковать и изучать мораль, как науку стали 17-18 вв.
Мораль – исторически возникшее динамичное, соц.- культурное, общественное явление, регулирующее чел. отношения, представляющее собой сложное единство взаимообуславливающих и определяющих друг друга элементов нравственного сознания, нравственной практики и нравственных отношений.
Профессиональная мораль – это система правил поведения, бытующая в рамках одной профессии и применяемая людьми этой профессии для решения своих профессиональных (трудовых) задач и достижения соответствующих целей. Если говорить о журналистике, то она сама по себе включена в моральные отношения общества. Во-первых, журналистика призвана служить обществу информационно и развлекательно. Во-вторых, журналистские материалы имеют огромную пропагандистскую силу, не случайно деятелей пера давно уже окрестили представителями четвертой власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной).
Формирование проф. морали жур-та порождено спецификой проф. функций данной сферы деятельности, реальными противоречиями трудового процесса.
Профессиональная мораль регулирует поведение работников в трудовом процессе. В неё включаются обязанности по отношению к самому трудовому процессу, к другим его участникам, поступки касающиеся взаимодействия с обществом в целом.
Функции проф. морали жур-та
Основные:
1) оценочная – мораль с точки зрения гуманности оценивает как наши поступки, так и всю общественную жизнь , определяя, что являя. Добром и злом, хорошим или плохим.
2) регулирующая – М. определяет отношения между людьми, направляет деятельность человека, общ-ва на гуманные цели, на достижения добра. Для регуляции нашей жизни мораль использ. 2 способа: общественное мнение и внутренний мир человека.
3) воспитательная – М. воздействует на человека с целью развития его способностей, формирования определённых знаний и умений, + чел. качеств.
+ гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная и др.
Функции профессиональной морали: 1) она регулирует поведение, 2) предлагает благородные мотивы служения общественному благу.
Профессиональная мораль-это оценочно-императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.
Так как в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии.
Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.
Понятие проф. этики. Место проф. этики в сист-ме общей этики.
Этика возникла вместе с формированием общества. Предмет этики – мораль. Аристотель «Никомахова этика» - с этой книгой исследователи связывают рождение науки, изучающей мораль, и само название этой науки – этика.
Этика – цельная, всесторонняя научная теория морали, которая исследует свой предмет с конкретно-историч. и философской позиции, в тесной взаимосвязи с соц. отношениями, раскрывая законы возникновения и историч. развития морали, её совр. составляющие и функции, обосновывает ее прогрессивность.
Проф. этика журналиста – это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Этические нормы в сфере журналист-аудитория устанавливают необходимость знания аудитории, ее интересов, честность с аудиторией. Журналист - источник информации. Это обязывает его соблюдать меру, быть тактичным с людьми, с которыми он вступает в контакт. Журналист - редакционный коллектив, коллеги.
Возникновение проф. кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и задают гуманные критерии проф. деятельности.
5. Категории проф. этики журналиста- это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. «К» объединяются в определенную целостную сис-му с единым принципом построения.
Категории:
1 группа – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь – отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека для реализации нравственного закона в пору становления социума.
2 группа – благо, добро, зло, смысл жизни, счастье – критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной созидательной деятельности и содержательно обогащает на протяжении всей своей истории, создавая при этом возможности для освоения их каждым новым поколением.
3 группа - идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности.
Платон – осн. понятие «добро» (благо), Кант – долг. С последним понятие тесно связано понятие «журн. Деонтологии» - сис-ма представлений, характеризующая проф. долг жур-та по всему спектру его свойств, проявляющихся в творч. деятельности. Основой при этом явл. Сознание своего долга перед обществом за max. эффективное участие в информ. «обслуживании» аудитории, основанном на всей сис-ме требований к современным СМИ.
6. Виды проф. этики:
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений.
Выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли "человеческого фактора" в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, этика журналиста, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.