Артикуляционные упражнения

артикуляционные упражнения - student2.ru

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Широкий язык высунуть, расслабить, поло­жить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.


 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru


Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Чашечка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

артикуляционные упражнения - student2.ru артикуляционные упражнения - student2.ru

Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй!

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончи­ком языка к верхним зубам, но не касаться их.

артикуляционные упражнения - student2.ru
Выше, горка, поднимись, Мы помчимся с горки вниз!

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Горка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

       
  артикуляционные упражнения - student2.ru   артикуляционные упражнения - student2.ru
 

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Бо­ковые

края языка прижать к верхним корен­ным зубам.

Кончик языка упереть в передние нижние зубы.


 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru


Язычок у нас грибок, Подставляйте кузовок!

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Грибок». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз.

Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

Широкий язык присосать к нёбу. Рот рас­крыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка (уздечка языка) натянулась.


артикуляционные упражнения - student2.ru

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Щётка-смётка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

Щёткой кухню подмету, Наведу вам чистоту, Вправо, влево гну щетинки, Не оставлю ни соринки!

       
  артикуляционные упражнения - student2.ru   артикуляционные упражнения - student2.ru
 

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Дви­гать языком вправо, влево, не убирая его в глубь рта.

артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Колесо». Оно поможет тебе правильно произносить звуки с, з, ц. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Покатилось колесо, Отвалилось, вот и всё.., Колесо, вернись назад! Пожалей мой самокат!

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

Сделать упражнение «Горка» (страница 152). Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать в глубь рта. Язык пе­ремещать вперёд-назад в форме валика.


Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Качели». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

артикуляционные упражнения - student2.ru

Вот весёлые качели — Выше крыши подлетели. На качелях вверх и вниз Ты качаться не ленись!

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Рот приоОткрыть рот. Высунуть узкий язык.

Тя­нуться языком попеременно к носу,

к подбород­ку. Рот не закрывать.

артикуляционные упражнения - student2.ru


артикуляционные упражнения - student2.ru

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Змейка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки ТЬ, ДЬ, К, Г, X, Л. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

Показала змейка жало, Убрала и хвост поджала — Жало вынула опять, Хочет всех вас испугать!

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Сделать упражнение «Иголочка» (страница 151). Узкий язык, похожий на жало, максималь­но выдвигать вперёд и убирать в глубь рта.


артикуляционные упражнения - student2.ru

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым вы­полняй упражнение «Вкусное варенье». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Р, РЬ, ЛЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрём следы варенья, Угощенья-объеденья!

\

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык,

облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь

рта

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВ

артикуляционные упражнения - student2.ru

Послушай 4 слова. Повтори их в другом по­рядке: от самого короткого к самому длинному.

артикуляционные упражнения - student2.ru


артикуляционные упражнения - student2.ru

       
    артикуляционные упражнения - student2.ru
  артикуляционные упражнения - student2.ru
 

Распутай перепутанные слова.



 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Назови слова, в которых первые звуки оди наковы.

артикуляционные упражнения - student2.ru

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Запомни знаки, обозначающие гласные звуки. Протяжно произнеси каждое слово. На­зови гласный звук, который слышится в слове. Покажи нужный знак.

артикуляционные упражнения - student2.ru

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Назови слова, в конце которых одинаковые звуки.

артикуляционные упражнения - student2.ru

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru
Назови три звука по порядку в каждом сло­ве *.


артикуляционные упражнения - student2.ru Соедини первые звуки слов в новое слово. Отгадай имена детей и клички животных.


 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Назови четыре звука по порядку в каждом слове — название картинки *.

артикуляционные упражнения - student2.ru

*Для полного анализа детям даются только те слова, написание кото­рых не расходится с произношением.

артикуляционные упражнения - student2.ru


артикуляционные упражнения - student2.ru По последним звукам в названии картинок составь новые слова.

артикуляционные упражнения - student2.ru

Произнеси названия картинок протяжно, так, чтобы слышать гласные звуки. Назови глас­ные звуки, изображённые знаками (объяснение смотри на стр. 182). Покажи — какой тройке знаков соответствует каждое слово.


артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru 'Определи, где слышится звук М: в начале слова, в середине или в конце.

артикуляционные упражнения - student2.ru


артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Назови звуки, которые убежали из слов.


артикуляционные упражнения - student2.ru

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Подберите слова, где звук Т слышится в начале, в середине, в конце.

Назови звук, с помощью которого про­изошли волшебные превращения слов.

       
  артикуляционные упражнения - student2.ru   артикуляционные упражнения - student2.ru
 


к Последний звук каждого слова становится первым для следующего.

       
    артикуляционные упражнения - student2.ru
  артикуляционные упражнения - student2.ru
 

Догадайся, как построена цепочка слов. Найди место пропущенным картинкам*.

Г


 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru


ТРЕНИРОВКА ДИКЦИИ

артикуляционные упражнения - student2.ru * Во всех рифмовках этого раздела отсутствуют те звуки, которые обычно искажаются детьми. Напоминаем родителям, что при недос­татках речи у ребёнка с ним нельзя заучивать стихи с неправильно произносимыми звуками! В противном случае дефекты стойко за­крепляются!

артикуляционные упражнения - student2.ru Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори чётко, громко, не торопясь*.

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Произнеси рифмовки сначала обычно, а за­тем так, как будто спрашиваешь взрослого. Что­бы получились рифмовки-вопросы, выделяй го­лосом некоторые слова.

артикуляционные упражнения - student2.ru

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Произнеси рифмовки сначала обычно, а за­тем так, как будто сообщаешь радостную весть. Чтобы получились рифмовки-восклицания, вы­деляй голосом каждое слово.

артикуляционные упражнения - student2.ru


артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

Произнеси рифмовки так, как будто их го­ворит робот. Чтобы получились механические рифмовки, все слова произноси ровным, рез­ким, одинаковым голосом.


артикуляционные упражнения - student2.ru артикуляционные упражнения - student2.ru


артикуляционные упражнения - student2.ru

артикуляционные упражнения - student2.ru

 
  артикуляционные упражнения - student2.ru

Произнеси рифмовки-трудноговорки* чётко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и чёткость произношения. У тебя получатся скороговорки.

артикуляционные упражнения - student2.ru

* Трудноговорками данные рифмовки называются не из-за звуков, входящих в их состав. Напротив, все звуки в рифмовках легко произ­носимые. Однако сочетание похожих слов делает рифмовки труд­ными для быстрого повторения.



артикуляционные упражнения - student2.ru артикуляционные упражнения - student2.ru


артикуляционные упражнения - student2.ru артикуляционные упражнения - student2.ru


       
  артикуляционные упражнения - student2.ru   артикуляционные упражнения - student2.ru
 


артикуляционные упражнения - student2.ru артикуляционные упражнения - student2.ru

Наши рекомендации