Артикуляционные упражнения
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
|
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Чашечка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. |
Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй!
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
Выше, горка, поднимись, Мы помчимся с горки вниз!
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Горка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. |
Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые
края языка прижать к верхним коренным зубам.
Кончик языка упереть в передние нижние зубы.
|
Язычок у нас грибок, Подставляйте кузовок!
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Грибок». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз.
Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию.
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка (уздечка языка) натянулась.
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Щётка-смётка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. |
Щёткой кухню подмету, Наведу вам чистоту, Вправо, влево гну щетинки, Не оставлю ни соринки!
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его в глубь рта.
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Колесо». Оно поможет тебе правильно произносить звуки с, з, ц. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. |
Покатилось колесо, Отвалилось, вот и всё.., Колесо, вернись назад! Пожалей мой самокат!
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Сделать упражнение «Горка» (страница 152). Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать в глубь рта. Язык перемещать вперёд-назад в форме валика.
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Качели». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. |
Вот весёлые качели — Выше крыши подлетели. На качелях вверх и вниз Ты качаться не ленись!
Рот приоОткрыть рот. Высунуть узкий язык.
Тянуться языком попеременно к носу,
к подбородку. Рот не закрывать.
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Змейка». Оно поможет тебе правильно произносить звуки ТЬ, ДЬ, К, Г, X, Л. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. |
Показала змейка жало, Убрала и хвост поджала — Жало вынула опять, Хочет всех вас испугать!
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Сделать упражнение «Иголочка» (страница 151). Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать в глубь рта.
Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Вкусное варенье». Оно поможет тебе правильно произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Р, РЬ, ЛЬ. Делай чётко, плавно, не торопясь. Повтори 8—10 раз. Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и описанию. |
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрём следы варенья, Угощенья-объеденья!
\
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАЖНЕНИЯ.
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык,
облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь
рта
АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВ
Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному.
Распутай перепутанные слова. |
Назови слова, в которых первые звуки оди наковы.
Запомни знаки, обозначающие гласные звуки. Протяжно произнеси каждое слово. Назови гласный звук, который слышится в слове. Покажи нужный знак.
Назови слова, в конце которых одинаковые звуки.
Назови три звука по порядку в каждом слове *.
Соедини первые звуки слов в новое слово. Отгадай имена детей и клички животных. |
Назови четыре звука по порядку в каждом слове — название картинки *.
*Для полного анализа детям даются только те слова, написание которых не расходится с произношением.
По последним звукам в названии картинок составь новые слова. |
Произнеси названия картинок протяжно, так, чтобы слышать гласные звуки. Назови гласные звуки, изображённые знаками (объяснение смотри на стр. 182). Покажи — какой тройке знаков соответствует каждое слово. |
'Определи, где слышится звук М: в начале слова, в середине или в конце.
Назови звуки, которые убежали из слов. |
Подберите слова, где звук Т слышится в начале, в середине, в конце.
Назови звук, с помощью которого произошли волшебные превращения слов.
к Последний звук каждого слова становится первым для следующего. |
Догадайся, как построена цепочка слов. Найди место пропущенным картинкам*.
Г
|
ТРЕНИРОВКА ДИКЦИИ
* Во всех рифмовках этого раздела отсутствуют те звуки, которые обычно искажаются детьми. Напоминаем родителям, что при недостатках речи у ребёнка с ним нельзя заучивать стихи с неправильно произносимыми звуками! В противном случае дефекты стойко закрепляются! |
Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори чётко, громко, не торопясь*.
Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто спрашиваешь взрослого. Чтобы получились рифмовки-вопросы, выделяй голосом некоторые слова.
Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто сообщаешь радостную весть. Чтобы получились рифмовки-восклицания, выделяй голосом каждое слово.
Произнеси рифмовки так, как будто их говорит робот. Чтобы получились механические рифмовки, все слова произноси ровным, резким, одинаковым голосом.
Произнеси рифмовки-трудноговорки* чётко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и чёткость произношения. У тебя получатся скороговорки.
* Трудноговорками данные рифмовки называются не из-за звуков, входящих в их состав. Напротив, все звуки в рифмовках легко произносимые. Однако сочетание похожих слов делает рифмовки трудными для быстрого повторения.