Использование технологий связей с общественностью для формирования общественного мнения в социальных сетях в городе Тюмени
В последние годы можно было наблюдать, как сеть Интернет постепенно становится доминирующим медиа-средством: большая часть людей стала проводить в Интернете больше времени, чем использовать любые другие медиаканалы вместе взятые. И с уверенность можно сказать, что все «медиа» сегодня есть в сети Интернет.
Наибольшую популярность приобретает такой вид социальных медиа, как социальные сети, которые становятся неотъемлемой частью жизни многих людей. По статистике в социальных сетях проводит время около 40 млн. россиян (Источник: TNS Gallup, ВЦИОМ, Comscore, данные компании).
Социальные сети состоят из множества людей, объединенных в некие сообщества и группы, например, в группы по интересам. Таким образом, можно сказать, что социальные сети тесно связаны с такими понятиями как общественность и общественное мнение.
На сегодняшний день доказано, что средства массовой информации влияют на мнение общественности, формируют определенные мнения, убеждения и ценности в обществе.
Тогда возникает вопрос, а можно ли влиять и формировать общественное мнение через социальные сети? И как специалист по связям с общественностью может использовать социальные сети в своей работе?
Чтобы исследовать влияние социальных сетей на общественное мнение необходимо выбрать актуальную проблему, которая существует в обществе, проанализировать отношение общественности к этой проблеме, и на ее примере рассмотреть этапы формирования общественного мнения, механизмы и способы его изменения в социальных сетях.
Авторы книги «Сфера PR в маркетинге» И.М. Синяевой, В.М. Масловой, В.В. Синяева дают такое определение общественности: «Общественность — это группы людей, оказавшихся в различных ситуациях, осознающих неопределенность и проблемность сложившихся ситуаций, а также реагирующих на них опредёленным образом».
И сегодня, как ни кто другой, специалист по связям с общественностью направляет свои усилия на установление двухсторонних контактов с общественностью. Деятельность PR-специалистов представляет собой комплекс координированных действий по формированию общественного мнения, направленных на то, чтобы изменить это мнение и поведения людей в свою пользу.
При определении механизма общественного мнения, Тощенко Ж.Т. (доктор философских наук, профессор; главный редактор журнала «Социологические исследования») выделил следующие основные этапы:
1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.
4. После обмена информацией происходит формирование определенного мнения небольшой группы людей.
5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.
6. Возникновение общенародного мнения.
Практика показывает, что если принять необходимые меры в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения, то его значительно легче сформировать в нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения.
Таким образом, специалист по связям с общественностью должен быстро реагировать на изменения в обществе и искать новые инструменты и механизмы, позволяющие влиять на формирования общественного мнения. Одним из таких инструментов может стать использование социальных сетей.
В научной работе «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства» Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили исследовали влияние социальных сетей на общество. Они считают, что онлайновые социальные сети, помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами, в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления и ареной информационного противоборства.
«Под социальной сетью на качественном уровне понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов – индивидуальных или коллективных, например, индивидов, семей, групп, организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например, знакомства, дружбы, сотрудничества, коммуникации)».
Термин «социальная сеть» был введен в 1954г. социологом Джеймсом Барнсом, но массовое распространение получил с начала 2000-х годов с развитием соответствующих Интернет-технологий.
Обобщая причины привлекательности социальных сетей, можно выделить следующие возможности для пользователей:
- получение информации (в том числе обнаружение ресурсов) от других членов социальной сети;
- верификация (проверка, сопоставление с опытными данными) идей через участие во взаимодействиях в социальной сети;
- социальная выгода от контактов (сопричастность, самоидентификация, социальное отождествление, социальное принятие и др.);
- рекреация (отдых, времяпрепровождение).
Одной из причин привлекательности онлайновых социальных сетей для пользователей состоит в возможности выразить свое мнение (т.е. высказать свое суждение по какому-то вопросу, свою оценку).
По мнению Д.А. Губанова, Д.А. Новикова и А.Г. Чхартишвили социальные сети обладают некоторыми свойствами: наличие собственных мнений агентов; изменение мнений под влиянием других членов социальной сети; различная значимость мнений (влиятельности, доверия) одних агентов для других агентов; различная степень подверженности агентов влиянию (конформизм, устойчивость мнений); существование косвенного влияния в цепочке социальных контактов; существование «лидеров мнений» (агентов с максимальным «влиянием»); существование порога чувствительности к изменению мнения окружающих; наличие специфических социальных норм; существование внешних факторов влияния (реклама, маркетинговые акции); наличие стадий – характерных этапов динамики мнений членов социальной сети; лавинообразные эффекты (каскады); воздействие структурных свойств социальных сетей на динамику мнений; активность (целенаправленное поведение) агентов и ряд других.
Таким образом, на поведение агента социальной сети можно оказывать влияние со стороны административного центра и со стороны других агентов. А также агент имеет индивидуальные предпочтения в осуществлении какого-либо действия в сети.
По мнению авторов, в недалеком будущем сети неизбежно станут существенным инструментом информационного влияния, в том числе в целях манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом, а также, наверно, полем информационных войн.
А.В. Молоткова
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Развитие человеческого потенциала в России
Проблема развития человеческого потенциала в России в разное время обсуждалась в разных аспектах. В течение длительного времени она рассматривалась как проблема трудовых ресурсов. В рамках планов и программ социального и экономического развития разрабатывались меры обеспечения заложенных темпов роста экономики трудовыми ресурсами в нужном количестве, необходимой квалификации и размещаемой в соответствии с планами развития промышленности, характерно было преобладание производственного подхода, социальные показатели имели тенденцию к улучшению (уровень образования, продолжительность жизни). Переход к инновационному пути развития России обусловлен соответствующим развитием производительных сил человека, государственной инновационной политике признание важности этого фактора выражается в стремлении организовать массовую подготовку специалистов по коммерциализации результатов научно-технической деятельности, для чего создаются с участием бюджетных средств центры подготовки специалистов [1]. Эта деятельность проводится на федеральном и на региональном уровнях государственной власти. Практически во всех субъектах федерации организована поддержка молодых научных работников, специалистов инновационной деятельности [1].
В настоящее время необходимость изучения состояния трудовых ресурсов и прогнозирования его на будущее осталась, поэтому оценки состояния трудовых ресурсов и прогнозирование на перспективу проводятся при разработке программ социального и экономического развития. Мониторинг состояния здоровья населения проводится как основание для разработки социальных программ. Внимание научной общественности к комплексной проблеме состояния человеческого потенциала населения усилилось в последние годы в связи с тревожным фактом увеличения разрыва между требованиями, предъявляемыми к населению происходящей революцией в производстве, и фактическим состоянием трудового потенциала [2].
Обсуждение проблемы идет одновременно в нескольких направлениях:
- состояние трудового потенциала в России в целом;
- специфика требований, предъявляемых к человеку обществом;
- теоретические вопросы содержание понятия «человеческого потенциала».
Содержательную оценку проблемы воспроизводства трудового потенциала России дают материалы научного семинара Евгения Ясина. «Демографический кризис сводится не только к сокращению численности населения. У нас резко ухудшается и его качество. Россия в настоящее время находится на одном из первых мест в мире по распространенности туберкулеза и СПИДа, у нас быстро распространяется алкоголизм и наркомания, и, как говорят психологи, возрастает невротизация общества. По уровню детской смертности мы находимся на 130-м месте в мире из 193-х, а по уровню распространенности туберкулеза — на 172-м из 193-х. Состояние рынка труда тоже плачевно. Все эксперты фиксируют чудовищный дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает качественной рабочей силы». «… Депрессия, которую мы можем наблюдать у людей среднего и старшего возрастов, в последние годы стала стремительно распространяться на молодежь. Можно ли изменить эту ситуацию? Как стимулировать стремление к самореализации, желание расти и развиваться? Ведь наши сегодняшние проблемы связаны не только с отсутствием квалифицированных кадров. Да, людей, которые могут выполнять даже простые инструкции, найти не так просто. Да, менеджеры крупных компаний испытывают огромную недостачу качественной рабочей силы. Но ведь это лишь следствие общей депрессии…» [1].
Среди мер, которые могли бы способствовать улучшению ситуации, назывались меры по повышению мобильности населения (высокие транспортные тарифы усилили эффект «провинциализации», усилили неравномерность распределения квалифицированных специалистов по территории), реформированию образования. Как общий негативный фактор отмечена потеря стратегических целей у молодежи.
Основным фактором, определяющим состояние трудовых ресурсов, является спрос на рынке труда. Постепенная модернизация производства оздоровит положение с трудовыми ресурсами.
Журнал «Эксперт» провел круглый стол с участием Д.А. Медведева на тему «Человеческий капитал в стратегии национального развития» [3]. По словам Д.А. Медведева, его вывела на проблему человеческого потенциала работа с национальными проектами. Социальная политика патернализма предполагает отношение к человеку как пассиву, на который государство должно тратить деньги. Медведев, напротив, очевидно намерен выстраивать социальную политику, основанную на отношении к человеку как к активу, в который государство вкладывает деньги. Опыт реализации национальных проектов показывает, что привычная патерналистская политика в социальной сфере зашла в тупик. Необходимо рассматривать социальные отрасли как обычные отрасли производства. А это означает переход от понятия «человеческие ресурсы» к понятию «человеческий потенциал», из чего следует необходимость разработки механизма самовозрастания. Объективно, это обстоятельство дает надежду на изменение ситуации при ускорении модернизации промышленности [4].
В целом следуют выводы:
- рост человеческого потенциала в стране должен быть целью и программой действий правительства;
- необходимо применение современных методов изучения реального состояния человеческого потенциала (жизнеспособность, обучаемость, навыки адаптации, психологически готовы к переменам, в том числе готовы рискнуть, имение унифицированные базовые знания, при этом, присутствует глубокая специализация профессиональных знаний, обладание навыками поиска информации и саморазвития, ориентированность на достижение результата);
- необходим региональный мониторинг состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики;
- необходимы исследования по реформированию социальных отраслей [5];
- в этой области необходим пересмотр методологии школьного образования, усиление мотивации людей к развитию собственного человеческого потенциала и ответственности за его состояние.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Научный семинар Евгения Ясина, 22.02.2007, http://www.liberal.ru/sitan_print.asp
2. Человеческий капитал, http://www.expert.ru printissues/expert/2007/14/medvedev_i_chelovecheskiy_kapital
3. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал, ж. Инновации № 1, 2003 год, http://www.petrozavodskmo.ru/petrozavodsk/people/education/obr_life.htm?id=10218208@cmsArticle/ А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. СПб.: Наука, 1999г.
4. «Человеческий и вещественный капитал - общность и отличие», Щетинин В.П. http://www.situation.ru
5. Кулишова Р.С. Параметры человеческого потенциала и модели управления. Труд и социальные отношения № 2, http://www.terrakamchatka.org/publications/article1.htm