Краткая историческая справка о виде спорта (специализация). Специальные зачетные требования и нормативы в избранном виде спорта
Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на снарядах.
1. Упражнения без предметов
1.1. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений. Движения в стороны, вверх, назад, вперед осуществляются, как прямимы руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для других мышечных групп.
1.2. Упражнения для мышц шеи - наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.
1.3. Упражнения для мышц ног - различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперед и другие.
После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать на основании данных о состоянии здоровья студенты распределяются на ряд медицинских групп, в том числе на специальную медицинскую группу (далее спецмедгруппа).
К упражнениям без предметов относятся упражнения в сопротивлении, выполняемые в парах. Они способствуют общему физическому развитию организма, развитию гибкости, силы и подвижности суставов.
2. Упражнения с предметами используют для развития силы, гибкости, координационных способностей. При их выполнении на организм оказывается дополнительная нагрузка благодаря увеличивающейся амплитуде движений, усложняется координация, предъявляются повышенные требования к точности движений.
2.1. Упражнения с гимнастической палкой незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанке, навыков правильной и красивой ходьбы.
2.2. Упражнения с малыми мячами - в основном в женских группах. Это подбрасывания мяча и его ловля в самых различных вариантах.
2.3. Упражнения с волейбольными и баскетбольными мячами особенно широко используются в спецмедгруппа. Это поднимания мяча руками, движения с мячом в сочетании с наклонами и т.п.
2.4. Упражнения с набивным мячом помогают избирательно развивать отдельные группы мышц, последовательно увеличивая нагрузку.
2.5. Упражнения с гантелями эффективны для укрепления мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног.
3. Упражнения на снарядах занимают большое место среди других упражнений. Они применяются с целью общего и избирательного воздействия на определенные мышечные группы, суставы, для облегчения ряда упражнений.
3.1. Упражнения на гимнастической стенке служет средством общего и специального воздействия на организм. Они позволяют содействовать развитию силы, гибкости и выносливости.
3.2. Упражнения на гимнастической скамейке способствуют разностороннему развитию организма, устранению дефектов осанки.
4. Упражнения спецнаправленности применяются для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма. К ним относят упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и ритмичности дыхания, корригирующие упражнения.
5. Прикладные упражнения - ходьба, бег, прыжки, метание и т.п. Цель - совершенствование естественных движений, повышение уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния всех систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации деятельности отдельных органов и систем организма, они способствуют развитию навыков овладения телом, поддержания правильной осанки, учат ориентации во времени и пространстве, улучшают ориентацию во времени и пространстве, повышают двигательную координацию, выносливость, силу, гибкость, быстроту, ловкость.
6. Спортивные и подвижные игры имеют большое значение для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на движущиеся предметы, выносливость, сила, равновесие, точность и др. Во время проведения игровых упражнений движения непрерывно меняются, напряжение чередуется с расслаблением мышц.
В занятиях со спецмедгруппами наибольшее применение нашли подвижные игры, а также волейбол и баскетбол.
6.1. Подвижные игры широко используются в основной и заключительной частях занятия, где им отводится 3-7 минут. К таким играм относят "Третий лишний", "Тяни в круг", "День и ночь" и др.
6.2. Волейбол приемлем для людей, занимающихся в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо обучить занимающихся основным техническим элементам этой игры.
6.3. Баскетбол оказывает большое физиологическое и эмоциональное воздействие на организм.
На занятиях спецмедгруппа проводят игры по упрощенным правилам. Игра продолжается не более 3-5 минут по 2-4 периода, между периодами - отдых.
7. Плавание - прекрасное средство общей физической подготовки человека, имеющее большое прикладное значение. Оно способствует развитию выносливости, дыхательной мускулатуры, увеличению жизненной емкости легких, лучшей адаптации организма к изменинеиям температуры внешней среды.
8. Лыжи - замечательное средствоукрепления здоровья и закаливания организма. Ходьба на лыжах развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает работоспособность и выносливость.
Основной задачей занятий со спецмедгруппами является укрепление здоровья студентов, лечение и профилактика различных заболеваний. Основная особенность группы - она комплектуется студентами с различными травмами и заболеваниями, поэтому занятия в этих группах должны строиться с учетом индивидуальных особенностей и дифференцированной нагрузкой. Желательно разделить занимающихся на группы с аналогичными заболеваниями.
Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле
Регулярные врачебные наблюдения за огромным количеством людей, занимающихся физической культурой и спортом предполагают решение следующих основных задач:
1. Содействие правильному проведению занятий физической культурой и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с различным состоянием здоровья; обеспечение высокой оздоровительной эффективности всей работы по физической культуре и спорту.
2. Определение состояния здоровья, физического развития и в соответствии с этим рекомендации рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; содействие спортивному совершенствованию.
3. Определение наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания, предупреждение и лечение предпатологических состояний и травм занимающихся физической культурой и спортом.
В обязательный комплекс врачебных обследований входят: выяснение медицинского и спортивного анамнеза, исследование физического развития, определение состояния сердечно–сосудистой и нервной системы, органов дыхания, пищеварения и других, а также проведение функциональных проб сердечно-сосудистой системы. При этом используются клинические, антропометрические, функциональные, инструментальные и лабораторные методы исследования. Более углубленные обследования включают биохимические, рентгенологические, электрокардиографические и другие специальные исследования. При необходимости проводятся консультации специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога (лор-врача) и др.
Цель врачебных исследований – изучение состояния здоровья для решения вопроса о допуске к занятиям физической культурой и спортом и к участию в соревнованиях.
Повторные медицинские обследования, кроме того, должны выявлять эффективность воздействия физических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся и при необходимости вносить коррективы в занятия физическими упражнениями.