Особенности этнокультурного компонента
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 03.03.2012г.
«О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан 463 от 29.06.2001 г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ»
Для обучения русских детей татарскому языку в воспитательно – образовательный процесс внедрены учебно – методические комплекты (УМК):
- комплект по обучению русских детей татарскому языку (учебно-методические пособия, рабочие тетради «Татарча сойләшәбез» - «Говорим по-татарски» автор Зарипова З.М.; демонстрационный, раздаточный материал к занятиям, сборник художественных произведений для чтения детям на татарском языке «Балачак аланы»., аудио-видеоматериалы, анимационные сюжеты);
Основная задача учебно-методических комплектов:
- формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
По проекту “Минем өем”:
- Татар теленә кызыксыну уяту, аралашу теләге тудыру.
По проекту “Уйный – уйный үсәбез”:
- Үзара һәм зурлар белән көндәлек тормышта татарча аралашуга чыгу.
По проекту “Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар”:
- Балалрның көнкүрешкә, табигатькә, җәмгыятькә кагылышлы сүзләр исәбенә сөйләмнәрен баету, сүз һәм сүзтйзмәләрнетөрле ситуацияләрдә кулланышка кертү.
Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства используются мультимедийные ресурсы:
· Мультфильмы по произведениям татарских писателей на татарском языке (объединение «Татармультфильм»);
· Мультфильмы студии «Союзмультфильм», переведенные на татарский язык;
· Музыкальные сказки и детские песни на татарском языке по произведениям Л.Батыр-Булгари на СD дисках (“Африка хикмәтләре”, “Хәрефлешакмаклар”, Бииләритек-читекләр);
· Аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий “Шома бас” для детей 3-7 лет на СD дисках.
В ДОУ организуется:
-обучение родному (татарском) языку начинается с первой младшей группы (с 2-х лет) и проводится воспитателем по обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня;
- начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому, русскому языкам 3 раза в неделю в первую половину дня. Из них 2 раза в неделю организованная образовательная деятельность (далее ООД) проводится по подгруппам 10-15 детей. Третья ООД по обучению детей татарскому проводится па закрепление пройденного материала со всей группой.
Для организации обучения детей татарскому языку 3 раза в неделю в режимные моменты переносятся следующие ООД:
в средней гpyппе
- ООД «Конструирование»
- ООД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» («Познание).
- ООД «Ознакомление с художественной литературой»
-ООД «Речевое развитие»;
в старшей и подготовительной группах:
-ООД «Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность»
-ООД «Конструирование и ручной труд»
-ООД «Ознакомление с художественной литературой» («Речевое развитие»);
Для организации подгруппового обучения детей рекомендуется чередовать ООД но обучению детей татарскому и русскому языкам со следующими ООД:
в средней группе:
- ООД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);
- Коммуникация.
к старшей группе:
- ООД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);
- ООД «Лепка/Аппликация» («Художественное творчество»),
в подготовительной группе:
- ООД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);
- ООД «Рисование» («Художественное творчество»).
Кроме ООД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитатель по обучению языкам ведет индивидуальную работу с детьми в свободное от организованной образовательной деятельности время, а также работу с педагогами и родителями.
Воспитатели групп создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала ООД по обучению детей татарскому и русскому языкам.