Три акустико-физиологических механизма
Воздействия резонаторов и дыхания на
Гортань
Несмотря на то, что в гортани имеются анатомо-физиологи-
ческие механизмы для регулирования высоты и спектральных ха-
рактеристик звука (за счет изменения степени натяжения голосо-
вых связок с помощью черпаловидных хрящей или щито-перстене-
видной мышцы, напряжения собственных мышц голосовых скла-
док, регулирования плотности их смыкания и т.п.), колебательный
режим голосовых связок отнюдь не автономная функция гор-
тани, но в значительной степени зависимая от особенностей ра-
боты резонаторов и дыхания.
Рассмотрим в связи в этим, какие конкретные физиоло-
гические механизмы или силы воздействуют на гортань со
стороны резонаторов и дыхания. Всего существует три вида та-
кого воздействия, различающегося по своей физиологической
природе (рис. 64).
' Показано, что жесткость голосовых складок может изменяться в десятикратных пре-
делах при разных режимах фонации (Сорокин, 1985).
Искусство резонансного пения 199
Рис. 64. Схематическое изображение трех
сил, воздействующих на гортань со сто-
роны дыхания и резонаторов и имеющих
разную физиологическую природу: аку-
стическую, пневматическую и нервно-
рефлекторную.
Обозначение сил взаимодействия:¦
Пн1 - пневматические прямые
Пн2 - пневматические обратные
Ак1 - акустические прямые Ак2 -
акустические обратные HP —
нервно-рефлекторные
Во-первых,- это уже известное нам обратное (реактивное)
акустическое воздействие резонаторов на гортань. Весьма
важно, что оно осуществляется не только со стороны верхних ре-
зонаторов, но и со стороны нижнего, т.е. грудного резонатора. Та-
ким образом, колеблющиеся голосовые связки находятся под
двойным мощным реактивным акустическим воздействием резо-
наторов как сверху, так и снизу. Это сильно влияет на режим их
колебаний, либо усиливая, либо ослабляя амплитуду колебаний, в
зависимости от степени выраженности и фазовых соотношений ре-
зонирующей звуковой волны в верхнем и нижнем резонаторах.
Этот механизм ответствен за формирование в спектре певческого
голоса низкой певческой форманты (см. §§ 3.2.2., 3.5.4.), связан в
ощущением облегчения процесса пения, полной свободы работы
гортани и как бы ее отсутствия (см. Приложение 1).
Во-вторых,- это также известное нам пневматическое
воздействие на гортань, т.е. дыхание, заставляющее голосовые
связки колебаться. Оно также осуществляется не только со сторо-
ны дыхательного аппарата, т.е. снизу, но и со стороны верхних ре-
зонаторов, т.е. сверху, в процессе артикуляции, прежде всего со-
гласных, например смычных М, Н, когда губы и язык практически
полностью перекрывают выходное ротовое отверстие, вследствие
чего в ротовой полости создается на какое-то короткое время (де-
сятки мс) повышенное давление воздуха, что и отражается на ра-
боте голосовых связок. Это было показано мною в специальной
работе путем искусственного повышения давления в ротовой по-
200 В. П. Морозов
лости певца (с помощью специального пневматического устройст-
ва) во время фонации различных гласных. При этом оказалось, что
частота колебаний голосовых связок при повышении давления в
ротовой полости понижается, вплоть до полного прекращения ко-
лебаний, в зависимости от уровня и скорости (резкости) повыше-
ния внутреротового давления (рис. 65).
I
Рис. 65. Зависимость частоты колебаний голосовых связок (Гц) от величины искусст-
венно изменяемого воздушного давления в ротовой полости (мм водн. ст.). /. //-исп.
Ю.Ч.,///-исп. В.М.,IV-исп. В.П.
Данный феномен объясняется зависимостью частоты колебаний
голосовых связок от градиента воздушного давления на уровне го-
лосовой щели, т.е. разницы между величинами подсвязочного и
надсвязочного давления1.
1 Указанный опыт был проведен мною с целью экспериментальной проверки известных
утверждений, о якобы полной независимости частоты колебаний голосовых связок от силы
подсвязочного давления, приведенных Р. Юссоном в качестве доказательства выдвинутой
им нейрохроноксической теории.
Искусство резонансного пения 201
Эта закономерность проявляется даже в условиях естествен-
ного пения, т.е. без какого-либо искусственного изменения дав-
ления в ротовой полости. С помощью современных точных ком-
пьютерных методов мы наблюдаем, что даже у квалифицирован-
ных певцов имеет место некоторое, подчас незаметное на слух по-
вышение частоты основного тона (при пении крещендо) и, наобо-
рот, ее понижение при ослаблении голоса (диминуэндо).
Как легко понять, явление это также обусловлено соответст-
вующими изменениями подсвязочного давления, т.е. увеличением
его при усилении голоса и уменьшением при ослаблении. Недаром
поэтому пение данного рода вокальных упражнений - филирова-
ние звука - считается достаточно трудным заданием для вокали-
стов, ввиду необходимости сохранения точности интонации при ее
стремлении к непроизвольным изменениям.
Определенное повышение надсвязочного давления возможно и
при фонации певцом гласных, особенно И и У, которые также значи-
тельно сужают ротоглоточный тракт и ротовое отверстие, что, в свете
вышесказанного, может влиять на режим колебаний голосовых свя-
зок. Именно поэтому опытные певцы стараются эти гласные петь при
достаточно широко открытом рте и не слишком поднимать язык,
держать его на дне ротовой полости. Помимо стабилизирующего воз-
действия на гортань, эти артикуляционные приемы способствуют вы-
равниванию гласных, нивелируя их акустическую и фонетическую
разнокачественность. При этом заметим, что главные певческие ме-
ханизмы сглаживания гласных заключаются в другом (см. §3.3.).
В-третьих, воздействие резонаторов на гортань осуществля-
ется мощным нервно-рефлекторным путем, повышающим
тонус голосовых связок, о чем было сказано в разделах «Индика-
торная функция резонаторов» (§ 3.6.), «Активизирующая функция
резонаторов» (§ 3.7.). При этом рефлексогенными зонами, воспри-
нимающими вибрацию резонаторов, являются области мягкого и
твердого нёба, а также подсвязочные области, содержащие множе-
ство чувствительных вибро- и барорецепторов (Грачева, 1963;
Husson, 1960; Юссон, 1974).
Этот механизм воздействия резонаторов и дыхания на гортань
осуществляется благодаря тому, что все эти три части голосового
аппарата певца связаны между собой миллионами нервных воло-
кон, как непосредственно, так и через центральную нервную сис-
тему (по механизму условных и безусловных рефлексов). Приме-
ром такого нервно-рефлекторного воздействия резонаторов на гор-
тань является повышение тонуса голосовых связок в результате
7—4056
202______________________ В.П. Морозов_____________________
воздействия резонанса звуковых волн в ротовой полости, что при-
водит к сильной вибрации (сотрясению) стенок ротоглоточного ре-
зонатора. Вибрация тканей воспринимается чувствительными
нервными окончаниями и передается в центральную нервную сис-
тему, а оттуда уже идет воздействие на гортань. Это так называе-
мый безусловный, т.е. непроизвольный рефлекс (как мига-
ние от дуновения воздуха в глаз, одергивание руки от прикоснове-
ния к горячему предмету и т.п.). Рефлексогенными зонами1 этого
рефлекса являются области ротовой полости, где в результате фо-
кусирования резонансных волн вибрация оказывается наиболее
сильной: это твердое нёбо около корней зубов (точка Морана), дру-
гие области твердого, а также мягкого нёба и задней стенки глотки
(рис 54) (см. § 3.7. «Активизирующая функция резонаторов»).
Важно отметить, что рефлекторные механизмы воздействия на
гортань осуществляются не только с помощью рефлексогенных
виброчувствительных зон, но и проприорецептивных2 реф-
лекторных влияний. Этот вид воздействия на работу гортани реа-
лизуется, например, при ощущении зевка или полузевка, часто ис-
пользуемого в вокально-педагогической практике для приведения
гортани в певческое состояние. Как справедливо пишет профессор
М.С. Грачева, «этим обеспечивается рефлекторная сонастроен-
ность верхних и нижних резонаторов с голосовыми связками, оп-
ределяющая как начальный этап голосообразования в речи и пе-
нии, так и весь процесс на его протяжении» (Грачева, 1965).
Сильнейшее нервно-рефлекторное воздействие идет на гортань
со стороны дыхательного аппарата. Еще И.М. Сеченовым было
показано, что при вдохе голосовая щель непроизвольно расширя-
ется, а при выдохе несколько сужается, что наблюдается даже в
опытах на животных (Сеченов, 1866). Вдох не только расширяет
голосовую щель, но и расслабляет другие мышцы гортани, осво-
бождая ее от излишнего напряжения. Одновременно при вдохе
рефлекторно расширяются и нижние дыхательные пути - трахея,
бронхи (см. § 4.6., 4.7.).
Важно отметить, что эти расширения и сужения гортани и
всего дыхательного тракта происходят синхронно и рефлек-
торно, т.е. под действием многочисленных нервов, сокращающих
или расслабляющих гортань и дыхательную мускулатуру. Физио-
логически такая связь обусловливается тем, что мышцы гортани,
1 Рефлексогенные зоны - области раздражения, вызывающие те или иные рефлексы.
2 Проприорецепция - мышечная чувствительность, возникающая в результате раздра
жения заложенных в мышцах проприорецепторов (тельца Паччини и др.)
________________ Искусство резонансного пения ____________203
трахеи и бронхов иннервируются ветвями одного итого же нерва,
называемого блуждающим (n. vagus) и имеющим как двигатель-
ные, так и чувствительные волокна.
Следует отметить особое воздействие диафрагмы на
гортань. Это объясняется ее тесной нервной связью с гортанью,
поскольку диафрагмальные нервы (их два: правый и левый) берут
свое начало в шейном отделе нервной системы, откуда исходят
также и нервы, регулирующие работу глубоких шейных и около-
гортанных мышц (Тонков, 1953; Воробьев, 1942).
Таким образом, гортань находится в более тесной функциональ-
ной связи с работой диафрагмы, чем даже с другими вдыхательными
мышцами. Поэтому вдыхательная активность диафрагмы
(вдыхательная установка) или, как говорит Е.В. Образцова, опре-
деленное натяжение диафрагмы, обеспечивает не только резо-
нансные свойства грудного резонатора (что было показано в
§ 4.6., 4.7.), но и активное певческое состояние гортани за
счет освобождения ее от излишнего напряжения, и вместе с тем
повышения ее резонансных свойств, что, как мы уже знаем, связа-
но с формированием надгортанного резонатора.
Весьма вероятно также участие диафрагмы в механизмах
з е в к а . Зевание, как известно, есть результат утомления мозга и
уменьшения его кислородного снабжения (вследствие недостаточной
вентиляции легких при длительной обездвиженности, потере интереса
к работе и т.п.). Поэтому зевание направлено прежде всего на обеспе-
чение вентиляции глубоких нижних отделов легких, что и может быть
обеспечено только с участием диафрагмы. При этом зевание
приводит к понижению гортани, о чем хорошо известно как врачам-
ларингологам (см., например, Заседателев, 1935; а также значительно
более ранние фундаментальные работы Геллата, которые приводит
Ф.Ф. Заседетелев и др.), так и вокальным педагогам, широко исполь-
зующим этот прием в вокально-педагогической практике (состояние
зевка или полузевка). Улучшение певческой активности гортани при
зевке объясняется не только ее понижением, но и улучшением усло-
вий работы щито-перстеневидной мышцы, сокращение которой при-
водит к наклону щитовидного хряща вперед и дополнительному на-
тяжению голосовых связок (дополнительно к натяжению их черпало-
видными хрящами). Механизм этот связан с прикрытием при фор-
мировании верхних нот диапазона певческого голоса. Помимо этого
зевок приводит к существенному изменению объема и формы верхних
резонаторов, расширяет глотку, понижает корень языка и т.д. Мастера
пения также широко пользуются приемом зевка (см. высказывания
Т. Даль Монте: § 4.2., Н. Гяурова: Приложение 1 и др.).
Таким образом, мы видим, что гортань не автономна в своей рабо-
те. Дыхание и резонаторы оказывают на гортань и голосовые связки
204 _____________________ В.П. Морозов_____________________
мощное воздействие, сильно видоизменяющее их работу. Мы рас-
смотрели три вида такого воздействия: акустическое, пнев-
матическое и рефлекторное. Эти физиологические механиз-
мы являются основой опосредованного воздействия на работу горта-
ни с помощью дыхания и резонаторов, что используется в вокально-
педагогической практике грамотными вокальными педагогами.
Гортань - особое звено