Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Г. Хазанкин)
Чтобы научить решать задачи, надо их решать. Д. Пойа
Хазанкин Роман Григорьевич - учитель школы № 14 г. Белорецка Республики Башкортостан, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской.
Классификационные параметры,
По уровню применения: частнопредметная. По философской основе: диалектическая + сциентистская. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология.
По типу управления: современное традиционное обучение + «репетитор». По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная, академическая + клубная, дифференцированная.
По подходу к ребенку: технология сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
По направлению модернизации: методическое усовершенствование.
По категории обучаемых: массовая + работа с трудными + работа с одаренными.
Целевые ориентации
• Обучение всех на уровне стандарта.
• Увлечение детей математикой.
• Выращивание талантливых.
Концептуальные положения
• Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
• Обучать математике = обучать решению задач.
• Обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи.
• Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных».
• Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.
• Управлять общением старших и младших школьников.
• Сочетать урочную и внеурочную формы работы.
Особенности методики
В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные: урок-лекция, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации, зачетные уроки.
1) Уроки-лекции раскрывают новую тему крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Их структурные элементы:
- обоснование необходимости изучения темы;
- проблемные ситуации, анализ этих ситуаций;
- работа с утверждениями по определенной схеме;
- обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы;
- сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата проведения зачета;
- разбор решения ключевых задач по теме.
2)Уроки-решения "ключевых задач". Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их. Виды работы с задачами:
- решение задачи различными методами;
- решение системы задач;
- проверка решения задач товарищами;
- самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение;
- участие в конкурсах и олимпиадах.
После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими можно пользоваться и на уроках, и на контрольных. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить перегрузку старшеклассников: им приходится решать их меньше и в классе, и дома.
Знание только алгоритмов решения ключевых задач не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к математике. С ними нужно вовремя перейти к разбору задач нестандартных, например из журнала «Квант».
3)Уроки-консультации, когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам.
Работа с карточками на консультации состоит в том, что:
- задачи компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности;
- вычленяется задача (из числа предложенных) или формулируется новая« решение которой является ключом к методике решения задач всей группы;
- формулируется и решается одна задача, которая обеспечит знакомство школьников с решением нескольких задач из разных карточек;
- подбираются ключевые задачи к задачам из карточек;
- определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач, включенных школьниками в карточки;
- включается дополнительная, важная для всех (по мнению учителя) задача.
4)Зачетные уроки, цель которых - организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач.
Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачетов организуетсявертикальная педагогика: у каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными -опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются
свободно, можно высказывать любые мысли - плохой оценки или выговора не бывает.
После повторения темы (предыдущего класса) старшие получают задание: подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (проблемы, интересы, способности).
Зачет проводится по каждой теме, обычно раз в неделю. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого - и тем самым развивается мышление «экзаменатора».
Алгоритм зачета:
- школьник выполняет индивидуальное задание с карточки;
- устный отчет старшекласснику (работа в паре);
~ старшеклассник разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы в знаниях;
- беседа в паре до полного понимания;
- в зачетную карточку принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради;
- принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения каждой задачи;
- мотивация оценок.
Сам Р. Г. Хазанкин подытоживает основные направления своей системы в 10 заповедях:
1. Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими. Школьники должны хорошо понимать глубинные взаимосвязи изучаемого предмета, знать и уметь пользоваться общими методами данной науки.
2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами.
3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая задачи; методы доказательства и общие методы решения задач.
4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях.
5. Учить догадываться.
6. Продолжать работать с решенной задачей.
7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты.
8. Составлять задачи самостоятельно.
9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой.
10. Организовать «математическое» общение на уроке и после уроков. Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии Р. Г. Хазанкина. Кроме индивидуальной формы используются следующие:
математические бои; математические олимпиады; КВН; математические вечера;
летняя математическая школа; работа научного общества учащихся (НОУ).
Школьники - члены НОУ активно помогают учителю в организации учебно-воспитательного процесса (разработка дидактических материалов, проверка тетрадей, оказание помощи учащимся, проведение олимпиад).
Литература
1. Зильбергер Н. И. и др. Формы работы Р. Г. Хазанкина // Математика в школе. - 1986. -№ 2.
2. Зильбергер Н. И. Методические указания по составлению математических задач. - Псков, 1991.
3. Зильбергер Н. И. Урок математики. Подготовка и проведение. - М. : Просвещение, 1995.
4. Преловская И. Извлечение корня, или Откуда в Белорецке столько вундеркиндов / Возвышение желаний, или Как осуществить себя. - М. : Политиздат, 1986.
5. Селевко Г. К. Физический вечер в школе // Вопросы оптики в факультативных курсах. -Ярославль, 1970.
6. Хазанкин Р. Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. - 1991. - №1.
7. Хазанкин Р. Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование. - 1987. - № 10.
8. Халамайзер А. В. Из опыта работы Хазанкина Р. Г. // Математика в школе. - 1987. - № 4.