Формы и способы организация подгрупповых занятий
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. Подгруппы формируются по 5-6 человек, периодичность занятий – 6 раз в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года жизни.
Направление коррекционно-развивающей работы в подгруппах:
- дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной, воздушной струи для правильного произношения звуков);
- артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;
- дифференциация поставленных звуков в речи С – З, С – Ц, С – Ш; Ж – З, Ж – Ш; Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ; Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш; Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л;
- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук);
- совершенствование общей координации речи с движениями и тонких дифференцированных движений пальцев рук (подготовка руки к письму);
- развитие словаря;
- формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи и речевого общения;
- развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа: развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова, совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение элементам грамоты;
- сенсорное развитие;
- развитие психических функций;
- ознакомление с окружающей действительностью;
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков: Гласные:, А, О, У, И, Ы, Э.Согласные:, К, К', Т, Т' М, М', Н, Н',П, П' Б, Б', Д, Д', Г, Г', X X', С, С', 3, 3', Ш, Ж, j, Ч, Ц, Щ. Л, Л',Р, Р'.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемым материалом. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и связной речи.
Развитие фонематического слуха и восприятия проводится по следующему плану:
1. Узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
2. Различение слов, близких по своему составу;
3. Формирование действия выделения звука на фоне слога, слова (есть данный звук в слоге, слове или отсутствует);
4. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?);
5. Различение согласных звуков по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;
6. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);
7. Определение последовательности слов в предложении;
8. Определение ударного слога в слове.
Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану:
1. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных и согласных звуков;
2. Фонематический анализ слогов;
3. Фонематический анализ слова (определение последовательности и количества звуков в слове).
В работе по формированию фонематического анализа слов осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:
1. Слова, состоящие из одного закрытого слога (ум, ус, мак, бак, сук и т.д.)
3. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы);
4. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.);
5. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман);
6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.);
7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр);
8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива);
9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.);
10. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале:
1. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание;
2. На основе собственного произношения;
3. На основе слухопроизносительных представлений.
Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.
Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и «свёртывания» смоделированного плана:
- Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);
- Пересказ рассказа с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда, по нарисованному ребенком плану, по плану-схеме.
- Пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
- Составление описательного рассказа по плану логопеда;
- Составление рассказа по сюжетной картине по плану логопеда;
- Составление рассказа по серии сюжетных картин;
- Самостоятельное составление творческого рассказа на заданную тему.