Изобразительная деятельность. В этот учебный период вам надо, используя уже наработанные умения, уделять большее внимание рисованию с натуры и учить ребенка применять эти умения в своих
В этот учебный период вам надо, используя уже наработанные умения, уделять большее внимание рисованию с натуры и учить ребенка применять эти умения в своих живописных работах. Например, небо — не однотонно-голубое, а имеет множество оттенков, на нем могут быть облака, или солнышко, или тучи и т.п. Следует учить смешивать краски прямо на рисунке, добавляя ту или иную краску.
Особое внимание следует уделять сюжетному рисованию и аппликации, обговаривайте предварительно сюжет и композицию работы.
Поощряйте рассуждения, обсуждения и высказывания, сделанные в доброжелательном и заинтересованном тоне во время работы. Продолжайте учить ребенка наблюдать природу, любоваться ее красотой, замечать и отображать в своих рисунках изменения в природе. Предлагайте для выполнения такие сюжеты, как «Дети в лесу», «Весна» и т.д.
Рисуйте животных и людей, включайте изображения людей и животных в сюжетные картины, отражайте впечатления от праздников.
Учите передавать разный характер движения фигур, придавать
выразительность образу; передавать в рисунке несложные картины весенней природы: цветущее дерево, кусты, деревья с распустившимися листьями, покрытый цветами луг, лодку на реке и т. д., цветущую ветку; рисовать на сюжет сказки («Лиса, заяц и петух», «Красная Шапочка» и др.).
Учите подбирать фон бумаги и соответствующие краски изображения в рисунке пасмурного дня, солнечного дня, праздничного салюта, освещенного парохода на реке вечером и т.д.
Используйте различные материалы и инструменты при создании орнаментов, ковриков, разрисовывайте посуду, матрешек и т.д.
Пользуйтесь печатками, приготовленными из подручного материала (например, из картофеля), при создании орнамента и других стилизованных картин.
Рассматривайте предметы и книги с целью создания радостного
эмоционального отношения к цвету, линии, форме, к ритму узора и цвета. При возможности посещайте музеи и выставки.
Продолжая работать с ножницами, учите ребенка вырезать сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, и предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое.
Лепите знакомые формы, придавая характерные детали, пользуясь движениями всей кисти руки, главным образом движениями пальцев; изображайте различных животных на одной основе, изображайте человека в разных позах (стоит, сидит, идет). Используйте различные способы лепки: конструктивный (из отдельных частей) скульптурный (основные части вытягивают из целого куска). Используйте в качестве натуры игрушки, предметы, скульптуры малых форм, изделия народных умельцев. Изображайте сюжеты по сказкам, по картинкам, по собственному замыслу.
При конструировании учите ребенка анализировать образцы построек, выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, выделять в каждой части постройки отдельные детали. Разговоры, которые вы будете вести с ребенком, должны быть эмоционально насыщенны и доброжелательны. Планируйте основные этапы создания постройки. Варьируйте использование деталей по ходу сооружений стройки.
Стройте не только по образцу, но и по словесному описанию, придуманному как вами или другими взрослыми, так и самим ребенком или другими детьми. Сооружайте постройки на основе наблюдений, по рисункам, фотографиям (здание школы, замок, метро, павильон выставки, высотное здание, терем и др.). Делайте сложныепо содержанию постройки — улицы, зоопарк, вокзал, село и т.д.
Работайте с бумагой, развивайте у ребенка выдумку, изобретательность, делайте игрушки, складывайте какие-либо конструкции, используйте выкройки. Учите подбирать разнообразный материалдля задуманного, вышивайте на бумаге.
Используйте для игрушек-самоделок природный материал (желуди, траву, солому, шишки и т. п.) и бросовый материал (катушки, проволоку, пробки, поролон и др.).
Используйте комбинированные виды работ, т. е. в рисовании используйте аппликацию, лепку, и наоборот (например, поезд, сделанный из спичечных коробков, на нарисованной станции).
Так же как и в предыдущие годы, результат деятельности доводятся до целостного, законченного образа. Законченная работа соотносится с реальными предметами, изображениями, а также предлагается для рассказа и драматизации ребенком.
Игра
Научите ребенка играть в сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Зоопарк»,«Поликлиника», «Парикмахерская», «Стройка». Как всегда привлекайте к участию в ролевых играх других детей. В процессе игры развивайте речь ребенка. Ребенок должен пользоваться названиями всех атрибутов игр; именами действующих лиц, словарем, необходимым для осуществления замысла и общения ее участников в процессе игры.
ЗАДАНИЕ 11
Выполнение задания 11 завершит период дошкольного воспитание вашего ребенка. В течение этого года вы должны продолжать реализовывать все те рекомендации,которые содержатся в предыдущих заданиях, особенно в 9 и 10. В задании 11 мы не будем повторять известные вам требования — каждый раздел его программы будет лишь дополнятьновыми требованиями и новым словарем соответствующие разделы заданий 9 и 10.
Таким образом, содержанием каждого занятия может быть материал и данного, и других заданий, а в ходе занятия вы должны выполнять рекомендации предшествующих заданий (а не только этого).
Ребенокпостоянно носит слуховой аппарат (карманный или заушный).Исключение составляют те слабослышащие дети, которые могут полноценно общаться на слухбез аппаратов на расстоянии менее 1,5 м. Подробнее об этом сказано в разделе «Методические рекомендации по развитию речевого слуха».
Воспитание навыков личной гигиены и культуры поведения; воспитание чувств
1. Ребенок должен уметь тщательно пережевывать пищу; уметь
самостоятельно причесываться; пользоваться только индивидуальной расческой, только индивидуальным полотенцем. Сидя за столом во время еды, ребенок не должен класть на стол локти; должен уметь пользоваться ножом, держа его в правой руке, а вилку в левой. Хлеб следует брать с общего блюда руками.
Словарь:юбка, гольфы, локти; длинные (короткие) рукава, платье (кофта, рубашка) с длинными (короткими) рукавами, застегни молнию; застегнул, завязал; поправь воротник; посмотрина себя в зеркало; сиди прямо; поблагодари, попрощайся. поздоровайся; расправь плечи; не сутулься; убери локти со стола (во время еды); стройный (-ая) мальчик (девочка); сутулый (-ая) мальчик (девочка); поблагодарил; посмотри (на себя) в зеркало (в окно), попрощайся; здравствуйте (произносится «здраствуйте»), до свидания; жуй; чье полотенце?; чья расчёска; чей платок?; моя (мамина) расчёска и т. п.; высморкался; высморкайся; это мое полотенце; это папино (Олино) полотенце; ласковый, грубый, помогает мальчику (детям), маме, бабушке и др.
Труд
Воспитывайте у ребенка ответственность, самостоятельность, умение договариваться с другими, распределять обязанности для выполнения работы, намечать ее последовательность.
Введите в ваш обиход более длительные или постоянные поручения ребенку, например уход за каким-либо растением, животными, поддержание порядка на полке с книгами, в шкафу с настольными играми и т. п.
Хозяйственный труд.
3. Делайте вместе с ребенком и другими детьми зимой во дворе снежные валы, ледяные дорожки, постройки из снега и льда, украшайте их цветными льдинками. Ребенок должен уметь сгребать снег к стволам деревьев и знать, зачем это делается; летом поливать песок в песочнице.
4. Ребенок должен уметь накрывать на стол, приносить вторые и третьи блюда, украшать стол цветами, собирать посуду со стола, уметь подметать пол (влажным веником).
Труд в природе.
1. Труд ребенка на участке и дома (уход за растениями и животными) в течение круглого года связывайте с наблюден ними ребенка за ростом и развитием этих растений и животных.
2. Приучайте ребенка заготавливать корм для зимующих птиц (ягоды рябины, можжевельника и др.); принимать участие в изготовлении и развешивании кормушек. В конце осени начинайте подкормку птиц. Зимой подкармливайте зимующих птиц.
3. Весной приучайте ребенка сеять крупные и мелкие семена (гвоздики, репы, моркови и др.), поливать всходы, высаживать рассаду на огороде (помидоры), в цветнике (астры, анютины глазки, левкои, львиный зев, шалфей (сальвия) и др.), участвовать в пересадке и выращивании комнатных растений и различать в растениях корень, стебель, почку, лист, цветок.
Приучайте ребенка следить за чистотой комнатных растений, поливаяих из пульверизатора. Учите делать отметки в календаре природы,наблюдая за ростом и развитием растений и животных.
Ручной труд.
Работа с бумагой и картоном.Учите ребенка сгибать и складывать бумагу и картон, резать их ножницами, вырезать по выкройке,делать игрушки, пособия для занятий, ремонтировать книги, коробки, мастерить сувениры к праздникам для членов семьи, родственников, знакомых.
Работа с деревом.Учите ребенка при сколачивании изделий пользоваться молотком, клещами; раскрашивать изготовленные поделки. Работа с мочалом, травой, корой, листьямии т. д. Учите летом плести корзинки, кукольные шляпки и другие игрушки.
Работу с деревом и другими природными материалами проводите в весенне-летний период и стараетесь делать это на улице.
Словарь: подоконник; вытри подоконник; поставь на подоконник цветы,снежная (ледяная) корка; ледяная дорожка; мы построимдом; забор из снега; снежный дом (забор); накрой на стол; щётка; подмети пол; я подмёл (подмела) пол; первое блюдо; второе (третье) блюдо; растения, корм; кормушка для птиц; клетка; насыпь песок; я насыпал песок в аквариум; будем чистить аквариум; мы с папой чистили (почистили) аквариум; овёс, рассада, смена, корень, стебель, листья (лист), цветок, почка, сорняки; землясухая — надо полить; цветы засохли; надо опрыскивать растения;склей бумагу, сшей; разрежь бумагу; вдень нитку в иголку;узелок; завяжи узелки; пришей пуговицу; вешалка; мешок для семян;молоток, клещи, гвоздь (-и); забей (вытащи) гвоздь; корзинка; будем плести корзинки; инструменты; куча (листьев); петрушка,сирень, ландыши, тюльпан (-ы), астра (-ы), анютины глазки,левкои, львиный зев; сад; выкройка, ткань; кора; договоримся, как мы будем работать (понимать); договоримся, что мы будем делать (понимать); полей цветы, потом покорми птиц, потом насыпь песок в аквариум; постирай (погладь) белье (одежду) для кукол; я (Катя) стирал (потирал), погладил (гладил), трава (овёс) выросла (вырос), овёс (цветы) растёт (растут); мы с Сашей (папой) сажали (посадили) цветы; покорми птиц;дай птицам корм; я покормил рыб, а мама почистила клетку; будете (будем) сеять овёс; мы сеяли (посеяли) морковь; будем (будете) полоть сорняки; пришил пуговицу; календарь природы (погоды) и др.
Физическое воспитание
Привлекая к занятиям других детей, учите их:
1) самостоятельно по словесной инструкции строиться в колонну с равнениемв затылок;
ходить друг за другом с четкими поворотами на углах, ходить друг за другом с преодолением препятствий(перешагивание, перелезание, пролезание), с предметами в руках (с флажками, мячами) на наружных и внутренних сводах стоп,
бегать друг за другом с поворотами на углах, взявшись за руки, наперегонки, за катящимся предметом — мячом, обручем с увертыванием от ловящего;
подпрыгивать с подбиванием подвешенного в сетке большого мяча, стоя на месте, на одной ноге на месте и с продвижением вперед;
спрыгивать (со страховкой взрослого) со скамейки (выс. 25-30 см); с высоты (35—40 см); перепрыгивать (со страховкой взрослого) через веревку в высоту с разбегом (35—40 см), (со страховкой) в длину с места (40—60 см), (со страховкой) в длину с разбега (60—80 см);
лазать по гимнастической лестнице (выс. 2—2,5 м);
залезать «на вышку» (выс. до 4 м);
пролезать в обруч, не касаясь руками пола, между рейками лестничной пирамиды;
2) вместе со взрослым и самостоятельно выполнять общеукрепляющие упражнения:
разводя руки в стороны и прогибаясь, отводить ногу и назад на носок (смотреть прямо);
из исходного положения ноги на ширине плеч, руки вперед, делать повороты вправо и влево с одновременным отведением рук в ту же сторону, рывки в стороны прямыми руками; делать круговые движения руками вперед и назад из исходного положения на ширине плеч; делать наклоны вперед с опусканием рук вниз (ноги не гнуть); выпрямляясь — прогибаться, руки в стороны.
приседая на носках, обхватывать колени руками, выпрями руки на пояс, прогибаться;
поочередно махать прямой ногой вперед и хлопать по ноге;
из положения сидя по-турецки вставать и садиться без помощи рук;
лежа на животе, разводить руки в стороны, прогибаться (или заводить руки за спину), сцепить руки за головой и делать скрестные движения ногами («ножницы»);
поворачивать туловище вправо и влево, держа палку в руках, ноги на ширине плеч; с выпрямлением поднимать руки вверх и прогибаться;
перешагивать через палку, держа ее в руках;
ходить по палке приставными шагами в одну и другую сторону, стоя поперек нее;
лежа на животе, держа палку за спиной, поднимать ее, прогибаться;
лежа на спине, поочередно продевать ноги через палку, держа обруч горизонтально над головой, опускать ее так, чтобы оказаться внутри него, положить на пол и выпрямиться, руки на пояс; затем присесть, взять обруч и вернуться в исходное положение;
держа обруч внизу, с легкими медленными покачиваниями вперед — назад впрыгивать в него и выпрыгивать; шить обруч из одной руки в другую над головой и за спиной (руки прямые);
стоя внутри обруча, садиться по-турецки и поднимать обруч над головой и смотреть в него, затем класть его так же и вставать без помощи рук;
двигать по дорожке, катить обруч впереди себя;
поднимая руки вверх и опуская вниз, передавать мяч из руки в руку над головой и спиной;
исходное положение — руки в стороны; поднимая вперед согнутую ногу передавать мяч из одной руки в другую под коленом (спина прямая);
лежа на животе, передавать мяч из руки в руку впереди себя и за спиной,
лежа на спине, сгибая ноги, передавать мяч под коленями из левой руки в другую; после каждой передачи опускать руки в стороны,
стоя парами, бросать мяч друг другу (расст. 60—80 см);
метание мяча или мешочков с песком на дальность (расст. до 4 м);
метание в вертикально поставленную цель (щит, подвешенный на 2—3 м; метание в горизонтальную цель (корзинка, обруч на полу) — на 2—2,5 м;
отбивание мяча одной рукой об пол;
3) выполнять упражнения, обусловливающие правильную осанку (выполняются по показу взрослого, по словесной инструкции): на животе, отводить руки в стороны или заводить за спину, прогибаясь (движения пловца);
в положении лежа на спине подтягивание на руках на скамейке, наклонной доске;
зацепившись носками за нижнюю рейку гимнастической стенки, ложиться и садиться, не помогая себе руками;
ходить на четвереньках (с опорой на ступни и ладони);
4) для укрепления стоп:
сидя сводить и разводить стопы и с опорой пятками о пол;
круговые движения стопами; поочередное сгибание и разгибание стоп; захватывать стопами мешочек с песком, мяч;
5)для развития равновесия:
повороты, наклоны, вращения головой;
ходить по качающейся плоскости (мостик-качалка); ходить по скамейке на носках,
резко останавливаясь при ходьбе и беге, с поворотами, приседаниями, изменяя направление движения,
И многое другое.
Словарь (большую часть словаря этого года и предыдущих лет обучения ребенок должен использовать в самостоятельной речи, прибегая в случае необходимости к чтению): названия всех предметов, которыми действует ребенок; станьте в шеренгу (в колонну,) станьте в колонну по одному (по два); идите (бегите) врассыпную; прыгай на носках с поворотом; обруч (мяч) над головой, прыгай в обруч (из обруча); согни ногу (-и); подтягивайся, иди на четвереньках и др.