Ii этап

Фрагмент 2:

Программная задача: познакомить с арифметическим действием сложения и его записью.

Наглядный материал: раздаточные круги двух цветов.

Ход:

—Выложи 5 голубых кругов и 1 красный.

—Придумай задачу.

Замечание: на основе предварительного действия составляет­ся несколько задач. Содержание задач зависит от уровня разви­тия детей и их воображения. Простейший уровень: «На столе ле­жит 5 голубых кругов и 1 красный. Сколько всего кругов лежит на столе?». Абстрагирование от цвета: «На столе лежало 5 кру­гов. Положили еще 1. Сколько стало кругов?». Развитое вообра­жение и умение моделировать: «Во дворе гуляли 5 мальчиков и 1 девочка. Сколько детей гуляло во дворе?». Воспитатель выби­рает нужную задачу и обсуждает ее.

—Повтори только условие. Повтори только вопрос. Повтори задачу целиком.

—Кто может ответить на вопрос задачи?

—Как вы узнали, что всего 6 кругов?
Варианты ответов:

—Сосчитали. (Задача решена практическим методом.)

—Мы знаем, что 5 и 1 будет 6. (Знание состава числа 6.)

— Мы к пяти прибавили один. (Задача решена арифметиче­ским методом.)

Вывод:

— Верно. Можно пересчитать предметы, а можно к пяти прибавить один. Это действие называется сложение. По­вторите.

Давайте запишем решение задачи. Сколько голубых кру­гов? Выложи цифру.

—Сколько красных кругов? Выложи цифру.

—Какой знак обозначает действие сложения? Где его надо поставить?

—Сколько будет: «5 + 1»? Как это записать?

—Теперь мы будем не только отвечать на вопрос задачи, но и записывать решение, и объяснять, какое действие дела­ем. Это надо делать так:

«К пяти кругам прибавить один круг, будет шесть кругов»

или «К пяти прибавить один, равняется шести»

или «Если сложить 5 и 1, получится 6»

или «Пять плюс один равно шести».

Замечания:

1. Постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала и относить только к числам. Ответ всегда формулируем полным предложением.

2. Если детям еще не знакома знаковая запись, ее надо вве­сти (см. «Счетную деятельность»).

3. Сначала решение выкладывается карточками, затем воз­можна запись на листе бумаги в клетку.

4. После усвоения формулировки действия сложения перехо­дим к задачам на вычитание.

Фрагмент 3:

Программная задача: познакомить с арифметическим дейст­вием вычитания и его записью.

Ход:

—У Кати было 5 кукол, 2 она отдала Маше. Сколько кукол осталось у Кати?

—Повторите условие задачи.

—Повторите вопрос задачи.

—Повторите задачу целиком.

—Сформулируйте ответ.

—Как же вы узнали? (Отняли.)

—У кого же вы отняли куклы? Катя может обидеться, ведь она сама их отдала, а вы говорите: «Отняли».

— Мы из числа 5 отняли число 2. Это действие называется вычитание. Повторите.

—Как записать решение задачи?

—Давайте объясним, как мы решили задачу. Это надо де­лать так:

«От пяти кукол отнять две куклы, получится три куклы»

или «От пяти отнять два, будет три»

или «Пять вычесть два, равняется трем»

или «Пять минус два равно трем».

—Прочитайте запись.

—Какое действие мы записали?

—Сформулируйте ответ.

Замечания:

1. Работа ведется от конкретного к абстрактному:

• действие с предметами;

• именование действия по содержанию задачи;

• формулировка действия с числами.

2. Слова «прибавить», «отнять», «будет» детям знакомы из жизни. Слова «сложить», «вычесть», «равняется» являются мате­матическими терминами. Необходимо постепенно осуществлять переход к новым словам и уделять этому особое внимание.

3. Важно при анализе задачи вовлекать всех детей, обсуждая различные вопросы:

—О чем говорится в задаче?

—О чем спрашивается в задаче?

—Повтори только условие.

—Повтори только вопрос.

—Повтори задачу целиком.

—Что надо сделать, чтобы решить задачу?

—Как называется это действие?

—Как записать решение задачи?

—Прочитай запись решения.

—Сформулируй ответ полным предложением.

— Каким действием мы решили задачу? Почему?
Необходимо добиваться полных развернутых ответов.

4. Упражняем в чтении различных записей, самостоятельном выкладывании примеров, составлении задач по числовому выражению.

/// этап

1-й вариант: метод присчитывания и отсчитывания по еди­нице на основе знания состава чисел из единиц: «Чтобы к пяти прибавить два, надо к пяти прибавить один, будет шесть, к шес­ти прибавить один будет семь. Значит: к пяти прибавить два будет семь».

2-й вариант: метод решения задач на основе знаний состава числа из двух меньших чисел.

3-й вариант: метод решения задач на основе моделирования арифметического действия, знания понятий «часть» и «целое».

Наши рекомендации