Задания и методические указания к выполнению практических работ
Практические занятия составляют значительную часть всего объёма аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Целью выполнения аудиторных практических работ является закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях или самостоятельно, а также формирование практических навыков и компетенций.
Выполняемые на практических занятиях задания можно подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой задания, которые требуют самостоятельной теоретической подготовки студентов к их выполнению и самостоятельного, под контролем преподавателя, овладения методами решения. Третий вид заданий содержит элементы творчества и обобщения. Успешное их выполнение требует от студента преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенного опыта, установления внутрипредметных и межпредметных связей, развития у студента исследовательских умений. Таким образом, практические занятия не только углубляют и закрепляют соответствующие знания, но и развивают инициативу, творческую активность, стимулируют мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском, вооружают будущего специалиста методами и средствами научного познания, и готовят обучающихся к их будущей практической деятельности.
Формы работы студентов на практических занятиях могут быть различными: практические работы, семинары и коллоквиумы, контрольные работы. В ходе практических занятий также могут проверяться проекты, рефераты и домашние письменные работы студентов.
Для успешного выполнения аудиторных заданий студент должен заблаговременно подготовится к практической работе. Для подготовки к практическим занятиям преподаватель выдает задания по темам и оговаривает сроки их выполнения и представления отчета по ним. Каждый студент должен так спланировать свою домашнюю работу, чтобы освоить темы дисциплины и своевременно представить по ним отчеты в форме, рекомендованной преподавателем.
Контроль знаний студентов проводиться в форме семинаров, коллоквиумов, контрольных работ, тестов. К каждому контрольному мероприятию преподаватель выдает вопросы для подготовки. Подготовка к контрольным работам требует от студента самостоятельной работы по повторению материала, изучаемого на практических и лекционных занятиях, а также самостоятельному изучению тем дисциплины с использованием рекомендованных литературных источников, приведенных в рабочей программе дисциплины или методических указаниях.
Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, на которых студенты обсуждают темы дисциплины, а также доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением и, по возможности, применить услышанное на практической работе. Преподаватель является координатором работы студентов на семинаре. Тема семинара, докладчики из числа студентов и литературные источники определяется преподавателем заранее. Подготовка студентов к семинару является обязательной. Цель такой формы обучения – закрепить пройденный материал, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории. Семинары особенно эффективны для подготовки инженерных и научно-педагогических кадров.
Коллоквиум (лат. сolloquium - разговор, беседа) – форма проверки и оценивания преподавателем знаний студентов в вузе. Представляет собой проводимый преподавателем в середине семестра промежуточный контроль знаний, имеющий целью оценить текущий уровень знаний студентов и, в случае успешного освоения, уменьшить список тем, выносимых на экзамен (зачет). Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на итоговую оценку (рейтинговый балл) по дисциплине.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Для успешного выполнения практических работ рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:
- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам вопросы для подготовки к практической работе;
- преподаватель кратко объясняет методы обучения и, при необходимости, показывает соответствующие приемы и способы выполнения заданий;
- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;
- под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания, студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов;
- студенты составляют отчет по результатам выполненной работы в рекомендованной преподавателем форме и сдают его на проверку.
Работа может быть не зачтена преподавателем и возвращена студенту для ее завершения в случае невыполнения студентом требований по оформлению и содержанию отчета.
Дальнейшее закрепление и совершенствование методических приемов, навыков, компетенций происходит в процессе их воспроизведения в изменяющихся условиях учебных занятий, при изучении следующих тем дисциплины, обобщения знаний на семинарах и коллоквиуме, при подготовке домашних семестровых заданий, при подготовке к зачету (экзамену), а также в дальнейшей учебной и внеучебной деятельности.
При выполнении практической работы с приборами студент обязан соблюдать технику безопасности и обеспечить сохранность оборудования.
Критерии оценки практической работы студента
- «отлично»: практическая работа выполнена студентом в полном объеме, аккуратно, сдана на проверку вовремя;
- «хорошо»: практическая работа выполнена студентом не в полном объеме, аккуратно, сдана на проверку вовремя;
- «удовлетворительно»: практическая работа выполнена студентом не в полном объеме, сдана на проверку позже указанного срока;
- «неудовлетворительно»: работа не сдана на проверку.
При отсутствии студента на практическом занятии он изучает тему и выполняет работу самостоятельно, с предоставлением преподавателю отчета. Студент, не выполнивший практическую работу, к зачету не допускается.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ЗАДАНИЯ К НИМ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1
Тема: Рациональная организация учебно-производственного процесса
Задание. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Система понятий и категорий организации производства.
2. Производственный процесс, его элементы и структура.
3. Принципы рациональной организации производственных процессов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Профессиональные вредности производственной среды.
2. Классификация основных форм трудовой деятельности.
3. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2
Тема: Негативные факторы среды обитания. Последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации
Задание 1. Изучить рекомендованную литературу и составить конспект по плану:
1. Классификация негативных факторов в системе «человек – среда обитания»