Образования, обучающихся по специальности

Рекомендации к написанию курсовой работы для студентов факультета начального и специального

образования, обучающихся по специальности

«Логопедия»

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, указав ее значение (обучающее, жизненно-практическое, коррекционно-развивающее, воспитательное), а также выделить ее значение для дальнейшего изучения математики. Кратко можно указать трудности и типичные ошибки детей при изучении данной темы. Нужно сформулировать цель исследования и задачи для ее достижения, а также объект исследования, предмет исследования.

В теоретической части работы (глава 1) анализируют психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, выделяют главные положения общей и частной методик обучения; цели и содержание изучаемого материала по различным программам начального курса математики. Можно провести сравнительный анализ программ для начальной и коррекционной начальной школ, указать пассивный и активный словарь детей при изучении выбранной темы, а также типичные в том числе и речевые ошибки детей и их причины; описать содержание используемых математических понятий.

В практической части работы (глава 2) разрабатывают или подбирают из изученной литературы виды упражнений по теме исследования, описывают их в соответствии с выбранными классификациями (по целевому назначению, математическому содержанию, уровню познавательной активности детей и т.д.). Можно разработать или описать фрагменты уроков математики или дидактические игры, а также проанализировать их с учетом теоретических положений, описанных в главе 1. Для выяснения уровня сформированности математических знаний, умений и навыков учащихся и речевых ошибок по теме исследования можно подобрать проверочные упражнения или составить задания в виде тестов. После проведения с детьми контрольного среза необходимо обработать и оформить полученные результаты, сделать выводы. Формирующий эксперимент проводится по желанию студента. Практическая часть может включать в себя анкетирование учащихся, учителей, родителей (если это целесообразно), изготовление наглядных пособий и компьютерных программ.

В заключении в форме выводов или методических рекомендаций кратко излагаются самые главные теоретические положения и результаты практического исследования. Можно указать трудности, испытанные при написании курсовой работы, дать самооценку своей работе в соответствии

с поставленными ранее целью и задачами.

В списке литературы необходимо указать и новые источники, опубликованные за последние 3-5 лет.

Курсовая работа может содержать необходимые приложения: таблицы, детские рисунки и работы, исторические справки, тексты проведенных анкет и т. п.

Объем курсовой работы зависит от степени разработанности выбранной темы и составляет 30-80 листов рукописного текста.

Темы курсовых работ:

1. Обучение сравнению предметов по длине, ширине, высоте, глубине и толщине.

2. Обучение сравнению предметов по величине, тяжести и вместимости.

3. Прием сравнения как средство изучения геометрического материала.

4. Обобщение на уроках математики в начальных классах.

5. Аналогия в обучении математике.

6. Дидактическая игра как средство формирования вычислительных навыков учащихся начальных классов c ТНР.

7. Средства и приемы обратной связи на уроках математики.

8. Групповая работа на уроках математики.

9. Психолого-педагогическая характеристика основных трудностей овладения учебными знаниями учащимися с нарушениями речи.

10. Развитие произвольной деятельности детей с ТНР в процессе обучения математике.

11. Развитие невербального мышления на уроках математике в школе для детей с ТНР.

12. Развитие словаря на уроках математики у учащихся начальных классов с нарушениями речи.

13. Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание.

14. Коррекция речи в процессе решения простых задач на умножение и деление.

15. Коррекция речи в процессе решения составных задач в 3-4 классах.

16. Особенности формирования приемов умственных действий у детей с ТНР при изучении состава чисел в пределах десятка.

17. Особенности формирования приемов умственных действий у детей с ТНР при изучении нумерации двузначных чисел.

18. Особенности формирования приемов умственных действий у детей с ТНР при изучении геометрического материала.

19. Особенности формирования приемов умственных действий у детей с ТНР при изучении смысла действий умножения и деления.

20. Связь между методикой преподавания математике в школе для детей с ТНР и другими науками.

21. Коррекционная работа по устранению акалькулии (дискалькулии) у детей с речевыми нарушениями.

22. Организация наблюдений за математическими фактами с младшими школьниками, имеющими нарушения речи.

23. Место логопедической работы в процессе обучения математике младших школьников с речевыми нарушениями.

24. Причины и трудности в овладении детьми с речевой патологией математическими знаниями, умениями и навыками.

25. Требования к домашней самостоятельной работе учащегося с речевой патологией по математике.

26. Роль занимательных математических заданий в школе для детей с ТНР.

27. Особенности внеклассной работы по математике с детьми, имеющими речевые нарушения.

28. Пропедевтический период обучения математике с детьми, имеющими речевые нарушения.

29. Формирование первоначального понятия о числе у детей с различной речевой патологией.

30. Система знакомства с цифрами детей с различной речевой патологией.

31. Методика изучения темы «Сравнение чисел» с детьми, имеющими речевые нарушения.

32. Методика изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 10».

33. Методика обучению решению арифметических задач с величинами цена – количество – стоимость.

34. Методика изучения величин в теме «Десяток», работа по развитию речи.

35. Методика изучения величин в теме «Сотня», особенности речевой работы.

36. Методика ознакомления учащихся, имеющих речевую патологию, с величинами и их измерениями.

37. Методика развития временных представлений у детей с ТНР.

38. Методика обучения элементам геометрии детей с различной речевой патологией.

Список литературы по дисциплине

«Теоретические основы обучения математике»

А. Основная литература

1. Аматова Г.М. Математика: в 2 кн. Кн 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

2. Моро М.И. и др. Математика. Учебники для 1 – 4 классов четырехлетней начальной школы в 2-х частях. Части 1 и 2. – М.: Просвещение, 2008 .

3. Морозова М.Ю. Теоретические основы изучения целых неотрицательных чисел.: Учебно – методическое пособие для студентов факультета начального и специального образования, обучающихся по специальности «Логопедия» / Авт. – составитель М.Ю. Морозова (Пенз. гос. пед. ун–т им. В.Г. Белинского ). – Пенза, 2010. – 80 с.

4. Морозова М.Ю. Теоретические основы обучения младших школьников рассуждениям на уроках математики: Учебно – методическое пособие для студентов факультета начального и специального образования, обучающихся по специальности «Логопедия» / Авт. – составитель М.Ю. Морозова (Пенз. гос. пед. ун–т им. В.Г. Белинского ) – Пенза, 2009. – 64 с.

5. Стойлова Л.П. Математика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 424 с.

Б. Дополнительная литература

1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник для 1 класса в 2 частях. – Самара: Изд. дом « Федоров», 2008.

2. Виленкин Н.Я. и др. Математика. – М.: Просвещение, 1977.

3. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Части 1 –3. – М.: Баласс, 2005.

4. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика. Учебник для 3-го класса в 3-х частях. Часть 2. – : Издательский Дом РАО, Баласс, 2005.

5. Истомина Н.Б. Математика. 1 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: издательство «Ассоциация XXI век», 2002.

6. Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н. Математика: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2008.

7. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007.

8. Перова М.Н. Математика. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 8 вида. – М.: «Просвещение», 2002.

9. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 2. – М.: Ювента, 2002.

10. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2000.

11. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2006.

12. Сборник задач по математике./ А.М. Пышкало и др. – М.: Просвещение, 1979.

13. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. – М.: Просвещение, 1988.

14. Хилько А.А. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 8 вида. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

15. Хилько А.А. Математика. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2000.

16. Эк В.В. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 8 вида. – М.: «Просвещение», 2002.

В. Программное обеспечение и интернет – ресурсы

1. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

2.Гуманитарная электронная библиотека http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

3.Каталог образовательных интернет-ресурсов http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

4.Библиотека http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

5.Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru

6.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp

7.Научная онлайн-библиотека Порталус http://www.portalus.ru/

8.Педагогика – Электронная библиотека учебников http://studentam.net/content/category/1/2/5/

9.Педагогическая библиотека www.pedlib.ru

10.Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

11.Электронная библиотека МГППУ http://psychlib.ru/mgppu

Список литературы по дисциплине

«Методика преподавания математики»

А. Основная литература

1. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005.

2. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 2001.

3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе. – М.: Владос, 2001. – 408 с.

4. Программы для 0 – 4 классов школы VIII виды (для детей с нарушением интеллекта). – М.: Просвещение, 2004. – с. 72 – 84.

5. Учебники по математике для начальной школы.

6. Учебники по математике для начальной коррекционной школы.

7. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.

Б. Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в нач. кл. /Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М., 1977.

2. Артемов А.К. Изучение математических понятий в нач. кл. – Пенза, 1987.

3. Артемов А.К. Развивающее обучение математике в нач. кл. – Самара, 1995.

4. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в нач. кл. – Москва – Воронеж, 1996.

5. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Уч. пособие для уч-ся шк. отделений пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

6. Баравалпь Германи фон. Преподавание счета. Пер. с немецкого. – М., Парсифаль, 1994.

7. Бортникова Е. Чудо-обучайка. Пространственно-временные представления для детей 3-6 лет. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 46 с.

8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М, 1986

10. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М., 1989.

11. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

12. Журналы «Дефектология».

13. Журналы «Начальная школа».

14. Зак А.З. Развитие умственных способностей мл. шк. – М., 1994.

15. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в нач. кл.) – М., 1975.

16. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в нач. кл. – М., 1985.

17. Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в нач. кл. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.

18. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах: Уч. пособие для студ. сред. спец. пед уч. заведений и факультетов нач. кл. – М.: LINKA-PRESS, 1998. – 288 с.

19. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие уч-ся. – М., 1968.

20. Калинченко А.В Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.

21. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М., 1966.

22. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы. / Автор-составитель А. А. Шабанова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 265 с.

23. Методика преподавания математики в нач. кл.: Вопр. част. методики: Учебн. пособие для студ. нач. кл. /Н.Б. Истомина, Е.И. Мишарева, Р.Н. Шикова, Г.Г. Шмырева. – М.: Просвещение, 1986. – 127 с.

24. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1978.

25. Обучение и развитие. Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975.

26. Свечников А.А. Решение математических задач в 1-3 классах. – М., 1970.

27. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

28. Средства обучения и методика их использования в нач. шк. /Под ред. Г.Ф. Суворовой. – М., 1990.

29. Средства обучения математике в нач. кл. (Сб. статей). – М., 1981.

30. Стреблева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001. – 184 с.

31. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988.

32. Тарасова О. В., Шамарина Е. В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР средствами математики. – М., 2004. – 11 с.

33. Теоретические основы и технологии начального математического образования: Задания к практическим занятиям для студентов факультета начального образования. – Спб., 2001.

34. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М., 1995.

35. Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М., Владос, 2001. – 88 с.

36. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. – М., 1992.

37. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АПН, 1965. – 254 с.

Наши рекомендации