Й этап - трансляционный
Основная задача: разработать технологию внедрения результатов инновационной деятельности в массовую практику образовательных учреждений.
Содержание деятельности: изучение научной литературы по проблемам технологии внедрения экспериментальных материалов; изучение аналогичного опыта работы; разработка и реализация плана внедрения.
С целью более детального изложения особенностей инновационной деятельности в сети наших образовательных учреждений обратимся к конкретному описанию специфики работы по отдельным ее фазам.
Первая фаза работы связана с постановкой и актуализацией проблемы на основе выявления противоречий социально-экономического, научно-методического, технологического порядка. Основу этих противоречий в нашем исследовании составил ряд объективных (находящихся в сфере политического, социокультурного контекста развития государства) и субъективных (находящихся в сфере образования) причин. К объективным причинам актуальности проблемы социального развития отнесены: противоречие между общественной ценностью бытия и кризисом социальной культуры во всех ее разновидностях (нравственно-этической, семейно-бытовой, психосексуальной, народной, правовой, конфессиональной); противоречие между стремлением к социальной общности, толерантности как единственной возможности и условию сохранности видовой сущности и ростом национальных, гендерных, возрастных конфликтов; противоречие между декларированием гуманистических идей и ростом криминогенное социальных контактов, девиантного поведения. Субъективные причины обусловлены противоречиями между высоким научным потенциалом, разработанностью разных аспектов социализации-индивидуализации личности и низким уровнем их практического внедрения; между требованиями государственных стандартов к социальному развитию и слабым программно-целевым, технологическим, дидактическим, диагностическим оснащением педагогического процесса; между высоким уровнем социального заказа и недостаточной профессиональной психолого-педагогической, социокультурной компетентностью воспитывающих детей взрослых; между пониманием социального развития и воспитания как единого процесса и разрозненностью концептуальных, теоретических оснований существующих программ и технологий.
Разрешение этих противоречий в системе дошкольного образования гипотетически было возможным при организации сети дошкольных образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме по общей проблеме социального развития дошкольников. С этой целью был произведен проблемный анализ деятельности ряда детских садов г. Перми и Пермской области, готовых к работе в статусе экспериментальных площадок, к выполнению индивидуальных научных исследований, деятельности в инновационном режиме. Каждый детский сад в силу своих возможностей и интересов, социального заказа выбирал свое направление социального развития и воспитания.
Следующая фаза - организационная, основная цель которой - создание условий для эффективной разработки и внедрения инноваций. В исследованиях М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, B.C. Лазарева они представлены по группам, целесообразность которых подтверждена и в ходе нашего эксперимента.
Несомненно лидирующей и обязательной является группа мотивационных условий, поскольку без них практически нереально ни одно нововведение: статусность и необходимостьиндивидуального исследования с последующей его защитой, повышение разряда и категорий, получение высшего образования, методических дней, участие в конференциях, возможность публикаций, материального стимулирования, массовой трансляции полученных результатов. Определение перспектив профессионального развития участников инновационного процесса осуществляется руководителем эксперимента и образовательного учреждения. В результате нашей работы все участники эксперимента получили высшую квалификационную катеорию, 75 % - высшее педагогическое образование, 35 % - звание лауреатов разных конкурсов.
Не менее важным в эксперименте являются кадровые условия, предопределяющие наличие коллектива, объеденного общей идеей; возможность становления и реализации высокого уровня профессиональной компетентности участников нововведений; включённость в инновационный процесс не только воспитателей, но и специалистов, укомплектованность педагогами, наличие дополнительного штатного расписания, научного руководителя, консультантов. В разработке и реализации программы и технологии социального развития и воспитания дошкольников были задействованы воспитатели всех возрастных групп, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию и труду, специалисты по изобразительной деятельности, художники-оформители, специалисты по разделам «Человек в истории», «Человек в культуре», логопеды, психологи и методисты по экспериментальной работе, руководители дошкольных образовательных учреждений, главные специалисты по дошкольному образованию городских и муниципальных отделов, студенты.
Особое значение в организации инновационной деятельности имеет создание информационных условий: наличие банка данных по разным аспектам изучаемой проблемы, широкое информационное поле опыта практической деятельности по аналогичным темам, оснащенность литературой, материалами научных исследований и других. В процессе инновационной деятельности важна свободная ориентация участников эксперимента как в теоретических, так и прикладных вопросах и общей темы, и своего индивидуального исследования. Поэтому в нашей работе огромное значение придавалось подбору, тиражированию, ксерокопированию научных исследований, представленных в диссертациях, выпускных квалификационных работах, созданию картотек, видеофондов и другому.
Существенная роль в организации нововведений отводится созданию материально-технических условий. Работа в экспериментальном режиме требует наличия соответствующей концепции и программы предметной и пространственной развивающей среды. Так, к примеру, в нашем исследовании обязательным является наличие музеев, множительной техники, тематических альбомов, настольно-печатных игр, видеофильмов, видеоаппаратуры, макетов, уголков ряжения, дифференцированных (по половым признакам) спален, туалетов и другого. Составление сметы расходов предполагает предстоящее финансирование семинаров, конференций, связанных с презентацией и распространением наработанных материалов, их издание, тиражирование. С целью изучения опыта по аналогичным проблемам, повышения профессиональной компетентности предусматриваются командировки, стажировки педагогов на базе других образовательных учреждений. В идеальном варианте смета расходов предусматривает возможность затрат и на получение высшего образования участникам инновационных проектов.
Особого внимания заслуживает группа организационных условий, связанных с определением статуса нововведений, заключением договорных отношений с научным руководителем, разработкой проекта, проведением начальной экспертизы. При создании этих условий чрезвычайно важна компетентность руководителя в документах, регламентирующих инновационную деятельность в образовательном учреждении. Прежде всего, это относится к возможности грамотного выбора типа предстоящей инновации: локальная (опытная педагогическая площадка), модульная (творческая педагогическая лаборатория), системная (экспериментальная педагогическая площадка). Опыт нашей работы показал, что успех и длительность деятельности детского сада в инновационном режиме во многом предопределяются соблюдением именно этой последовательности: от локальных, модификационных, замещающих нововведений, выполняемых на муниципальном уровне, к модульным, комбинаторным, открывающим нововведениям, выполняемым на региональном уровне, и от них — к системным, радикальным нововведениям, выполняемых на федеральном уровне. Это связано с тем, что процесс инновационной деятельности достаточно сложен и динамичен; качественное овладение всеми его элементами не происходит вдруг и требует серьезной просветительской работы со стороны научного руководителя не только по теме проекта, но и по всем вопросам специфики организации экспериментальной работы, особенностей индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Особое внимание следует уделить выбору научного руководителя, что является одним из гарантов результативности реализации экспериментального проекта. В выборе научного руководителя необходимо соблюдать ряд условий: знать сферу его научных интересов и реально соотносить выявленную проблему с его возможностями; заинтересовать потенциального руководителя презентацией проблемы, наработанным материалами, стремлением коллектива к работе в инновационном режиме; оценить возможности взаимодействия с не только по профессиональным достижениям (это может быть и начинающий исследователь), но и по человеческим, коммуникативным качествам. Поиск научного руководителя целесообразно осуществлять в педагогических коллективах, занимающихся исследовательской деятельною (кафедры, лаборатории колледжей, институтов, университетов). Одна из наиболее значимых и трудоёмких процедур в организации инновационной деятельности — разработка проекта-заявки, которая обуславливается общей мотивацией, а также проведением научным руководителем цикла лекций по особенностям инновационной и исследовательской деятельности, способствующих становлению основ методологической рефлексии участников эксперимента. Проектную деятельность, предполагающую исследование, предвидение, позирование, оценку последовательной реализации нововведений, целесообразно осуществлять всем коллективом. Успешность разработки проекта предопределяется: информированностью, желанием и готовностью педагогического коллектива к участию в проектной деятельности; объединённостью позиций педагогов, руководителей, специалистов и четким дифференцированием их функциональных обязанностей в ходе эксперимента; наличием научных, кадровых, финансовых, материально-технических, информационных ресурсов; учетом специфических особенностей конкретного образовательного учреждения; поддержкой и наличием взаимодействия детского сада с системой управления образованием муниципального (регионального, федерального) уровня.
Опыт нашего исследования позволил раскрыть неограниченные возможности взаимодействия детских садов с администрацией и управлением образования городов Кунгур, Добрянка, Нытва, Чайковский, Чусовой, сёл Карагай, Частые, с Департаментом образования и науки Пермской области. Грамотная организация такого сотрудничества позволяет соблюдать обоюдные интересы, повышает статус и рейтинг как дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, так и отделов образования, поддерживающих материально и психологически процесс нововведений.
Особое внимание следует уделить процедуре получения официального статуса инновационного образовательного учреждения. Она выполняется в соответствии с имеющимися положениями и включает ряд последовательных действий: оформление и подача заявки; проведение начальной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения на предмет определения его готовности к работе в заявленном статусе экспериментальной педагогической площадки; официальное подтверждение этого статуса на заседании научно-методического (экспертного) совета.
Припроведении начальной экспертизы деятельности образовательного учреждения оцениваются: уровень готовности коллектива к работе в режиме эксперимента (общая ориентация в проблеме, основы знаний по проведению исследовательской деятельности); степень принятия всеми участниками идей эксперимента; соответствие организации педагогического процесса основным концептуальным подходам, отраженным в проекте; наличие соответствующей предметной и социальной развивающей среды.
После получения официального статуса наступает фаза реализации проекта, включающая следующие виды работ: заключение договоров и контрактов; разработку годовых планов проведения эксперимента; определение тем индивидуальных исследований; разработку годовых каталогов продукта деятельности; ввод системы мотиваций, утверждение положения о доплатах и надбавках стимулирующего характера; установление системы контроля и разработку программы эксперимента; определение регламента работы участников эксперимента; разработку и утверждение положения о научно-методическом совете дошкольного образовательного учреждения, других локальных актов и документов; установление системы контроля; координацию работы всех участников эксперимента, согласование тем индивидуальных исследований: мониторинг, оперативный контроль и регулирование отклонений от основных идей проекта.
Работа коллектива в экспериментальном режиме сопровождается проведением промежуточной экспертизы, в ходе которой определяются соответствие выполненных работ основному замыслу проекта, эффективность решения поставленных и вновь возникающих задач и проблем, оптимальность реализации финансовых ресурсов и создания условий, делается заключение о целесообразности (нецелесообразности) продолжения эксперимента.
Важнейшей составной частью инновационной деятельности является фаза завершения реализации проекта, которая включает следующие виды работ: проведение итоговой диагностики, экспериментальной проверки окончательного результата; оформление документов по продукту экспериментальной деятельности; составление отчетов по выполнению планов экспериментальной работы; проведение творческих отчетов; составление справки-отчета по итогам деятельности; подготовку материалов к печати; презентацию результатов исследования.
Организация инновационной образовательной деятельности - сложный и динамичный процесс, эффективность которого предопределяется грамотным концептуальным обоснованием, наличием всех условий результативности реализации проекта, четким построением всех этапов, направленных на решение конкретных задач, высоким уровнем методологической рефлексии, профессиональной, психолого-педагогической, социокультурной компетентности всех ее участников, согласованием и взаимо проникновением основных направлений индивидуальных исследований.