Воспитание морально - волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры
Ахметов А.М. доцент, к.п.н.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.Физическое воспитание студентов как составная часть образовательного процесса способствует формированию у студентов физических, морально-психологических и нравственных качеств.На учебных занятиях, тренировках и спортивных соревнованиях у студентов под влиянием преподавателей, коллектива и определенных условий формируются необходимые морально-волевые и психофизические качества. Задача преподавателей - способствовать созданию у студентов мотивации к достижению высоких результатов в учебе, воспитанию нравственных качеств.
Регулярно выполняя упражнения, студенты осознают необходимость совершенствования и самосовершенствования своих физических и психологических качеств. У них появляется внутренняя потребность действовать в коллективе в соответствии со своими убеждениями. Физически развитый студент - это общественно активный человек.
В процессе физкультурно-спортивных мероприятий студенты находятся в коллективе, где формируются взаимопомощь и взаимовыручка, сплачиваются дружеские отношения.
Физические упражнения способствуют формированию таких качеств, как добросовестное отношение к учебе, чувство ответственности и долга, коллективизм, готовность прийти на помощь товарищам, гуманность, честность, воля к победе, непримиримость к несправедливости и лжи.
При многократном повторении физических упражнений с большими нагрузками, когда надо достичь наивысшего результата, включаются все составляющие психики человека (мышление, память, внимание, воля, эмоции) и направляются на выполнение поставленной цели. Это характерно, например, в спортивных играх, различных единоборствах, где постоянно преодолеваются как внешние, так и внутренние трудности.
На занятиях выполнение упражнений, приемов и действий осуществляется в точном соответствии с их описанием, а также по распоряжениям руководителя занятий и под непосредственным его контролем. Соблюдение установленной спортивной формы одежды, нормативов, этики способствует воспитанию у студентов дисциплинированности, чувства собственного достоинства.
Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности.
Учебные группы по своему составу, как правило, многонациональны (русские, татары, азербайджанцы, армяне, туркмены, чуваши). Занятия необходимо проводить так, чтобы у студентов формировались дружеские отношения, товарищеская взаимопомощь, уважение и сопереживание. Неправильная организация занятий или спортивных мероприятий может создать атмосферу конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Негативным явлениям следует давать принципиальную оценку, чтобы в последующем они не повторялись.
Формирование тех или иных качеств носит индивидуальный характер. Каждый обучаемый, встречаясь с трудностями, реагирует на них по-разному. Поэтому те или иные упражнения или виды спорта способствуют выработке различных морально-волевых и психологических качеств у студентов. Здесь нужен дифференцированный подход. Однако в любом случае нужные качества формируются только при сознательном и целенаправленном участии как преподавателя, так и самого обучаемого. В педагогическом процессе важно осуществлять правильный подбор упражнений, методику их проведения, применять общие и специфические принципы обучения и воспитания.
Смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и находчивость, выдержка и самообладание - такие качества вырабатываются у обучаемых во время занятий по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам. Эти качества можно воспитывать целенаправленно на тренировках и состязаниях, используя специальные упражнения.
Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний, имеющие значение для определенных профессий, можно формировать путем специальных упражнений на гимнастических снарядах, в спортивных играх, легкой атлетике и лыжной подготовке.
Внимание, активность и устойчивость к внешним помехам также вырабатываются в процессе выполнения различных упражнений. Например, во время учебы у студентов могут появиться напряженность, мышечная скованность, обостренная или замедленная реакция. Это преодолевается с помощью выполнения отдельных упражнений, направленных на развитие навыков произвольного расслабления мышц и нормализации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
На занятиях необходимо создавать такие условия, чтобы обучаемые проявляли инициативу, верили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок в выполнении упражнений снимает у них робость и неуверенность, порождает желание достичь высоких результатов.
Гуманные отношения друг к другу развиваются и совершенствуются на соревнованиях и тренировках, так как спорт предполагает здоровое и честное соперничество. В спорте побеждает сильнейший - наиболее подготовленный во всех отношениях спортсмен, что соответствует олимпийским идеалам. Студентов необходимо привлекать к судейству соревнований, проведению спортивных праздников и вечеров. Успехи в спортивно-массовой работе обязательно отражаются в студенческой печати и на местном радио.
Занятия по физической культуре и спорту проводятся в соответствии с руководящими документами (законами Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования РФ, распоряжениями и приказами ректората вуза, учебными планами, программами), в которых определяются требования для каждой категории обучаемых, устанавливается соответствующая форма одежды для выполнения физических упражнений. Все это положительно воздействует на личность, повышает ответственность и чувство долга.
Спортивные праздники посвящаются знаменательным датам вуза, города, республики и страны. В их программу включаются выступления выдающихся спортсменов, тренеров, ветеранов спорта; спортивные игры, эстафеты, отдельные номера лучших спортсменов вуза; художественная самодеятельность. Вручаются грамоты, знаки спортивного отличия, призы, кубки и вымпелы. Программа праздника утверждается ректором вуза. В ее разработке и оформлении места проведения мероприятия обязательно участвует спортивная общественность.
Важную роль в воспитании студентов играют спортивные тематические вечера, туристические походы и экскурсии, встречи с выдающимися спортсменами, товарищеские встречи по видам спорта со студентами других вузов.
К формам воспитания и обучения студентов физической культуре также относятся: беседы, доклады и лекции, встречи с ветеранами, вечера и читательские конференции, просмотр фильмов, деловые игры, дискотеки, выставки, передачи местного телевидения и радио, фотогазеты, экскурсии. В настоящее время особую роль в воспитании играет спортивная реклама и электронные ресурсы средств массовой информации.
Положительное влияние на воспитание студентов оказывает шефство над школами, а также добрые взаимоотношения с коллективами предприятий. С ними можно проводить товарищеские встречи по видам спорта, оказывать друг другу посильную помощь в строительстве и обслуживании спортивных сооружений, в обеспечении спортивным инвентарем и оборудованием. Можно устраивать совместные лекции и беседы, концерты художественной самодеятельности. В программу концертов включаются фрагменты различных видов .
Список использованной литературы
1. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 1996. - №3. - С. 61 - 66.
2. Брайент Д.К. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.
3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для инст. ФФК. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.
5. Сидоров А. А., Прохорова М.В. Педагогика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Терра-Спорт. - М., 2000.
6. Ильинич В.И., Физическая культура студента. Гардарики. – М., 2011.
7. Магомедов Р.Р., Бабченко А.П., Белов А.К., Бушенева. И.С., Физическая культура в педагогическом вузе: - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.