Информационное общество. Принципы построения перспективной образовательной модели информационного общества
Информационное общество.
Вторая половина 20-го века ознаменовалась научной технической и технологической революциями. Что естественно привело к изменению общества и общественных отношений в целом. Ускорения роста научных знаний привело к необходимости фундаментального осмысления его социальных исследований. Начало 21 века характеризуется радикальной трансформацией устоев, целей и ценностей жизни. В следствие формирования совершенно нового типа общественного устройства получившего название «Информационное общество».
Информационное общество – по другой классификации – постиндустриальное общество.
Информационное общество- это общество в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации и особенной высшей ее формы – знаний.
В современном мире можно выделить три основных типа общества:
1) Доиндустриальное
2) Индустриальное
3) Постиндустриальное.
Сравнительная характеристика этих обществ представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Тип общества | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Характерные представители общества | Афганистан, Ангола, Эфиопия, Никарагуа | Италия, Франция, Англия | США, Япония, Китай |
Валовый национальный продукт на душу нас | До 400 | Около 10000 | Около 18000 |
Основные продукты производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизации и технологий | Автоматическое производство |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преим. Стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала труда |
Занятия населения | Сельское хозяйство (около 70 %) | Сельское хозяйство (около 15%) | Сельское хозяйство (около 3%) Промышленное хозяйство – 33 % Услуги – 66% |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукт производства | Услуги |
Политика в области образования | Борьба с неграмотностью | Подготовка специалистов | Непрерывное образование |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Как следует из данных таблицы 2. Базовым признаком общества будущего является все возрастающая роль сектора экономики, охватывающего сферу услуг, при этом примитивные бытовые услуги будут играть незначительную роль, уступая место финансовым, информационным, коммуникационным, образовательным, медицинским и тому подобным услугам.
В настоящее время Россия играет важную роль на мировом рынке нефтедобычи, занимая 11%, темпы роста этого рынка не превышали 1% роста, однако специалисты прогнозируют постепенное снижение физического объема рынка нефтедобычи, с другой стороны на существенно большем по объему, а самое главное более перспективном рынке информационных технологий Россия играет практически незаметную роль, всего лишь 0,2% от всей произведенной стоимости. Как показывает мировой опыт для успешной реализации программы информатизации, желательно работать по следующим принципам:
1) Отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны.
2) Необходимость замены экономической структуры основанной на аграрном добывающем или промышленном секторах, структурой базирующихся на наукоемких отраслях.
3) Признание приоритетного характера информационного сектора.
4) Широкое использование современных достижений мировой науки и техники.
5) Улучшение качества образования и внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий.
6) Вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как в государственную, так и частную.
7) Достижение роста благосостояния страны за счет широкого внедрения информационных технологий. Во все сферы экономический и общественной жизни.
В информационном обществе изменяется не только производство, но весь уклад жизни, а также система ценностей. Если в индустриальном обществе все направлено на производство и потребление товаров то в информационном обществе производится и потребляется интеллект. Возрастает спрос на знания и информацию. Это значит образование должно непрерывно совершенствоваться.
Серьезное отставание системы образования от темпов научного и общественного развития не может не рождать тех или иных попыток сформулировать возможные основы ликвидации этой ситуации. С использованием мирового опыта и имеющихся тенденций можно предположить, что перспективная образовательная модель должна строится на следующих основных принципах:
1. Фундаментализация образования, ориентация на изучение основных законов природы, опора на научные знания и жизненные процессы.
2. Обращение к образованию в будущем. Необходимо учитывать требования перспективного развития человеческой цивилизации
3. Эффективность организации учебного процесса. Используя широкие возможности инновационных механизмов развивающих образование.
Основные черты будущей системы образования – вытекают из потребностей общества, а информационное общество невозможно без всеобщего высшего образования. В этом обществе мало квалифицированный труд постепенно вытесняется и создаются высококвалифицированные и профессиональные специалисты