Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.

Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.

Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).

Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Информатизация общества–необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации общества обусловлена следующими причинами:

- беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;

- необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы и динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;

- повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.

Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой (инфосферой), которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.

Информация, прежде всего охватывает все элементы рыночной инфраструктуры экономики:

· сеть оптовой и розничной торговли;

· товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, ярмарки;

· сети банков и кредитно-финансовых учреждений;

· складское и транспортное хозяйство;

· страховые компании;

· налоговую службу и т.д.

Для изучения спроса и предложения создаются региональные сети самых различных форм, специальные подразделения при крупных производственных, сбытовых и торговых предприятиях.

Информатизация бирж труда позволяет рационально использовать людские ресурсы региона, сбалансировать предложение и спрос на рабочую силу, предложить жителям региона работу в соответствии с их способностями и возможностями.

Приведенные примеры свидетельствуют, что информатизация проводится по различным направлениям экономики и социальной политики общества.

Информационный ресурс. Каковы же основные особенности ИР?

Информационный ресурс– это симбиоз знаний и информации.

Принципиальное значение в понимании ИР имеет форма существования и представления знаний. Знание– это отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий,представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь идет речь о понятийном знании – знании, выраженномсемантически. Имеется, как известно, и другой вид знаний – интуитивных, рожденных в подсознательноймсфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически.

Особо следует отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п., выступают ИР. Появляется новая проблема – информативность сообщений.

Электронное правительство. Примерный набор услуг электронного правительства.

В 2003 году 7 января в Республике Казахстан были заложены законодательные основы е-правительства, принят закон “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”. В целях создания нормативной правовой основы для внедрения “электронного правительства” в стране были разработаны новые законопроекты “Об информатизации” и “О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации”.

Базы данных.

Базы данных - основное средство накопления больших объемов информации. Это специальная форма представления и организации данных в ПК, допускающая поиск информации по запросам. Для организации баз данных используются специальные программы, которые называются системами управления базами данных (СУБД).

Информация в базах данных может быть организована несколькими способами. Наиболее простая и распространенная - реляционная илитабличная форма.

А не А

да нет
нет да

Свойства отрицаний:

НЕ1: Отрицание ложно, если суждение истинно.

НЕ2: Отрицание истинно, если суждение ложно.

Для понимания роли отрицаний в языках запросов важно уметь выражать их в позитивной форме. Приведем примеры отрицания математических неравенств и их эквивалентные позитивные пере­формулировки:

не (х = 0) º (х ¹ 0);

не (х ¹ 0) º (х = 0);

не (х > 0) º (х £ 0);

не (х < 0) º (х ³ 0);

не (х ³ 0) º (х < 0);

не (х £ 0) º (х > 0).

Для общего понимания математических суждений, утверждений и отрицаний необходимо иметь представления об общих законах математики и математической логики в частности. Первым среди общих законов математической логики является

Закон двойного отрицания:

не (не А) º А.

Отрицание отрицания равносильно исходному утверждению.

Логическая связка И в математической логике называется конъ­юнкцией.

Таблица истинности конъюнкции:

А В А и В
да да да
да нет нет
нет да нет
нет нет нет

Свойства конъюнкции:

И1: Конъюнкция А и В истинна, когда истинны оба суждения.

И2: Конъюнкция А и В ложна, когда ложно хотя бы одно из суж­дений А или В.

А В А и В
да да да
да нет да
нет да да
нет нет нет
Логическая связка ИЛИ в математической логике называется дизъ­юнкцией. Таблица истинности дизъюнкции:

Свойства дизъюнкции:

ИЛИ1: Дизъюнкция А или В истинна, когда истинно любое из суждений А или В.

ИЛИ2:Дизъюнкция А или Вложна, когда ложны оба суждения А и В.

Для понимания принципов поиска информации по запросам в базах данных и сети Интернет необходимо понимать математичес­кий смысл сложносоставных запросов с использованием логических операций «И» (AND), «ИЛИ» (OR)и«НЕ» (NOT).

Примеры сложносоставных запросов к базам данных и их экви­валентные позитивные переформулировки:

(признак ≠ 0) & не(х > 0) º (признак (0)) & (х £ 0);

(число > 0) v не (у > 0) = (число > 0) v (у £ 0).

Общие принципы отрицания дизъюнкций и конъюнкций в мате­матической логике выражаются двумя закона де Моргана:

Закон отрицания конъюнкции:

не (А и В) º (не А) или (не В)

— отрицание конъюнкции суждений равносильно дизъюнкции отрицаний.

Закон отрицания дизъюнкции:

Не (А или В) ((не А) и (не В))

— отрицание дизъюнкции суждений равносильно конъюнкции отрицаний.

Знание и использование данных трех общих законов логики позволяют полностью избавляться от негативных формулировок в за­просах к базам данных и в общении друг с другом. Но еще важнее знание этих законов для понимания принципов и результатов поиска информации компьютерами.

Попробуйте проверить законы отрицания в запросах к Интернет и объясните результаты, полученные от различных поисковых систем:

запрос: «учебник -физика» — «учебник, но не по физике?»

запрос: «учебник -книга» — «учебник, но не книга?»

запрос: «-учебник информатика» — «не учебник, но по информа­тике?»

запрос: «-(-учебник)» — «неверно, что это не учебник» ???

19.Группа финансовых функции (ПЛТ, БС, КПЕР) и функции прогнозирования (ПРЕДСКАЗ, РОСТ и ТЕНДЕНЦИЯ). (Компьютер в работе правоохранительных органов. ППП для юристов.)

Функция ПЛТвозвращает сумму периодического платежа на основе постоянства сумм платежей и постоянства процентной ставки. Иначе говоря, функция может использоваться для расчета платежей по тем кредитным договорам, в которых предусмотрены следующие два обязательных условия:

ü выплата кредита будет производиться равными долями;

ü ставка за пользование кредитом в течение всего времени действия договора остается неизменной, т.е. не повышается и не понижается по мере выплаты кредита.

Синтаксис

ПЛТ(ставка;кпер;пс;бс;тип)

Ставка – процентная ставка по ссуде.

Кпер – общее число выплат по ссуде.

Пс – приведенная к текущему моменту стоимость, или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей, называемая также основной суммой. Это стоимость товара, сумма, на которую заключен кредитный договор. /Бс – требуемое значение будущей стоимости, или остатка средств после последней выплаты. Если аргумент бс опущен, то он полагается равным 0 (нулю), т. е. для займа, например, значение бс равно 0./Тип – число 0 (нуль) или 1, обозначающее, когда должна производиться выплата. Если тип 0 или опущен, то оплата производится в конце периода, если тип , то оплата производится в начале периода./Выплаты, возвращаемые функцией ПЛТ, включают основные платежи и платежи по процентам, но не включают налогов, резервных платежей или комиссий, иногда связываемых со ссудой. /При использовании функции ПЛТ необходимо особое внимание при выборе единиц измерения для задания аргументов «ставка» и «кпер». Если рассчитываются ежемесячные выплаты по четырехгодичному займу из расчета 12 процентов годовых, необходимо использовать 12%/12 для задания аргумента «ставка» и 4*12 для задания аргумента «кпер». Если рассчитываются ежегодные платежи по тому же займу, то необходимо использовать 12% для задания аргумента «ставка» и 4 для задания аргумента «кпер»./Использование функции ПРЕДСКАЗ Функция ПРЕДСКАЗ вычисляет или предсказывает будущее значение по существующим значениям. Предсказываемое значение — это y-значение, соответствующее заданному x-значению. Известен набор существующих x- и y-значений; новое значение предсказывается с использованием линейной регрессии. Этой функцией можно воспользоваться для прогнозирования будущих продаж, потребностей в оборудовании или тенденций потребления./Использование функций ТЕНДЕНЦИЯ и РОСТ Функции ТЕНДЕНЦИЯ и РОСТ позволяют экстраполировать y-значения, продолжающие прямую линию или экспоненциальную кривую, наилучшим образом описывающую существующие данные. Эти функции возвращают y-значения, соответствующие заданным x-значениям. Используя x-значения и y-значения, можно построить график процесса.

20. Дистанционное образование. Основные модули: (Главный модуль, Пользователи).

В связи с масштабным и стремительным распространением информационных технологий, а также сети Интернет появился еще один вид обучения – это дистанционное образование. Оно подразумевает использование компьютеров, Интернета, аудио- и видеокассет, учебных пособий, а также телевизионно-спутниковых программ с целью связи между студентом и преподавателем. Дистанционное образование предоставило возможность совместной работы людей, находящихся в разных уголках мира.

Главный модуль

«Главный модуль» обеспечивает: взаимодействие всех модулей между собой, разграничение доступа, предоставление пользовательского интерфейса к функциям системы для всех категорий пользователей, а также необходимые для работы всех модулей системы сервисные функции.

Разграничение доступа

Система разграничения доступа, основанная на профилях полномочий и ролях.

· Разграничение доступа к любым объектам и функциям системы (вплоть до доступа к кнопкам и ссылкам).

· Пять предопределенных профилей полномочий и ролей: гость, преподаватель, слушатель, внешний администратор, администратор.

· Возможность создания любого количества ролей со своими настройками прав доступа.

· Возможность назначения одному пользователю нескольких ролей.

· Переключение между ролями без необходимости повторной авторизации.

· Возможность просматривать всех пользователей, которым присвоена определенная роль.

· Автоматическое назначение пользователю роли «слушатель» после регистрации в системе.

· Возможность в любой момент лишить пользователя любой имеющейся у него роли.

Просмотр информации обо всех правах роли и изменение этих прав в любой момент

Пользователи

Модуль «Пользователи» предназначен для систематизации и управления информацией по всем физическим лицам, которые должны быть представлены в системе.
Каталог пользователей

Возможность хранить в системе информацию о любых физических лицах (сотрудниках, клиентах, партнерах, слушателях, контактных лицах, преподавателях).

· Возможность связывать пользователей с организациями и штатными должностями.

· По каждому физическому лицу создается карточка пользователя, представляющая единую точку доступа ко всей информации о пользователе в системе.

· Возможность группировать пользователей любым удобным способом.

· Неограниченная вложенность групп, возможность относить любого пользователя к нескольким группам.

· Автогруппировка пользователей по организациями, пройденным мероприятиям, ролям.

· Возможность не удалять карточки пользователей из системы, а отправлять их в архив, то есть сохранять всю информацию о пользователях, но исключать их из числа действительных пользователей системы.

Карточка пользователя/Подробная информация о пользователе:

o контактная информация, должность, специализация, место работы, штатная должность,персональная информация:

§ пол, год рождения, интересы, образование. Журнал слушателя - подробная история пребывания слушателя на всех мероприятиях, в которых он когда-либо принимал участие:

o когда был зачислен, когда отчислен; какие преподаватели были назначены слушателю на данный период обучения; когда был открыт доступ к электронному контенту, когда закрыт (для дистанционных мероприятий); просмотр переписки пользователя с преподавателями за период обучения (для дистанционных мероприятий).

· Просмотр подробной информации (статистика) о прохождении пользователем каждого дистанционного курса/теста:

o процент прохождения всего мероприятия; сколько раз заходил на мероприятие; закончил или не закончил обучение; когда приступил к обучению; когда последний раз заходил на курс;

· Возможность зачислять/отчислять пользователя с/на мероприятия прямо из карточки пользователя.

· Возможность открывать/закрывать доступ на дистанционные мероприятия прямо из карточки пользователя.

· Возможность аннулировать результаты обучения любого слушателя.

21. Технология дистанционное образование. Мультимедийные ресурсы.

Технологии дистанционного обучения должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалом, видеоканалам и компьютерным сетям. Очень полезная технология дистанционного обучения - видео. Видеопленки позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так ив домашних условиях. /Мощной технологией дистанционного обучения, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники, как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала.

Образовательный портал

Образовательный портал – это единая точка доступа (интерфейс) всех слушателей/сотрудников ко всем ресурсам и сервисам, предоставляемым системой MKC. Образовательный портал интегрирует и подает в удобном для пользователей виде информацию и сервисы, поставляемые всеми без исключения модулями системы.

Назначение ОПОРТ

Объединение информационных, технологических, справочных и образовательных ресурсов и сервисов, задействованных в образовательном процессе, в единую информационно-образовательную среду.

· Интеграция и упорядочивание всех образовательных ресурсов компании.

· Обеспечение структурированного, унифицированного и персонифицированного доступа к ресурсам и сервисам системы LMSONLINE в частности и всей информационно-образовательной среды организации в целом.

· Поддержка непрерывного квалификационного роста сотрудников.

· Формирование единой среды обмена опытом и накопления и использования знаний.

· Оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей.

· Предоставление пользователям широких возможностей для самосовершенствования, саморазвития, самообучения и постоянного повышения квалификации и уровня знаний.

· Контроль образовательного процесса в компании.

Состав образовательного портала

Публичный каталог мероприятий с возможностью подачи заявок или самостоятельной регистрации.

Гостевой (анонимный) вход

Возможность входить на Образовательный портал без авторизации.

Мультимедийные ресурсы»

Основные понятия

· Ресурс – это объект системы позволяющий описать и использовать в системе файлы любых форматов, Интернет-ссылки на внешние ресурсы, а также встраиваемый контент с других сайтов.

· В системе предусмотрено три вида ресурсов:

o Файл

o Ссылка на внешний ресурс

o Встраиваемый внешний ресурс

· Система имеет встроенный плеер для просмотра видео-, аудио-файлов и документов наиболее распространенных форматов непосредственно из системы, без необходимости загружать файл к себе на компьютер и иметь для его просмотра какое-либо специальное программное обеспечение.

· Система предусматривает возможность оценки и обсуждения каждого ресурса пользователями.


Способы записи алгоритмов

Существует несколько способов записи алгоритмов, отличающихся друг от друга наглядностью, компактностью, степенью формализации и другими показателями. Наибольшее распространение получили способы графический, словесный, на алгоритмическом языке, в виде программ для ЭВМ.

· Графический– в виде блок-схем.

· Словесный – на естественном языке.

· На алгоритмическом языке – то есть на специальном языке.

Алгоритмический язык – это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения.

· В виде программ для ЭВМ – значит на любом алгоритмическом языке программирования (Бэйсик, Паскаль, Си++ и т.д.), когда исполнителем является компьютер.

Блок-схема - самый распространенный и понятный способ записи алгоритмов. Блок - схема – последовательность блоков, соединенных линиями передачи.

Алгоритмы бывают 3 типов (типы вычислительных процессов): линейные, разветвляющиеся, циклические./Линейный алгоритм - это такой, в котором все операции выполняются последовательно одна за другой. /ПРИМЕР 1.1. Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.Пусть a, b, c - длины сторон треугольника. Необходимо найти S - площадь треугольника, P - периметр.

Входные данные:a, b, c. Выходные данные:S, P.

Блок-схема алгоритма представлена на рис.

Алгоритмы разветвленной структуры применяются, когда в зависимости от некоторого условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие.

Работа оператора FOR - NEXT

1. Счетчику присваивается первоначальное значение

2. Выполняется тело цикла - операторы, которые повторяются

3. Оператор NEXT выполняет 3 действия:

o Присваивает счетчику цикла новое значение

o Сравнивает полученное значение с конечным

o Если полученное значение меньше или равно конечному, то происходит возврат на начало тела цикла (на первый оператор после заголовка); если полученное значение больше конечного, то происходит выход из цикла

2)Циклический алгоритм типа "Пока" - это такой циклический алгоритм, действия которого будут выполнятся до тех пор пока выполняется заданное условие.

Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.

Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).

Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Информатизация общества–необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации общества обусловлена следующими причинами:

- беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;

- необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы и динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;

- повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.

Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой (инфосферой), которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.

Информация, прежде всего охватывает все элементы рыночной инфраструктуры экономики:

· сеть оптовой и розничной торговли;

· товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, ярмарки;

· сети банков и кредитно-финансовых учреждений;

· складское и транспортное хозяйство;

· страховые компании;

· налоговую службу и т.д.

Для изучения спроса и предложения создаются региональные сети самых различных форм, специальные подразделения при крупных производственных, сбытовых и торговых предприятиях.

Информатизация бирж труда позволяет рационально использовать людские ресурсы региона, сбалансировать предложение и спрос на рабочую силу, предложить жителям региона работу в соответствии с их способностями и возможностями.

Приведенные примеры свидетельствуют, что информатизация проводится по различным направлениям экономики и социальной политики общества.


Наши рекомендации