Выразительные средства массовых гимнастических выступлений
Выразительные средства массовых гимнастических выступлений – это различные виды физических упражнений, специально оранжированных для того, чтобы они могли с наибольшей степенью зрелищности реализовывать замыслы того или иного сценария.
В ряду этих средств находятся всевозможные построения и перестроения, массовые вольные упражнения, упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах, акробатические упражнения, поточные упражнения, фоновые действия.
Построения и перестроения
Расположение участников выступления в определенном рисунке (орнаментальном или образно-смысловом), маршруты перемещений участников в такие рисунки, появление коллектива на основной площадке (выход), организованная эвакуация спортсменов с места действия – (уход) – все это требует не только подробного планирования действий каждого участника с точным учетом и расчетом роста, длины шага и всех используемых расстояний, но и достаточной высоты трибун для зрителей, удачного ракурса для обозрения. В этих случаях легко прочитывается и оценивается оригинальность предложенных рисунков (построений), количество вовлекаемых в действие групп участников и их состав, масштабность и динамичность перемещений (перестроений).
Построения и перестроения так или иначе представлены в каждом выступлении любого коллектива, а для содержания программ знаменных и фонирующих (см. ниже) групп они являются основными выразительными средствами.
Массовые вольные упражнения
Это, пожалуй, самая популярная составная часть всех массовых представлений, главный компонент любых показательных выступлений, своеобразная «хореографическая» основа спортивного зрелища.
Широкий диапазон трудности массовых вольных упражнений – от простейших движений рукой, ногой, туловищем и головой, доступных каждому «практически здоровому» человеку, до мыслимых и немыслимых сочетаний этих движений, доходящих иногда до уровня трюка – позволяет предлагать это средство любым категориям участников.
Содержание вольных упражнений может быть сугубо гимнастическим (собственно вольные упражнения с элементами малой акробатики), и может быть набором обще-развивающих упражнений типа «зарядки». В этом случае зрелищность композиции зависит в большей степени от скорости выполнения отдельных движений, от возможности изменять эту скорость (темпы и ритмы композиции), от соотношения движений различными частями тела, от количества и сочетания «высоких» и «низких» поз, от наличия или отсутствия «контрастных» действий, выполняемых разными группами участников одновременно и т.д.
Другую группу вольных упражнений могут составить упражнения имитационного или тематического характера. Перед автором композиции и участниками-исполнителями ставится задача показать при помощи движений тот или иной вид человеческой деятельности (трудовой, спортивной, военной и т.п.) или создать зримый образ, обозначенный сюжетом сценария (вода, земля, цветы, деревья, снег, облака, сооружения, механизмы и т.п.).
Составляя такие композиции, режиссеры-постановщики направляют свои мысли не только на поиски двигательного или костюмного решения этих задач, но и обращаются к использованию различных спортивных и декоративных предметов.
Эти предметы можно условно разделить на два вида: индивидуальные и групповые (одним предметом одновременно оперируют несколько человек).
К предметам индивидуального пользования относятся палки, мячи, флажки, булавы, гантели, обручи, гирлянды, ленты, гири, шарфы, кубы, скакалки, трансформирующиеся предметы.
К групповым предметам следует отнести полотнища, шесты, лестницы, скамейки, щиты, макеты, трансформирующиеся предметы.
Если же тот или иной вид спорта можно преподнести на празднике не имитацией, а участием в представлении истинных воспитанников конкретной спортивной специальности, то массовые вольные упражнения могут стать борцовскими, фехтовальными, футбольными, волейбольными, баскетбольными и т.д.
Акробатические упражнения
Акробатика часто является составной частью массовых вольных упражнений и, тем не менее, к ней следует отнестись, как к особому выразительному средству спортивно-художественных представлений не только в силу ее общепризнанной высокой степени зрелищности, но и потому, что акробатика в состоянии быть представлена в трех самостоятельных ипостасях.
Во-первых, это упражнения пирамидкового характера. Для выстраивания, удержания и разрушения простейших пирамид от участников не требуется специальной акробатической подготовки, а «мозаичный» зрелищный эффект от исполнения этих упражнений с лихвой компенсирует заметную простоту всех двигательных действий. Доступность этого средства для широких категорий участников и своеобразный внешний вид сделали пирамидковые упражнения весьма популярными у авторов спортивных представлений. (Примеры таких упражнений даны на рис. 56).
Во-вторых, это акробатические прыжки. Несмотря на то, что соревнования акробатов-прыгунов проводятся на специально изготовленной амортизирующей дорожке, режиссеры-постановщики спортивно-гимнастических выступлений не оставляют надежду представить прыжковую акробатику на естественном стадионном покрытии в массовом исполнении. Трудность упражнений таких воздушных фрагментов остается, конечно, далека от современных достижений этого вида спорта, но сама демонстрация «полетных» возможностей человека без дополнительных приспособлений и синхронное исполнение акробатических комбинаций всегда вызывает глубокое уважение специалистов и теплую реакцию зрителей.
В-третьих, это парно-групповая акробатика. Упражнения этого вида спортивной акробатики остаются на сегодняшний день единственным средством, которое позволяет без сооружения опорных конструкций осуществлять переходы от плоскостного изображения событий к «высотному». С применением парно-групповых упражнений становится позволительным рассуждать об архитектурном своеобразии спортивно-художественных представлений.
В роли участников таких фрагментов, так же, как и в предыдущем виде упражнений выступают спортсмены с профессиональной акробатической подготовкой – исполнение прыжковых комбинаций, «балансовых» пирамид и элементов вольтижа базируется на многолетней учебно-тренировочной работе.
В композициях массовых выступлений среди других составных частей, как правило, включают пирамидковые упражнения. Пример их дается на рис. 56. В данном случае исполнители – пять юношей. Они составляют рабочую «единицу», которую по фронту и в глубину построения может быть несколько в зависимости от количества участников и отведенного для выступления пространства. Целесообразное расстояние между участниками – 60 см, между колоннами – 5 м, между шеренгами – 4. Вероятно, смысл таких упражнений понятен и комментариев не требуется.