Характеристика основных понятий проблемы
Проблема развития познавательной активности является актуальной в психолого-педагогической науке, различные авторы в зависимости от исходных методологических позиций и целей по-разному толковали её сущность А. В. Белошистая, Т. И. Гризик, Н. Н. Николаева, А. В. Петровский, Е. А. Лобанова.
Познавательная активность является высшим проявлением общей активности, поэтому прежде чем рассмотреть познавательную активность дошкольников, остановимся на познании и активности в отдельности.
По взглядам Ф. Энгельса, С. Ю. Головина, активность рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания, или жизненного значимых связей с окружающим миром [1].
А С. А. Козлова и Т. А. Куликова рассматривают активность в двух аспектах: во-первых, это деятельность как таковая, а во-вторых это инициативность, живость, энергичность, творческая неуёмность личности. (учебное пособие дошкольная педагогика)
Г. М Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают активность личности, трактуют её как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человека [2, стр 13].
Ю. Ю. Березина опирается на словарь С.И.Ожегова считает, что понятие «активность» не трактуется в данном словаре, но даются понятия близкие к этому, например, «активизировать» - побуждать к активности, усиливая деятельность, оживлять; «активный» -значит деятельный, энергичный, развивающийся [116, с.3].
Ю. Ю. Березина разделяет взгляды М. И. Лисиной в отношении, понятия активность и отмечает, что активность связано с деятельностью: познавательной, исследовательской, коммуникативной.
М. И. Лисина характеризует несколько типов активности - это и есть готовность к деятельности, это состояние, которое предшествует деятельности и ее порождает. Инициативность является вариантом активности, проявлением ее высокого уровня [3].
М. И. Лисина в работе «Общение, личность и психика ребенка» характеризует несколько типов активности: психическая активность, умственная активность, интеллектуальная активность. [3].
В нашем исследовании мы должны рассмотреть понятие познавательная активность ребёнка, в связи с этим рассмотрим, как характеризуется понятие познание в психолого-педагогической литературе.
Г. М Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров трактуют познание в двух аспектах, первое как процесс психологического отражения и воспитания объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности; второе как специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы общества, тайн бытия человека и мира, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями [2 стр 256].
С. Ю. Головина определяет познание с двух позиций как: достижение чего-либо, приобретение знаний о чём-либо, определяется как форма – сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религиозное. Под познанием обыденным определяет познание, осуществляемое в повседневной жизненной практике. В некоторой степени схоже с познанием научным: научному познанию приходится опираться на определённые выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым определяются гипотезы, не всегда осознанно формулируемые, эти гипотезы проверяются практикой, при не подтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. Под религиозным в отличии от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая). Познание художественное определяется как – свойственно искусству, ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира. [1 стр 414]
Рассмотрев понятия, познание и активность, возникает вопрос, так что же такое познавательная активность, в разных источниках это понятие трактуется по-разному.
А. В. Петровский рассматривает понятие познавательная активность и подразумевает под ним поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его результатов и эффективности.
Е. Р. Фадеева рассматривает познавательную активность в четырех различных трактовок и определяет как:
– волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности (Р. А. Низамов);
– естественное стремление детей к познанию, которое проявляется с ранних дней его жизни (Ж.- Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Дж. Локк и другие);
– характеристика деятельности дошкольников (Л. С. Выготский, П. Н. Груздев, Н. Н. Поддъяков);
– качество, которое включает в себя стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания (Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Т. И. Шамова и др.) [4. с.74];
Т. И. Гризик считает, что познавательная активность - это состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, что проявляется в поисковых действиях, потребности получить новые впечатления об окружающем мире [5].
Н. Н. Николаева рассматривает познавательную активность с позиции Э. А. Красновского, который считает, что это проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения [6].
А. В. Белошистая рассматривает познавательную активность с позиции В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского которые определяют её, как ценностное и сложное личностное новообразование ребёнка, интенсивно формирующееся в дошкольном и младшем школьном возрасте и являющееся частью адаптационных механизмов организма, называемых физиологами «поисковой активности» [7].
Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева считают, что познавательная активность определяется как умственное воспитание - специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности (скоростные, вариативные и эргические показатели) и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира [8].
О. В. Солодянкина под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста понимается активность, проявляемая в процессе познания, которая выражается в заинтересованности старших дошкольников в получении информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его [9].
Г. И. Щукина разделяя взгляды исследователи: Д. Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, А.А. Кирсанов, А.Т. Ковалев, А. И. Крупнов, В.И. Лозовая, A.M. Матюшкин, А. П. Прядеин, И.А. Петухова, И.А. Редковец, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина, которые классифицируют уровни познавательной активности по следующим основаниям:
– по отношению к деятельности, рассматривают: потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности; реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показател: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчеств, сила воли.
– по длительности и устойчивости: ситуативная активность, которая носит эпизодический характер; интегральная активность, определяющая общее доми-нирующее отношение к деятельности.
– по характеру деятельности. Первая репродуктивно – подражательная активность, с её помощью опыт деятельности накапливается через опыт другого. Здесь приобретение самостоятельного опыта происходит не сразу, а через освоение опыта других и поисково-исполнительская активности - это более сложный тип, так как он предполагает большую степень самостоятельности. Здесь ребёнок выступает в роли исполнителя, а педагог ставит перед ним задачи. Третья творческая активность – высший тип активности. Здесь задачи могут ставиться самими детьми, но способы их решения всегда выбираются новые и оригинальные.
О. Ю Зайцева, В. В. Карих, и И. В. Михайлова пишут о том, что познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т. е. в зависимости от системы отношений следует говорить о следующих ее видах:
– ситуативная активность, проявляющаяся в отдельных видах деятельности, в определенных условиях;
– интегральная активность как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.
Познавательная активность определяется следующими существенными признаками: инициативность, интенсивность деятельности, положительное отношение к деятельности, самостоятельность, волевые качества личности.
Характерными чертами познавательной активности являются: многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям; глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений; динамичность, которая заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности; действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.
О. Ю Зайцева., В. В. Карих. и И. В. Михайлова к стадиям познавательного развития, рассмотрим данные стадии [5].
К первой стадии они относят любопытство -для него характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное число внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнка сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста определяется как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремление ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью.
Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на постоянные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. [5; 10]
З. А. Михайлова, Е. А. Носова пишут о том, что познавательная активности относится к высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста и основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направленный на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. О познавательной инициативе ребёнка – любознательности педагог может судить по степени его включённости в деятельность. Познавательная инициатива ребёнка в процессе определённой деятельности, которая по своей сути является познавательно – исследовательской и продуктивной, проявляется на разных уровнях [11. С. 4-5].
Е. А. Лобанова выделяет, что познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на эти проявления, можно судить о её содержании, и о характере её организации, то есть определять, чем заинтересован ребёнок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями. Судить об этом можно по следующим показателям: интерес к предмету; эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т. е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом, волнение, смех); действия, направленные на исследование свойств предмета, выяснение строения и названия предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздувания); понимание его функционального назначения; внимание; повышенная заинтересованность; постоянное притяжение к этому объекту [5.с 151; 10. с. 25-26; 12. с.116].
Е. И. Смолер в определении термина познавательная активность выделяет три позиции:
1) познавательная активность рассматривается как состояние готовности к познавательной деятельности, близкое к уровню потребности в неё. Включая в себя признаки интереса, внимания, готовности к действию, познавательная активность близка к понятию любознательности или любопытства (В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, А. Р. Лурия, М. И. Лисина);
2) подразумевают интенсивную мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой знаний (Л. А. Гордон, И. Ф. Харман);
3) познавательная активность отражает все виды активного отношения к учению как познанию (А. П. Канищенко, А. К. Маркова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, И. С. Якиманская).
Е. И. Смолер делает вывод о том, что учёные выделяют множество проявлений познавательной активности, в том числе – повышенный интерес к предмету, стремление глубоко понять содержание материала, личную инициативу, отсутствие необходимости в постоянном контроле, стремление строить полный образ нового и т. д [25].
На основе анализа взглядов Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева и И. Г. Щукиной мы выделили критерии критериев оценки познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и их характеристику представлены в Приложении Таблица 1.1.
На основе выделенных критериев, нами были сформулированы уровни сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: низкий. [13, с. 216].
Низкий уровень: не принятие и невыполнение задания, отрицательное эмоциональное отношение к предмету; не проявляет положительных эмоций в процессе деятельности; отрицательные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности; не устойчивый интерес к решению познавательных задач; не задаёт познавательных вопросов, многократно воспроизводит одни и те же действия; не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели и в помощи взрослого.
Средний уровень: прослеживается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения, проявляет интерес к новым предметам, но частичное выполнение заданий, эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения деятельности (заинтересованные мимика, жесты), ситуативная активность, которая носит эпизодический характер, устойчивости интереса к решению познавательных задач на всём продолжении образовательной ситуации, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, эпизодичность познавательных вопросов, высказывает простые предложения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень: проявляет интерес к символическим языкам: графические схемы, письмо; выполнение заданий, наличие познавательных вопросов поискового характера, задает вопросы об отвлечённых вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению, прослеживается устойчивость интереса к решению познавательных задач на всём продолжении решения всего задания, интегральная активность, эмоциональное отношение к предмету (удивление, заинтересованные мимика, жесты);проявление положительных эмоций в процессе деятельности; эмоциональные проявления, положительных эмоциональных переживаний при преодолении затруднений в деятельности, проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи, в случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносят им удовлетворение, радость и гордость за достижения [8. с. 314].
Таким образом, в нашем исследовании понятие «познавательная активность» мы будем придерживаться точки зрения Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева как специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира [8. с. 314].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что познавательная активность имеет сложную характеристику и её формирование возможности в специально организованной деятельности, через формирование когнитивной, волевой, мотивационной и эмоциональной сферы ребёнка.