Традиционный частно-методический подход

Традиционный частно-методический подход - student2.ru _______________________________________________________

Педагогическая технология

Традиционный частно-методический подход - student2.ru _________________________________

Образовательная

Технология

               
  Традиционный частно-методический подход - student2.ru   Традиционный частно-методический подход - student2.ru   Традиционный частно-методический подход - student2.ru   Традиционный частно-методический подход - student2.ru

ТМ МБТ ЦБТ ИТ

50 - 80-е годы 90-е годы

В настоящее время, по мнению В.В.Гузеева, имеются, по меньшей мере, три попытки построения системной теории образовательной технологии в целом.

Хронологически первая из них достаточно хорошо известна и принадлежит В.П.Беспалько (3,5). Эта теория создавалась в то время, когда понятие гуманитарной системы ещё не входило в тезаурус педагогики, поэтому она построена на основах детерминистского понимания образовательного процесса, в силу чего объект её рассмотрения является крайне алгоритмизированным. Сейчас, когда в педагогике побеждает парадигма личностно-ориентированного образования, не признающая линейного детерминизма, названная теория утратила признаки междисциплинарной системности.

Другая попытка предпринята Г.К.Селевко (1996).Предложенное им системное представление, по мнению В.В.Гузеева, очень интересно, содержит общий язык описания конкретных образовательных технологий и характеристику многих имеющихся систем обучения на этом языке. Но, объём понятия «образовательная технология» в этой работе настолько широк, что исчезает его содержание: в разряд технологий попадает практически любой более или менее целостный педагогический опыт. При этом, прежде всего нарушается условие переносимости и воспроизводимости, которое считается обязательным для технологии.

Лучше, по мнению того же автора, удалось выдержать баланс В.В.Юдину(9).В его работе не только строится системная теория образовательной технологии, но и устанавливается соответствие между привычным терминологическим аппаратом дидактики и языком образовательной технологии. К сожалению, эта работа ещё не завершена.

Обобщая исследовательский материал, В.А.Сластёнин и Н.Г.Руденко считают, что понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия и стало своеобразным регулятивом научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах, в том числе в области образования: 1) находить основание результативности деятельности; 2) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать требуемый результат; 3) строить деятельность на интенсивной, т.е. максимально научной, а не экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; 4) уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью предотвращения ее коррекции по ходу исполнения; 5) использовать все возрастающие степени новейших информационных средств, максимально автоматизировать рутинные операции и т.п. Иными словами, технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости по сравнению с традиционным уровнем, выражавшимся понятием "методика". Технология не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления.

Вопросы для самопроверки:

1.Охарактеризуйте частно - методический подход. Почему соответствующая ему парадигма названа Гузеевым В.В. эмпирической?

2.Расшифруйте ключевые слова педагогических парадигм.

3.Дайте характеристику классам образовательных технологий. Приведите примеры.

Вопросы для размышления:

1.Дайте сравнительную характеристику алгоритмической и стохастической парадигм. В чем заключается принципиальная разница между ними?

2.Какие известные вам технологии и почему вы бы отнесли к стохастической парадигме?

3.Как смена педагогических парадигм повлияла на сущность технологического подхода к образованию?

4.Проанализируйте схему 2.3. Почему классы образовательных технологий распределены В.В.Гузеевым по педагогическим парадигмам именно так?

5.Назовите признаки интегральной технологии. Дайте сравнительную характеристику признаков технологии вообще и интегральной технологии в частности?

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Разработайте критерии для сравнения педагогических парадигм, описанных В.В.Гузеевым. На основе выделенных критериев составьте таблицу и сравните традиционный частно-методический подход, педагогическую и образовательные технологии.

2.Понаблюдайте за деятельностью ваших преподавателей и сравните результаты с таблицей 2.3. К какому классу педагогических технологий можно отнести их деятельность?

Темы рефератов.

1.«Традиционные методики»- первое поколение образовательных технологий.

2.Образовательные технологии второго и третьего поколений.

3.«Метод проектов» как технология четвёртого поколения.

4.Особенности образовательной технологии.

Виды технологий.

Все разработанные и используемые сегодня человеком технологии, С.А.Смирнов, разделяет на два вида: промышленные и социальные (26). К промышленным относятся технологии переработки природного сырья или полученных из него полуфабрикатов. Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению — одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить обучение рабочих своей специальности.

Социальные технологии сильно отличаются от промышленных (есть обратная связь, существует выборочное повторение отдельных частей процесса, доработка с отдельными участниками процесса). Социальные технологии более гибки, не так жестко детерминированы и приспосабливаются к любым условиям - они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс и, дополнительно проработав с отстающим по не усвоенному им материалу, «вытянуть» его до общего уровня. В этом огромное преимущество социальных технологии перед промышленными. Социальные технологии более сложны по организации и проведению. Можно сказать, что социальные технологии - это технологии более высокого уровня организации. Если промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных природных процессов, то социальные технологии - это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели. . Однако, в главном эти два вида совпадают. Они оба в конечном итоге дают продукт с заданными свойствами. Поэтому «социальные технологии» также относятся к технологиям, и можно говорить о правомерности использования данного понятия наравне с понятием «промышленные технологии».

М.Кларин, на основе анализа зарубежного опыта, выделяет следующие виды технологий в образовании:

· Исследовательские технологии (развитие интеллекта умственной культуры)

-технология опытно экспериментальной работы;

-технология научного исследования;

-технология развивающего обучения;

-технология проблемного обучения;

-технология проектного обучения и т.д.

· Диалоговые технологии (связаны с общением субъектов образовательного процесса):

-технология дискуссии;

-технология КСО;

-технология диалога культур;

-тренинговые технологии и т.д.

· Игровые технологии (носят развивающий характер):

-технология дидактической игры;

-технология ролевой игры;

-технология деловой игры и т.д.

В качестве признаков классификации педагогических технологий, Маврин С.А. выделяет следующие(16):

- количество учащихся одновременно обслуживаемых данной технологией (индивидуальные, индивидуализированные, групповые, коллективные, массовые);

- уровень автоматизации педагогического процесса (осуществляемый с применением ЭВМ и без такового);

- по направленности действий, целеполаганию (например профессионально-ориенти-рованные, общеразвивающие);

- по технологичности самой педагогической деятельности.

По данным признакам, Маврин С.А. выделяет не только технологии, но и технологические модули, представляющие собой интегративные объединения сходных технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания учащихся, которые можно рассматривать как технологические (см. таблицу 2.4).

Таблица 2.4

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Безмашинные Программированное обучение Индивидуальные Профессиональные Политехнизм Алгоритмизированные алгоритмизация
Индивидуализированные Групповое (бригадное) обучение групповые Развивающее обучение КСО (коллективный способ обучения)
Урок и сходные с ним формы коллективные Дифференциация (попредметная )   КТД (технология коллективной творческой деятельности)
Машинные Массовые НИТО(новые информационные технологии обучения) Общеразвивающие Проектное Обучение (метод проектов) Индивидуально-творческое Проблемное обучение

Сластёнин В.А. выделяет такие виды технологий как общие и частные. Общие технологии он связывает с моделированием, конструированием, проектированием педагогического процесса и понимает эти технологии как научно-обоснованый и научно-спроектированный процесс, связанный с упорядочиванием компонентов, с их ориентацией на достижение цели. Общие технологии состоят из совокупности частных. Например, технология конструирования процесса обучения как общая состоит из совокупности частных: технологии конструирования цели, технологии конструирования содержания, технологии конструирования методов, ...технологии получения обратной связи.

В.Ф.Башарин также предлагает классифицировать технологии по признакам обобщённости и прикладной направленности (33). Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории, построенные на определённых психолого-педагогических основах». Прикладные (конкретные) педагогические технологии – это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.

Селевко Г.К. предложил свою классификацию технологий (21). По сущностно и инструментально значимым свойствам Г.К. Селевко выделяет следующие классы педагогических технологий:

по уровню применения:

· общепедагогические

· частнометодические (предметные)

· локальные (модульные)

по ведущему фактору психического развития:

· биогенные

· социогенные

· психогенные

· идеалистские

по ориентации на личностные структуры:

· информационные

· операционные

· саморазвития

· эмоционально – художественные

· эмоционально – нравственные

· эвристические

· прикладные

по характеру содержания и структуры

· обучающие и воспитывающие

· светские и религиозные

· общеобразовательные и профессионально – ориентированные

· гуманитарные и технократические

· монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии

по подходу к ребенку

· авторитарные

· дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические

· личностно-ориентированные

· гуманно-личностные

· технологии сотрудничества

· свободного воспитания

по организационным формам

· классно-урочные и альтернативные

· академические и клубные

· индивидуальные и групповые

· коллективный способ обучения

· дифференцированное обучение

и др. (21, с.25-28).

Гузеев В.В. по широте применения к преподаванию различных предметов, среди технологий обучения выделяет:

а) универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета (цельноблочные, интегральные технологии);

б) ограниченные (локальные) – для преподавания нескольких предметов (модулоно-блочные технологии);

в) специфические – одного-двух предметов или лишь отдельных тем и даже фрагментов тем одного предмета («традиционные методики») (9, с.171).

Смирнов С.А. в соответствии с классификацией содержания образования, предложенной В.В.Краевским, предлагает разделить технологии обучения на три вида (уровня):

· технология занятия или небольшого цикла занятий (2-4 урока);

· технология предмета;

· технология полного обучения (27, с.6).

Азизходжаева Н. по направленности действий выделяет:

1)Технологии проблемного обучения.

2)Игровые технологии:

· имитационные игры;

· организационные игры;

· ролевые игры;

· деловой театр;

· психодрамма и социодрамма;

· игры-дисскусии (эвристический, логический, софистический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический методы)

3)Технологии с применением затрудняющих условий:

· технология временных ограничений;

· технология внезапных запрещений;

· технология новых вариантов;

· технология информационной насыщенности;

· технология информационной недостаточности;

· технология абсурда;

4) Технология мозговой атаки:

· технология прямой коллективной «мозговой атаки»;

· технология «мозговой атаки»;

· технология «мозгового штурма»

5) Технология решения творческих задач.

6) Технология синектики.

7) Интерактивные технологии:

· технология критического мышления;

· технология дебатов.

8) Авторские технологии:

· технология педагогического сотрудничества;

· технология интенсификации обучения;

· технология дифференциации обучения;

· технология индивидуализации обучения.(1)

Педагогические технологии подразделяют по различным основаниям на традиционные и нетрадиционные (инновационные). Такой точки зрения придерживается в частности Д.В.Чернилевский (33,с.54).А.Я. Савельев также, констатирует, что технологии следует разделять на традиционные и инновационные и предлагает классифицировать их по направленности действия; предметной среде, для которой разрабатывается эта технология; применяемым техническим средствам (технической среде); организации учебного процесса; по методической задаче.

На современном этапе широкое распространение получили инновационные технологии. Это объясняется новым направлением развития образования. Для всех нетрадиционных педагогических технологий характерны общие признаки, это:

· самостоятельность деятельности учащихся ( до 60 – 90% учебного времени),

· индивидуализация (индивидуальная образовательная траектория),

· иная деятельность учителя (организатор, помощник),

· отказ от традиционной классно – урочной системы и др.

Более подробное описание инновационных видов технологий можно найти в главе 5 данного пособия.

Таким образом классифицировать педагогические технологии достаточно сложно. Современная педагогическая наука знает более двадцати видов технологий. В данном параграфе представлены некоторые из них.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие критерии можно взять за основу классификации педагогических технологий?

2.Чем отличается традиционный и инновационный подходы к образованию? Приведите примеры традиционных и инновационных технологий.

3.Какие виды технологий выделяются на основе анализа зарубежного опыта?

Вопросы для размышления:

1.Чем можно объяснить необходимость внедрения инновационных технологий в образовательную практику?

2. Чем объяснить сложность внедрения инновационных технологий в практику обучения в ВУЗе?

Вопросы для самостоятельной работы:

1) Понаблюдайте за деятельностью преподавателя на учебном занятии. Какие виды технологий он использует? Чем, по-вашему мнению, обоснован их выбор?

Наши рекомендации