Рабочий материал к теме 1.1

НПОО -16

Раздел 1 Организационно-правовые основы развития системы образования РФ

Тема 1.1: Основные характеристики образовательного права

( см. Вспомогательный материал 1)

План занятия

1. Базовые юридические понятия курса –(см. Глоссарий к теме 1.1)

2. Предмет, цели и задачиправового регулирования в сфере образования

3. Субъектыобразовательных правоотношений.

Источники:

1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – М.: Проспект, 2014. – Режим доступа:http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176.

Глава 1., ст. 1, 2 (ч. 1,15, 16, 18, 19, 20, 21, 30, 31, 32); ст. 4 (ч. 1, 2, 3, 4).

Понятия для анализа и опроса к теме 1.1:

Образовательно-правовые понятия: образовательная деятельность, цель и задачи правового регулирования отношений в сфере образования, отношения в сфере образования, образовательные отношения; участники образовательных отношений, участники отношений в сфере образования, обучающийся, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, педагогический работник, образовательная организация; организация, осуществляющая обучение; организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Задания:

1.Установите на основе анализа взаимосвязь базовых юридических понятий курса с понятием «норма права» (см. Глоссарий).

2. Дайте анализ определения предмета правового регулирования в сфере образования (ст. 1 ФЗ-273).

3. Сформулируйте назначение и основную функцию правового регулирования в сфере образования (ст. 4 ФЗ-273).

3.1.Дайте анализ образовательно-правовых понятий, отражающих предмет правового регулирования и субъектов правоотношений в сфере образования (ст. 2 ФЗ-273).На основе анализа составьте таблицу:

Наглядная таблица основных терминов к теме 1.1.

базовые юридические понятия,связанные с исходным понятием «норма права» Образовательно-правовые понятия ФЗ-273 (ст. 2), характеризующие образовательные правоотношения:
Предметправового регулирования (образовательные правоотношения) Субъекты(участники)образовательных отношений
1 норма права….. 2…..…… и т.д. 1……. 2……. 3…….   1. 2…… 3…… и т.д.

4. Задание «Я – преподаватель»:

Ваши студенты подготовили тему 1.1.Знают ли они материал темы?

Составьте к каждому пункту плана занятия по 3 вопроса в форме вопросительного предложения: а) один вопрос на воспроизведение учебного материала, б) два вопроса на проверку понимания (Вопросы подразумевают краткие ответы)

Критерии оценки вопросов и ответов:

1. Корректность/ некорректность:

1) терминологическая точность

2) соответствие грамматическим и речевым нормам

3) содержательная полнота

2. Методическая целесообразность/ нецелесообразность:

1) умение выделить главное

2) умение видеть взаимосвязь понятий

3) умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

*для портфолио работ в электронном виде представить задание 4.

Вспомогательный материал 1 (к теме 1.1)

Глоссарий

Образовательное право (ОП) –совокупность норм поведения, установленных государством или от его имени для регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; возможности участников данных отношений в границах установленных норм.

1) ОП – совокупность нормативных актов, регулирующих сферу образования (образовательное законодательство)

2) ОП – отрасль права, регулирующая образовательные отношения (совокупность норм права, которые содержатся в нормативных актах, регулирующих сферу образования)

3) ОП – учебная дисциплина

Базовые юридические понятия курса:

право, норма права, субъект права, правоотношение, правовое регулирование, законодательство, нормативно-правовой акт, структура нормативно-правовых актов РФ, закон, подзаконные нормативные акты и их виды, локальные нормативные акты и их виды, способы правового регулирования, юридический факт.

Право – система юридических норм (объективное право); официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (субъективное право).

Признаки права:

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех;
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, то есть она: указывает каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает обязательный для конкретного индивида образ действий.

Отличительные признаки:

- исходит от государства и является официальным выражением его воли;

- очерчивает границы волеизъявления и поведения человека;

- издается в конкретной форме;

- является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;

- поддерживается и охраняется силой государства.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих важную сферу однородных правовых отношений. По предметному единству выделяются отрасли 1) основные (гражданское право и др.), 2) вторичные, 3) комплексные, т.е. включающие нормы различных отраслей (образовательное право, экологическое право).

Правоотношение– результат реализации норм права; возникающая на основе норм права связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и юридических обязанностей.

Признаки правоотношений:

1) социальные отношения

2) возникают на основе норм права

3) характеризуется наличием субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения

4) реализация субъективных прав и обязанностей обеспечивается государством.

Правоотношение включает предмет правового регулирования и субъектов (участников) правоотношений

Правовое регулирование– организационно-правовое воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Способы правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, стимулирование.

Предмет правового регулирования (Что именно регулируется?) – вид общественных отношений, который подвергается правовой регламентации /на который направлено воздействие той или иной отрасли права/. Предмет правового регулирования – критерий выделения той или иной отрасли права.

Субъект права – потенциальный участник правовых отношений; лицо, которое может быть носителем юридических прав и обязанностей (государство, физическое лицо, юридическое лицо)

Субъект правоотношения - субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения - это всегда субъект права, но не всякий субъект права - участник того или иного конкретного правоотношения.

Правосубъектность возможность субъекта права быть носителем прав и обязанностей (право иметь права).

Правоспособность – способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности (правомочность).

Дееспособность – установленная законом способность лица самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности.

Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности, хозяйственном владении или

оперативном управлении обособленное имущество, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Физическое лицо – человек как носитель установленных законом прав и обязанностей.

Нормативно-правовой акт – правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Система нормативно-правовых актов РФ ( законы и подзаконные нормативные акты):

- Конституция

- Федеральные законы

- Указы Президента

- Постановления Правительства

- Нормативные акты министерств и ведомств

- локальные нормативные акты

Особую группу в системе образуют:

- международные договоры России

- нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные нормативные акты – документы, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы и базируются на них:

а) Указы Президента РФ – обязательны для исполнения на всей территории РФ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Издаются обычно в случае пробелов в праве.

б) Постановления Правительства РФ- обязательны для исполнения на всей территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

в) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти– акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

г) Решения и постановления органов государственной власти субъектов РФ(областных представительных и законодательных структур).

д) Решения, распоряжения, постановления органов государственного управления субъъектов РФ(например, областных глав администраций)

е) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов самоуправления.Принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел и т.п.

ж) Локальные нормативные акты– нормативные предписания, принятые на уровне конкретного учреждения / организации / и регулирующие их внутреннюю жизнь.

Международный договор – юридический акт, добровольно заключаемый субъектами международного права в определенной форме и устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности этих субъектов относительно друг друга.

Конвенции, коммюнике – совместные информационные заявления государств об общих принципах их международной политики по какому-либо вопросу.

Протокол – документ, созданный в результате разрешения какого-либо текущего вопроса.

Юридический факт –основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Рабочий материал к теме 1.1

Наши рекомендации