Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями.
Важной стороной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является создание общественных объединений родителей детей-инвалидов. Само существование таких объединений, во-первых, вселяет в родителей убеждение, что они не одиноки, во-вторых, рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией; расширяет круг общения с себе подобными «коллегами по несчастью.
Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи:
— формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;
— формирование благоприятного микроклимата в семье для
максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
— формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом;
— личностное и социальное развитие родителей, формирование
навыков социальной активности и конструктивности поведения.
В родительском клубе используются разнообразные формы работы. Среди них, традиционные и нетрадиционные:
• индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
• организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;
• образовательные семинары;
• психологические тренинги;
• общественные акции;
• пресс-клубы и тематические круглые столы;
• публикации опыта воспитания ребенка в семье;
• встречи с представителями власти;
• занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»;
• участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Таким образом, работа с родителями детей-инвалидов имеет широкий диапазон проблем, которые решаются комплексно, используя теоретические, диагностические и экспериментальные методы. Родительский клуб работает в пяти направлениях.
Образовательное направление. Цель образовательной деятельности — формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме посредством лекционных и семинарских занятий, а также занятий в системе «ребенок — родитель — специалист».
Психотерапевтическое направление. Его цель — снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, данстерапия, формопластика, эвритмия и др. Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.
Социально-тренинговое направление. Цель мероприятий обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в отделе социального обеспечения, транспорте, магазине и пр.) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им, родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.
Правовое направление. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, — приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей. Родители изучают федеральные и региональные законы, конвенции, постановления. Знания, приобретенные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. На занятия может быть приглашен юрист, который и помогает родителям узнать о своих правах.
Интеграционное направление.Цель направления — общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе. Родители обобщают опыт воспитания «особых» детей в семье, участвуют в диалоге со средствами массовой информации, в пресс-клубах и круглых столах, публикуют свои статьи. Благодаря этому формируется объективная сопричастность к общественной жизнь и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
Занятия в клубе проходят один раз в неделю и помогают родителям глубже узнать своего ребенка, подкрепить интуитивные знания о нем научной информацией, знаниями специальной психологии и педагогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком круге собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно.
Родительский клуб — не единственный способ работы с родителями. Создаются школы матерей разных нозологических групп детей-инвалидов, где проводятся семинары, тренинги и другие социально-психологические мероприятия, связанные с просвещением родителей.