Занятие №7
УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ. ТИПЫ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Литература
1. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 97-103.
2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1977. С. 194-217.
3. Кодзасов С.В. Интонация// Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 157-158.
4. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. Учеб. пособие. М., 1975. С. 74-187.
5. Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2.
6. Торсуева И.Г. Интонация// Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 197-198.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Определите функции словесного ударения. Выясните, какие особенности русского ударения обусловливают эти функции: о́рган – орга́н, а́тлас – атла́с, па́рить – пари́ть, пи́ща – пища́, бе́лок – бело́к, наре́зать – нареза́ть, пла́чу – плачу́, ме́ли – мели́, зна́ком – знако́м (см.: Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 679-680).
2. Дайте определение терминам «интонация» и «интонационная конструкция». Укажите, какие компоненты включаются в описание интонационных конструкций (ИК).
II. Задания:
1. Сравните односинтагменные и двусинтагменные варианты интонационного оформления предложения. Установите, какие оттенки смысла обнаруживаются при сопоставлении интонационных вариантов предложения. См.: Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2 (упр. 10, с. 61).
1 3 1
Моя дочь учится в институте. Моя дочь/ учится в институте.
1 3
Летом мы поедем на Дальний Восток. Летом/ мы поедем на Дальний
Восток.
2. Определите, какова цель упражнения. Объясните, почему необходимо сопоставление конструкций ИК- 1 и ИК-3. См. в том же лингафонном пособии упр. 2 (с. 61).
3 3 1
Его брат инженер? Его брат/ – инженер.
3 3 1
Сегодня мы идём на концерт? Сегодня/ мы идём на концерт.
3. Измените смысл высказывания, перемещая интонационный центр с первого слова до последнего. Какую ИК целесообразно использовать при оформлении нейтрального вопроса? Ответьте на вопрос: «Это ваша тетрадь?» Установите, сколько ответов может быть дано.
4. Прослушайте диалоги (см.: Русский язык за рубежом. 1977. №4). Объясните правила употребления ИК. Систематизируйте свои наблюдения:
- Что ты делаешь сегодня вечером?
- Иду на плаванье.
- А завтра?
- А завтра у меня концерт.
- Вы смотрели пьесу Островского «Волки и овцы»?
1 2
- Да, конечно.
- А «Лес»?
1 4
- «Лес» ещё не смотрела. А вы?
2 1
- Как раз завтра иду. И вас хочу пригласить. У меня есть лишний
1 3
билет. Вы пойдёте?
- С удовольствием.
III. Домашнее задание.
А. Определите тип ИК:
Какой у неё голос. (повествовательное предложение – ИК…)
Какой у неё голос? (нейтральный вопрос – ИК…)
Какой у неё голос? (повторение вопроса при ответе – ИК…)
Какой у неё голос? (вопрос-припоминание – ИК…)
Какой у неё голос! (восклицательное предложение – ИК…)
Б. Подготовьтесь отвечать на вопросы:
1. Функциональный аспект изучения звуковых единиц.
2. Понятие фонемы.
См.: Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч.I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-147. Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1982. (более подробные библиографические сведения см. в списке литературы к занятию №8).