Этап начального разучивания
Обучение на первом этапе направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные задачи здесь состоят в том, чтобы:
1) сформировать в первоначальном виде основы движения;
2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной, форме новые элементы техники действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной механизм его техники).
Первая из основных задача подразделяется на следующие, более частные:
- выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний;
- сформировать или актуализировать (сделать более явными и включенными в упражнения) зрительные, двигательные и вообще чувственные представления о разучиваемом действии;
- выделить правильность выполнения упражнения в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии.
Вторая из основных задач предполагает, в частности:
- использовать сформировавшиеся ранее двигательные операции (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;
- сформировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движений;
- предупредить или устранить временные искажения в технике движений.
Эти частные задачи могут быть конкретизированы и более детально в зависимости от уровня подготовленности обучаемых и их индивидуальных особенностей.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у детей формируются в результате объяснения упражнения физинструктором, воспитателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Например, на этапе первоначального обучения, когда у занимающихся создаются общие предварительные представления о движении, целесообразно использовать такие методические приемы, как: знакомство с терминологическим названием упражнения; изучение наглядных пособий (рисунков, схем, кинофотоматериалов); демонстрация техники выполнения упражнения; объяснение техники выполнения упражнения; применение дополнительных ориентиров; помощь при выполнении упражнения; выполнение пробных попыток.
Использование специальных терминов при обучении упражнениям играет важную роль. Четкость и краткость терминов сокращают затраты времени на различные пояснения в процессе обучения и ускоряют формирование представлений о движении у занимающихся.
Значительно ускоряет процесс формирования предварительных представлений о движении использование наглядных пособий. С помощью рисунков, схем, кинокольцовок и т. п. занимающиеся имеют реальную возможность зрительно ощутить отдельные детали и особенности тех или иных гимнастических упражнений.
Особое значение для создания предварительных представлений о движении имеет умелое выполнение упражнения самим физинструктором, воспитателем. Объяснения по возможности должны быть краткими и четкими. Объясняя технику выполнения того или иного упражнения, нужно последовательно переходить от основных, главных деталей к второстепенным.
На этапе первоначального изучения в большей мере используется помощь, которая позволяет легко и быстро исправлять ошибки, уточнять детали техники, фиксировать отдельные позы и обеспечивать безопасность ученика.
Весьма важным моментом этого этапа обучения является первая попытка занимающегося выполнить заданное упражнение. Здесь необходимо стараться, чтобы в первых пробных попытках было как можно меньше ошибок. Выполнение первых пробных попыток обычно должно сопровождаться замечаниями, разъяснениями и советами. Особое внимание должно уделяться анализу причин допущенных ошибок.