Организация и проведение практики
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке проведения практики студентов
Луганского национального университета
Имени Тараса Шевченко
г. Луганск
Общие положения
1.1. Положение «О порядке проведения практики студентов Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» (далее – Положение) определяет порядок организации и прохождения практики обучающимися, осваивающими основные профессиональные образовательные программы высшего образования в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» (далее – Университет).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством в сфере образования в Луганской Народной Республики, Уставом Университета и временным положением «Об организации учебного процесса в Университете».
1.3. Практика – вид учебной деятельности, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика является неотъемлемой составной частью профессиональных образовательных программ подготовки специалистов всех образовательно-квалификационных уровней с целью обеспечения их конкурентоспособности и возможности трудоустройства на отечественном и международном рынках труда.
1.4. Конкретные виды практик, их цели и задачи, программы и формы отчетности определяются основной профессиональной образовательной программой с учетом требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
1.5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается Университетом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Виды и формы практик
2.1. Основными видами практики студентов по программам подготовки бакалавра, специалиста, магистра являются учебные и производственные практики, в том числе преддипломные.
2.1.1. Учебные практики (ознакомительные, социально-педагогические, технологические, педагогические, экскурсионные, языковые, вычислительные и т.д.), проводятся с целью получения первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и навыков научно-исследовательской деятельности.
2.1.2. Производственные практики (педагогические, технологические, комплексные и т.п.) проводятся с целью развития профессиональных умений, изучения различных сторон профессиональной деятельности и приобретения опыта ее практического осуществления.
2.1.3. Преддипломная практика является заключительным звеном практической подготовки и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения с целью сбора материала для выполнения выпускных квалификационных работ, а также апробации практических разработок в условиях реальной профессиональной среды.
2.2. Способы проведения практики:
- стационарная;
- выездная.
Стационарной является практика, которая проводится в Университете или Профильной организации, расположенной на территории населённого пункта, в котором находится Университет.
Выездной является практика, которая проводится вне населённого пункта, в котором расположен Университет. Выездная практика может проводиться в виде научных экспедиций, полевых исследований, экскурсий в случае необходимости создания специальных условий для её проведения.
Конкретный способ проведения практики, предусмотренной основной профессиональной образовательной программой, устанавливается самостоятельно Университетом с учетом требований государственных образовательных стандартов высшего образования.
2.3. Практика проводится в следующих формах:
2.3.1. непрерывно – путем выделения в календарном графике учебного процесса непрерывного периода для проведения всех видов практик, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего образования;
2.3.2. дискретно:
- по видам практик – путем выделения в календарном графике учебного процесса каждого вида (совокупности видов) практики;
- по периодам проведения практик – путем чередования в календарном графике учебного процесса периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
Программа практики
3.1. Программа практики – нормативно-методический документ образовательного учреждения высшего образования, определяющий цели, задачи, формы отчетности и содержание практико-ориентированного обучения студентов в условиях реальной профессиональной деятельности, соответствующей профилю основной профессиональной образовательной программы по направлениям подготовки (специальностям), по которым осуществляется образовательная деятельность в Университете.
3.2. Программа практики составляется руководителем практики от соответствующей кафедры до начала учебного года. Программы практик рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой, обсуждаются на заседании Учебно-методической комиссии факультета (института), согласовываются с заведующим учебно-методическим отделом Университета и утверждаются проректором по научно-педагогической работе Университета.
3.3. Программа практики пересматривается, обновляется и подлежит повторному утверждению:
- после внесения изменений в рабочий учебный план образовательной программы, утверждения новой редакции основной профессиональной образовательной программы;
- после трех лет со срока ее последнего утверждения.
3.4. Программа практики содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- основную часть;
- приложения (образцы документов).
3.4.1. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) программы практики, документы, в соответствии с которыми составлена программа (с выходными данными), а также сведения о рассмотрении и согласовании программы. Оборот титульного листа оформляется в соответствии с Приложением 2.
3.4.2. Основная часть программы практики должна включать следующие структурные компоненты:
- общие положения;
- цели и задачи практики;
- вид и объём практики;
- организация практики;
- содержание практики;
- формы и методы контроля;
- критерии оценивания;
- литература.
Базы практики
4.1. Проведение практик, предусмотренных основными профессиональными образовательными программами, осуществляется в организациях, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках основной профессиональной образовательной программы (далее – Профильная организация или База практики). Практика может быть проведена непосредственно в Университете.
4.2. Подбор Баз практик проводится соответствующими кафедрами на основе анализа производственных и иных возможностей Профильных организаций относительно их пригодности для проведения соответствующей практики студентов и перспективы их дальнейшего трудоустройства.
4.3 Проведение практик в Профильных организациях осуществляется на основании прямых договоров в соответствии с Приложением 3, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Договор заключается не менее чем за 10 дней до начала практики. Продолжительность срока действия договоров согласовывается договаривающимися сторонами и может устанавливаться продолжительностью от одного года до пяти лет.
4.4. Студенты имеют право самостоятельно, с согласия соответствующей кафедры, выбирать место прохождения практики и предлагать ее для использования, при условии ее соответствия требованиям, изложенным в пунктах 4.1, 4.2. В этом случае договор заключается с Профильной организацией в соответствии с Приложением 4не менее чем за 10 дней до начала распределения студентов на практику.
4.5. Учебная практика для получения профессиональных навыков может проводиться в учебных, учебно-производственных мастерских, отделах, учебных хозяйствах, учебно-практических центрах, на учебно-исследовательских участках и в других структурных подразделениях Университета, в том числе обособленных. В случае прохождения практики в Университете, а также его обособленных структурных подразделениях договор на практику не заключается.
4.6. База практики несет полную ответственность за сохранность жизни и здоровья студентов во время прохождения практики.
Организация и проведение практики
5.1. Общая ответственность за организацию и проведение практик студентов возлагается на ректора Университета, который вправе делегировать контрольно-распорядительные функции проректору по научно-педагогической работе.
5.2. Общее планирование и контроль организации практик в институтах / на факультетах осуществляет руководитель практики от Университета (ведущий специалист по практикам учебно-методического отдела).
5.3. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом согласно графику учебного процесса на соответствующий учебный год.
5.4. Распределение на практику проводится соответствующей кафедрой и оформляется приказом ректора Университета согласно Приложению 5.
5.5. Для студентов, обучающихся на заочной форме обучения, учебная и производственная практики проводятся во время сессии или в межсессионный период, согласно графику учебного процесса. Студентам заочной формы обучения, которые работают по профилю выбранной специальности и имеют стаж практической работы не менее 1 года, практика засчитывается на основании предоставленных документов с места работы (заверенной копии трудовой книжки, характеристики, справки с места работы с указанием стажа). Для такой категории студентов при предъявлении подтверждающих документов с места работы по решению соответствующей кафедры может быть зачтена учебная и производственная практика (за исключением преддипломной), что оформляется соответствующим приказом по Университету (Приложение 6). На преддипломную практику, студенты, имеющие трудовой стаж по специальности направляются в установленном порядке. Для остальных категорий студентов заочной формы обучения (не работающих или работающих не по профилю избранной специальности) прохождение практики является обязательным на местах, определяемых соответствующей кафедрой, и по утвержденной программе.
5.6. Изменение места прохождения практики допускается при наличии уважительных причин и с согласия заведующего соответствующей кафедры. О любых изменениях, происходящих во время прохождения практики, включая изменение сроков и места её прохождения, студент в течение 3-х суток обязан проинформировать соответствующую кафедру, после чего все изменения должны быть отражены в соответствующем приказе по Университету.
5.7. Студентам, которые не выполнили программу практики по уважительной причине, предоставляется возможность продления срока практики или прохождения практики повторно, в свободное от учебы время. Продление сроков прохождения практики осуществляется на основании личного заявления студента (Приложение 7), подтверждающих документов и оформляется соответствующим приказом по Университету.
5.8. Студенты, которые не выполнили программу практики без уважительной причины или получили неудовлетворительную оценку, отчисляются из высшего учебного заведения, как имеющие академическую задолженность в установленном порядке.
5.9. Согласно ст. 253 и 257 Трудового Кодекса Луганской Народной Республики все несчастные случаи, произошедшие со студентами во время прохождения практики на Базе практики или при следовании на общественном транспорте к месту прохождения практики, расследуются комиссией, образованной приказом руководителя Базы практики, в состав которой входит представитель Университета. Копия акта о несчастном случае и копии материалов расследования направляются руководителем Базы практики в Университет.
5.10. Распределение функций при организации практики.
5.10.1. Учебно-методический отдел в лице руководителя практик от Университета осуществляет:
- контроль своевременного определения Баз практик кафедрами и оформления договоров с Профильными организациями;
- ведение учета Профильных организаций, обновление банка данных Баз практик на новый учебный год;
- согласование приказов об организации практики и контроль их своевременной подготовки;
- работу по усовершенствованию документов, регламентирующих практическую подготовку студентов;
- обеспечение кафедр утвержденными образцами бланков всех документов, необходимых для проведения практики студентов.
5.10.2. Деканаты факультетов (директораты институтов) в лице деканов / директоров осуществляют:
- контроль соответствия Баз практик требованиям п.п. 4.1., 4.2. данного Положения;
- контроль соблюдения календарных сроков прохождения практик и ее результатов;
- контроль качества и полноты учебно-методического обеспечения практик;
- подготовку аргументированных заявок от факультета (института) в ректорат Университета по вопросам снабжения, ремонта и модернизации университетских Баз практик;
- рассмотрение на заседаниях Совета факультета (института) вопросов совершенствования практической подготовки студентов.
5.10.3. Кафедра обеспечивает:
- разработку и совершенствование программы практики студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- подбор Баз практик в соответствии с п.п. 4.1., 4.2. данного Положения;
- составление договоров с Профильными организациями;
- разработку учебно-методического обеспечения практик студентов;
- организацию распределения студентов по Базам практик;
- подготовку приказов о направлении студентов на практику не позднее, чем за 10 дней до начала практики;
- замену Баз практики, которые не приняли студентов на практику или не соответствуют условиям для прохождения практики;
- проведение установочной конференции для студентов по вопросам организации и прохождения практики, выдачу студентам соответствующей документации и организацию их отправки на базы практики. Установочная конференция проводится по согласованию с деканатами (директоратами) факультетов (институтов) после оформления приказа на практику, но не позднее первого дня практики;
- оформление направлений на практику;
- выдачу студентам заданий на практику с учетом ее цели и особенностей Базы практики;
- контроль своевременного прибытия студентов на Базы практики и их консультирование в период прохождения практики;
- организацию защиты студентами отчетов о практике в течение недели после ее окончания;
- рассмотрение результатов практик и уровня овладения студентами навыков, умений, опыта практической деятельности в условиях профессиональной среды.
5.10.4. База практики осуществляет:
- организацию и проведение практики в соответствии с заключенным договором, настоящим Положением и программами практики;
- обеспечение студентам условий безопасной работы; ознакомление и контроль соблюдения практикантами правил внутреннего трудового распорядка; проведение обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, в том числе вводного и на рабочем месте, с оформлением установленной документации, в необходимых случаях проводят обучение студентов-практикантов безопасным методам работы;
- предоставление студентам возможности пользоваться лабораториями, кабинетами, мастерскими, чертежами и чертежными принадлежностями, технической, научной и другой документацией, имеющейся учебной, научной, технической и другой профессионально ориентированной литературой и библиотекой базы практики;
- назначение квалифицированных специалистов для руководства практикой в подразделениях организации;
- соблюдение согласованных с Университетом календарных графиков прохождения практики;
- представление студентам по мере возможности в соответствии с программой практики рабочих мест, обеспечивающих наибольшую эффективность прохождения практики;
- оценивание результатов прохождения практики студентами.
Руководство практикой
6.1. Руководитель практики от Университета (ведущий специалист по практикам Учебно-методического отдела):
- осуществляет общее руководство всеми видами практик по направлениям (специальностям) подготовки в Университете;
- совместно с директорами институтов / деканами факультетов решает учебно-методические, административные, хозяйственные и иные вопросы, возникающие в процессе работы по подготовке и проведению практик;
- координирует работу руководителей практик от кафедр;
- обобщает опыт проведения практик, вносит предложения по их совершенствованию;
- контролирует соблюдение настоящего Положения и исполнение изданных приказов по вопросам практики;
- контролирует своевременность разработки и утверждения программ практик и их соответствие настоящему Положению;
- регистрирует заключённые договора с Профильными организациями в журнале регистрации договоров;
- проводит инструктивно-методические совещания с руководителями практик от кафедр;
- визирует документы по практике перед их утверждением ректором;
- ежегодно отчитывается перед Учёным советом и ректором Университета о результатах проведения практик по итогам учебного года.
6.2. Непосредственное учебно-методическое руководство и выполнение программы практики обеспечивают соответствующие кафедры институтов (факультетов). К руководству практикой студентов привлекаются опытные преподаватели из числа лиц профессорско-преподавательского состава факультетов (институтов), имеющие опыт работы по специальности, соответствующей направлению подготовки специалистов.
6.2.1.Руководитель практики от кафедры:
- до начала практики организует работу по проведению организационно-методических мероприятий, необходимых для подготовки практики студентов; обеспечивает составление договоров и оформление приказов; проводит со студентами инструктаж по охране труда и технике безопасности при прохождении практики с отметкой в кафедральном «Журнале учета инструктажей студентов по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности».
- согласовывает с руководителем практики от базы практики программу прохождения практики;
- контролирует наличие и соответствие законодательству медицинских книжек студентов;
- организовывает и проводит установочные конференций студентов перед началом практики;
- предоставляет студентам программу практики; направление на практику в соответствии с Приложением 8; бланк характеристики;
- обеспечивает проведение итоговых студенческих конференций по практике, защиту отчетов по практике, выставление итоговой оценки, оформление всех документов по итогам практики;
- отчитывается о результатах практики на заседаниях кафедры;
- вносит предложения по совершенствованию организации и проведения практик студентов.
6.2.2. Методист по практике от кафедры:
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике;
- контролирует посещения студентами-практикантами баз практики;
- информирует студентов о порядке отчетности по практике, утвержденной кафедрой, о критериях оценивания уровня студентов, которого они достигают по результатам практики и защиты отчета;
- консультирует студентов во время прохождения практики;
- доводит до сведения руководителя практики и заведующего кафедрой все случаи нарушения студентами дисциплины на базе практики;
- принимает отчет студентов о прохождении практики, оценивает в составе комиссии его защиту;
- предоставляет руководителю практики материал к отчету.
6.3. Руководитель практики от базы практики:
- организует и проводит практику в соответствии с заключенным договором, настоящим Положением и программами практики;
- обеспечивает студентам условия безопасной работы, проводит инструктажи по охране труда в порядке, установленном законодательством ЛНР в сфере охраны труда, с оформлением соответствующей документации;
- согласовывает с руководителем практики от кафедры программу, задания, содержание и планируемые результаты практики
- составляет рабочий график (план) проведения практики;
- распределяет студентов по рабочим местам и видам работ в организации;
- контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в Университет (руководителю практики от кафедры) обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;
- консультирует студентов-практикантов по производственным вопросам;
- оценивает результаты прохождения практики и составляет характеристику на студента-практиканта согласно Приложению 9.
6.4. Руководство педагогической практикой. Руководство педагогической практикой студентов осуществляют руководитель практики от кафедры, методисты по специальности(-ям), методисты по педагогике и психологии.
6.4.1. Руководитель педагогической практики от кафедры помимо функций, изложенных в п. 6.2.1 настоящего Положения:
- контролирует и координирует работу методистов по специальности, методистов по педагогике и психологии;
- выставляет итоговую оценку по педагогической практике на основании оценивания работы студента методистами по специальности, педагогике и психологии.
6.4.2. Методист по специальности помимо функций, изложенных в п. 6.2.2. настоящего Положения:
- проводит консультации (групповые и индивидуальные) со студентами по вопросам содержания и организации учебной и внеклассной работы по предмету, утверждает планы-конспекты уроков и внеклассных мероприятий;
- выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия по специальности, проводимые студентами, анализирует и оценивает их;
- проверяет отчётную документацию студентов и выставляет оценку по специальности в характеристику студента-практиканта (Приложение 10).
6.4.3. Методист по педагогике:
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях;
- устанавливает связь с классным руководителем;
- проводит консультации (групповые и индивидуальные) со студентами по вопросам содержания и организации воспитательной работы;
- оказывает помощь в выборе приоритетов и программ индивидуально-творческого развития будущего учителя;
- выборочно присутствует на уроках и воспитательных мероприятиях, участвует в их анализе и оценивании;
- проверяет отчётную документацию студентов, выставляет оценку по педагогике в характеристику студента-практиканта (Приложение 10);
- предоставляет руководителю педагогической практикой материал к отчету и предложения по организации практики.
6.4.4. Методист по психологии:
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях;
- разрабатывает задания и руководит работой по психолого-педагогическому изучению учащихся и классного коллектива;
- проводит индивидуальные и коллективные консультации по вопросам практического применения знаний психологии в учебно-воспитательном процессе;
- выборочно присутствует на уроках и анализирует их психологический аспект;
- проверяет отчётную документацию студентов и выставляет оценку по психологии в характеристику студента-практиканта (Приложение 10);
- предоставляет руководителю педагогической практикой материал к отчету и предложения по организации практики.