Для самостоятельной работы. Вопросы для самоконтроля:
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение процессуального документа.
2. Каковы основные требования закона, предъявляемые к процессуальным документам?
3. Какие документы относятся к числу документов информационно-удостоверительного характера?
4. Какие документы относятся к числу документов властно-распорядительного характера?
5. Что принято понимать под процессуальными сроками?
6. Как различаются сроки по длительности?
7. Каковы отличия срока-периода от срока-момента (приведите примеры)?
8. Каковы общие правила исчисления процессуальных сроков?
9. Возможно ли продление процессуальных сроков?
10. Дайте понятие и назовите виды процессуальных издержек.
11. Каков порядок возмещения понесенных расходов свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам, понятым.
12. На кого по общему правилу возлагаются процессуальные издержки?
ТЕМА № 7. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Семинар
Основные вопросы:
1. Основные положения теории доказательств в уголовном процессе, ее практическое значение.
2. Установление объективной истины как цель доказывания при производстве по уголовному делу.
3. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе.
4. Относимость и допустимость доказательств.
5. Классификация доказательств и ее практическое значение.
6. Предмет и пределы доказывания.
7. Процесс доказывания и его элементы (этапы).
8. Использование оперативно-розыскной информации в процессе доказывания.
9. Источники доказательств в уголовном процессе.
10. Показания свидетеля, потерпевшего и их оценка.
11. Показания подозреваемого и обвиняемого как источники доказательств.
12. Вещественные доказательства: понятия и виды. Оценка вещественных доказательств. Определение судьбы вещественных доказательств (хранение при деле, реституция, конфискация и обращение в доход государства).
13. Понятие и содержание заключения эксперта.
14. Протоколы следственных и судебных действий.
15. Документы как доказательства и их виды. Отличие документов от вещественных доказательств. Акты ревизий и документальных проверок.
Методические указания
Тема является одной из важнейших в курсе уголовно-процессуального права, что и понятно, так как назначение (задачи) уголовного судопроизводства по реализации уголовного закона не может быть разрешено без установления фактических обстоятельств дела.
Теория доказательств в уголовном процессе является наиболее сложным разделом курса. Многие категории теории доказательств, такие как доказательства, источники доказательственной информации, предмет и пределы доказывания, содержание процесса доказывания и др. неодинаково определяются различными авторами в уголовно-процессуальной науке.
Глубокое понимание сложившихся положений теории доказательств необходимо не только для того, чтобы суметь дать правильные ответы на семинаре или экзамене. Эти знания нужны для повседневной практической деятельности каждого юриста, в той или иной степени принимающего участие в уголовно-процессуальной деятельности. Это, в конечном счете, необходимо для обеспечения прав и свобод не только обвиняемого и подозреваемого, но и для потерпевшего, гражданского истца и других участников и субъектов уголовного процесса.
Лишь хорошо разобравшись в вопросах теории доказательств, можно перейти к изучению многих других тем курса, а также научиться принимать законные и обоснованные уголовно-процессуальные решения.
Занятие первое:
При ответе на первый вопрос необходимо уяснить определение теории доказательств как части науки уголовного процесса, которая занимается научной разработкой доказательств и доказывания в уголовном процессе на основе общенаучных методов познания. Студент должен рассмотреть основные закономерности познания окружающего мира, отличия доказывания от других видов познавательной деятельности человека, привести понятие и особенности доказательственного права.
При ответе на второй вопрос семинарского занятия рекомендуется раскрыть содержание и характер истины в уголовном процессе как цели доказывания, показав ее соотношение с философским понятием истины, а также проанализировать различные позиции, имеющиеся в юридической литературе по этому вопросу.
Ответ на третий и четвертый вопросы рекомендуется строить следующим образом: а) дать формулировку понятия доказательств, б) раскрыть элементы, составляющие это понятие, в) показать различные точки зрения ученых-процессуалистов на это понятие.
Далее необходимо охарактеризовать такие свойства доказательств, как относимость и допустимость, обратив внимание на положения ст. 49 Конституции и УПК России. Студент должен уяснить, что свойство допустимости означает полное соответствие требованиям закона процесса получения и фиксации доказательств (надлежащий – указанный в законе субъект доказательства, надлежащий – указанный в законе источник доказательства, строгое соблюдение процессуальной формы).
Рассматривая вопросы классификации доказательств, необходимо: а) дать понятие классификации доказательств, б) указать основания для их классификации, в) раскрыть содержание классификационных групп, г) подчеркнуть практическое значение классификации доказательств.
При изучении правовых норм, регламентирующих предмет доказывания, курсант и слушатель обязан дать формулировку понятия предмета доказывания. Затем целесообразно перечислить обстоятельства, подлежащие доказыванию по каждому уголовному делу, указанные в статье 73 УПК РФ. Для иллюстрации своего ответа и более глубокого понимания данных проблем рекомендуется показать имеющиеся в науке различные позиции о содержании предмета доказывания. При этом необходимо обратить внимание на так называемые детализированные предметы доказывания, к которым законом отнесены нормы УПК, предусматривающие особенности производства по делам несовершеннолетних и производства по применению принудительных мер медицинского характера.
При ответе на вопрос о пределах доказывания – рекомендуется начинать с изложения формулировки этого понятия. После чего необходимо остановиться на той совокупности доказательств, которая является необходимой и достаточной для того, чтобы считать доказанным каждое обстоятельство в отдельности и все обстоятельства, входящие в предмет доказывания в целом по конкретному уголовному делу.
Студент должен помнить, что должностное лицо, осуществляющее уголовное судопроизводство, осуществляет познавательную деятельность опосредованным методом, т.е. лично не наблюдает обстоятельства совершенного преступления. Для вынесения какого-либо решения по делу нужны те или иные доказательства, а их добывание представляет собой определенную деятельность следователя. Эта деятельность проходит несколько этапов и совокупность осуществляемых им действий образует процесс доказывания по уголовному делу. При ответе на первый вопрос необходимо: а) дать понятие процесса доказывания и перечислить его элементы (этапы); б) указать способы собирания доказательств; в) раскрыть методы проверки собранных доказательств; г) показать критерии оценки каждого доказательства в отдельности и всех собранных доказательств в их совокупности; д) подчеркнуть практическое знание рассматриваемого вопроса.
При этом особое внимание следует обратить на положения закона, вытекающие из принципа презумпции невиновности, ее значение в доказывании и обязанность доказывания.
В последнем вопросе необходимо раскрыть соотношения доказательств и фактических данных, полученных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Необходимо уяснить положения ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относительно использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в процессе доказывания.
Занятие второе:
Раскрывая вопросы источников доказательств, рекомендуется дать их понятие, а затем перейти к изучению отдельных их видов. При построении ответа об отдельных источниках доказательств следует придерживаться следующей логической схемы:
а) дать определение понятие того или иного источника фактических данных (показания обвиняемого, подозреваемого, вещественных доказательств и т.д.) и раскрыть его содержание;
б) показать особенности проверки, оценки источника с учетом факторов его формирования, а также процессуальных гарантий, полноты и достоверности;
в) подчеркнуть практическое значение правильного понимания рассматриваемого вопроса.
При рассмотрении второго и третьего вопроса студентам необходимо уяснить содержание предмета показаний свидетеля и потерпевшего, показаний подозреваемого и обвиняемого, их совпадения, различия и особенности оценки указанных источников доказательств.
Раскрывая следующие вопросы, необходимо уяснить соответствующие положения УПК, дать определение понятия того или иного источника доказательств (вещественные доказательства, заключение эксперта, протоколы следственных и судебных действий, документы), рассмотреть процедуру их закрепления и оценки в соответствии с нормами УПК.
Студентам рекомендуется тщательно разобраться в понятии дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз, уяснить значение отличия заключения эксперта от исследования специалиста, знать случаи обязательного назначения экспертизы. Необходимо четко усвоить отличие документов вещественных доказательств от письменных документов – самостоятельного источника фактических данных; особенности процессуальной процедуры появления в деле вещественных доказательств.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие теории доказательств в уголовном процессе.
2. Что такое доказательственное право?
3. В чем заключается истина в уголовном процессе?
4. Каковы отличия доказывания от других видов познавательной деятельности?
5. Дайте понятие предмета и пределов доказывания.
6. Перечислите этапы доказывания.
7. Что такое доказательства и в чем заключается относимость и допустимость доказательств?
8. Дайте классификацию доказательств.
9. Какие обстоятельства входят в предмет показаний свидетеля и потерпевшего?
10. Что является предметом показаний обвиняемого и подозреваемого?
11. В каких случаях производство экспертизы является обязательным?
12. В чем отличие документов как доказательства от документа как вещественного доказательства?
13. В чем отличие дополнительной экспертизы от повторной?
14. Чем отличается комплексная экспертиза от комиссионной?