Характеристика и анализ детского рисунка. графическое изображение уверенности и неуверенности
Тема: ДЕТСКИЕ РИСУНКИ КАК ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Цель: формирование знаний о технике проективных методик в психодиагностике.
План:
- Характеристика и анализ детского рисунка. Графическое изображение уверенности и неуверенности. Пропуск верхних конечностей Выделение рук и пальцев Маленькие, неустойчивые ноги. Преувеличенные размеры родительской фигуры
- Полоролевые тенденции в рисунке. Скрывание генитальной зоны. Тщательная прорисовка гениталий. Спутанность половых ролей Гомосексуальные тенденции.
- Проявление эмоциональных расстройств в рисунках.
ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ
Одними из формализованных методов шкалирования по уровню нарастания элементов импровизации и экспертной интуиции являются проективные методики. Эти методики требуют специальной психологической подготовки. Данная группа методик основываются на едином психологическом механизме – проекция, это приписывание другим людям социально приемлемых желаний, в который человек отказывает сам себе (З.Фрейд), в дальнейшем термин «проекция» получил более расширенное толкование. Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции. Неоднозначное задание порождает активность испытуемого, результат которой позволяет сделать вывод о скрытых психических свойствах этого испытуемого, при этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.
Особого внимания и более широкого применения в работе с детьми заслуживают ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»
В отличие от вербальных методов психодиагностического исследования, они представляют ребенку более гибкий и доступный ему канал для воплощения своих образов, своего субъективного видения мира.
Вызывает удивление постоянное при всей своей изменчивости представление ребенка о теле, восприимчивое к воздействиям, нарушающим эмоциональную стабильность. Пока изображение человека представляет концепцию тела на данный момент, в нем выражается бессознательно и символично повреждение, которое заставляет ребенка болезненно осознавать свои чувства. По мере обращения мысли вовнутрь себя рисунок становится более личным. В зависимости от степени тревоги представление о теле и его графическое изображение может быть широко или частично затронуто, полностью разрушено или отличаться от обычного только в деталях, возможны также любые колебания между этими двумя крайностями.
Среди наиболее распространенных отклонений можно назвать рассеивание частей тела, отсутствие людей на картинке, явные несоответствия, уничтожение лица только что нарисованной фигуры человека, жесткие роботоподобные фигуры. Все это может быть обнаружено в рисунках детей с серьезными эмоциональными расстройствами.
Невротическое поведение и чувство неполноценности могут проявляться в изображении маленьких фигурок, чаще на нижней части листа, где они стоят на крошечных ножках; преувеличенных размерах доминирующего родителя; чрезмерном затенении или тщательной прорисовке гениталий; скрывании генитальной зоны; спутанности половых ролей; выделении или пропуске кистей рук; изображении темных облаков и закрашивании солнца.
Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа.
Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной развязностью, создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности.
Рисунок 1
Нарисован неуверенной девочкой 7,5 лет. Застенчивая, с низкой самооценкой. Семья без отца. Нервная, напряженная мать. Не успевает в школе, несмотря на вполне нормальное умственное развитие. Пока она рисовала, она спросила: «У меня нормально получается?» Она сказала, что фигурка изображает ее.
Рисунок 2
Выполнен уверенной девочкой 7 лет, живущей в полной, нормальной и гармоничной семье. Это дружелюбный, опережающий развитие ребенок.
ПРОПУСК ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки. (Согласно исследованию Л. Партриджа 67% детей в возрасте 5 лет и 93% в 10-летнем возрасте рисуют руки.)
Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей, которые выявляют с большой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами. Другие три показателя — отсутствие тела, отсутствие рта и нелепый, причудливый рисунок. Спрятанные руки интерпретируются как выражение чувства вины.
Рисунок 3
Руки отсутствуют. Нарисован чрезвычайно осторожным, неагрессивным мальчиком. Возраст 6 лет 10 месяцев. Не любит грубых, чрезмерно активных детей.
Рисунок 4
Нарисован замкнутой, неагрессивной девочкой 5 лет 8 месяцев. Она сказала, что на рисунке изображена она сама.
Рисунок 5
На этом и следующем рисунке руки у людей отсутствуют. Оба рисунка принадлежат мальчику 7 лет. Он застенчив, неагрессивен, страдает энурезом, испытывает дезориентацию, если в его установленном распорядке что-то меняется. Беспокоится, если кто-то опаздывает хотя бы на минуту.
Рисунок 6 Рисунок 7
Рисунок 8 Семья
Нарисован мальчиком 5 лет 11 месяцев. Средний уровень интеллекта. Он назвал свой рисунок «Человек и дерево». В изображении человеческой фигуры, довольно маленькой по размеру, отсутствуют руки. Эти характеристики указывают на застенчивость и, как правило, отмечаются в рисунках неагрессивных детей. В действительности к этому имеет отношение его мать, чья манера воспитания воплотилась в том, что мальчик никогда не сопротивлялся, если его бил другой ребенок, предпочитая развернуться и уйти.
Рисунок 9
Следующие рисунки (10 - 13 ) были выполнены в один день двумя сестрами. Младшая (5 лет 9 месяцев) нарисовала большие фигуры с расставленными руками и четко обозначенными ногами. Рисунок сделан в свободной манере, штрихи нанесены смело, с сильным нажимом (рис. 21—22). Совсем иначе выглядит рисунок ее сестры (6 лет 11 месяцев). Она нарисовала фигуры меньшего размера, с неустойчивыми ногами и маленькими руками. Нажим слабый. Может быть важным, что она добавила к рисунку солнце и при этом закрасила его.
Оба рисунка демонстрируют уровень интеллекта выше среднего. Обе девочки в первую очередь нарисовали фигуру своего пола, выражая тем самым, что их сексуальная ориентация соответствует их полу. Кроме того, одна девочка удовлетворена собой, в то время как другая испытывает недостаток самоуверенности. Эти черты личности выражаются в их поведении дома и в школе. В связи с этим младшая сестра, более свободная и смелая, сказала, что она нарисовала Джоанну, подругу, а старшая, более застенчивая, сказала: «Это я». Автор склонен интерпретировать этот факт в поддержку своего взгляда на то, что уверенный ребенок менее склонен рисовать себя, чем неуверенный, чьи мысли обращены внутрь, на себя.
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
ВЫДЕЛЕНИЕ РУК И ПАЛЬЦЕВ
Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это «автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.
Нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным интеллектом, но плохо приспособленным к домашней и школьной жизни. Пытается найти компенсаторное удовлетворение через пищу и владение вещами. Одной из частных проблем является склонность к воровству. Обратите внимание на прорисованные пальцы.
Рисунок 14
Нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Средний интеллект. Застенчивый. Руки сложены на груди.
Рисунок 15
Нарисован мальчиком. Возраст 14 лет 10 месяцев. Отстает в школе. По шкале Стэнфорд—Бине и Векслеру показал средний уровень интеллекта. Обратите внимание на промежность.
Рисунок 16
МАЛЕНЬКИЕ, НЕУСТОЙЧИВЫЕ НОГИ
Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития личности; постоянное чувство тревоги к тому же препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья. Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» показал, как много зависит от установления базового чувства доверия в течение первого года жизни.
Рисунок 17
Нарисован неуверенной, застенчивой девочкой 4 лет 10 месяцев. Отзывчивая, внимательная, интеллект выше среднего, склонна к приступам, потеря слуха сенсорно-невральной природы. Воспитывается без отца. Обратите внимание на маленькие верхние конечности и крошечные неустойчивые ноги.
ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ РАЗМЕРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ФИГУРЫ
Если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он представляет его как деспотичного, подавляющего, агрессивного, пугающего человека. Также мы можем видеть рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности превышающим его по росту и весу. В конце концов ребенок прав, оценивая личность в соответствии с ее значением, а не объемом. Производящий наибольшее впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура. Менее значимый родитель может быть изображен с маленькими руками или вовсе без них.
Рисунок 18
Нарисован мальчиком 6 лет 7 месяцев. Мать является наиболее значимой фигурой. Мальчик не включил себя в семейный портрет. Средний интеллект, учится в первом классе.
Рисунок 19
Этот рисунок принадлежит девочке 6 лет 4 месяцев. На изображение каждой из фигур у нее ушла одна минута. Девочка способная, но эмоционально неразвитая, чрезмерно зависит от мамы, которая кормит ее, одевает и присутствует при ее туалете.
У «девушки» есть зрачки и выражены руки и пальцы. Мать девочки — деспотичная личность. Судя по выраженности рук (полностью отсутствующих у мужчины), ребенок воспринимает мать как агрессивного родителя.