Тема 1.1. Понятие и значение античной культуры. Латинский язык и юридическая наука

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………5

Тематический план………………………………………………………………..6

Программа курса……………………………………………………………………9

Планы практических и семинарских занятий…………………………18

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………37

Примерные задания для выполнения контрольных работ……..59

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………………………….61

Литература…………………………………………………………………………..67

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………69

Приложения…………………………………………………………………………72

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Латинский язык» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата.

Целью освоения дисциплины «Латинский язык» является расширение знания студентов в области лингвистики, подготовка их к изучению курса «Римское право», формирование представления о взаимосвязи латинского, русского новоевропейских языков.

Задачи освоения дисциплины:

- освоение базовой грамматики латинского языка, выявление общих закономерностей развития латинского, русского и новых европейских языков, изучение особенностей истории и культуры Древнего Рима, связанных с письменными памятниками и отраженных в языке;

- формирование у будущих юристов культуры филологического анализа источника, написанного не на родном языке;

- изучение нормативной, элементарной грамматики: работа с латинско-русским словарем, чтение, перевод, морфологический и синтаксический анализ текстов на латинском языке, лексические сопоставления латинского, русского и изучаемого иностранного языков;

- активизация познавательного интереса учащихся, дающего разностороннее представление о римской жизни;

- развитие у студентов логического и аналитического мышления (чему способствует требуемый от студентов подробный грамматический анализ – морфологический и синтаксический, а также перевод с русского языка на латинский).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Латинский язык».

Освоение дисциплины «Латинский язык» направлено на формирование следующих компетенций бакалавра:

· ОК-2 – способендобросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

· ОК – 4 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

· ОК -13 – владеет необходимыми навыками профессиональнгого общения на иностранном языке;

· ОК – 15 – способен толковать различные правовые акты.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- структуру латинского языка и терминологию;

- принципы построения латинских предложений и фраз;

- основные грамматические категории и законы развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя латинского языка;

- принципы латинского словообразования, парадигмы именного склонения и глагольного спряжения;

- основные культурные и языковые вехи истории Древнего Рима;

- грамматический и лексический минимум, необходимый для освоения международных юридических выражений и формул;

уметь:

- пользоваться латинско-русским словарем;

- читать, переводить со словарем латинские тексты (в том числе и оригинальные);

- комментировать явления латинского языка с точки зрения грамматики и синтаксиса;

- сравнивать явления морфологии и синтаксиса латинского языка с русским и изучаемым иностранным;

владеть:

- юридической терминологией и фразеологией.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Очная
Зачетные единицы – общая трудоемкость 2з.е.-72ч.
Всего аудиторных занятий, из них:
Лекции  
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа по контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п/п Раздел (тема) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Практические С/р
Раздел 1. Античность–колыбель европейской цивилизации
1. Тема 1.1. Понятие и значение античной культуры. Латинский язык и юридическая наука  
2. Тема 1.2. Периодизация истории Римской империи  
3. Тема 1.3. Основные периоды развития латинского языка  
4. Тема 1.4. Особенности политической и правовой системы императорского Рима  
Раздел 2. Фонетика и графика
5. Тема 2.1. Латинский алфавит. Правила чтения
Раздел 3. Морфология
6. Тема 3.1. Глагол (Verbum). Времена системы инфекта. Определение спряжения глаголов. Действительный залог
7. Тема 3.2. Повелительное наклонение (Imperatīvus praesentis)  
8. Тема 3.3. Глагол (Verbum). Времена системы инфекта. Определение спряжения глаголов. Страдательный залог
9. Тема 3.4. Имя существительное (Nomen substantivum). Declinatio prima. Declinatio secunda. Активная форма
10. Тема 3.5. Предлог (Praepositio) как служебная часть речи  
11. Тема 3.6. Имя существительное (Nomen substantivum). Declinatio tertia
12. Тема 3.7. Имя прилагательное (Nomen adjectivum). Прилагательные 1-2 склонения (declinatio prima-secunda). Прилагательные 3 склонения. Declinatio tertia
13. Тема 3.8. Имя существительное (Nomen substantivum). Declinatio quarta. Declinatio quinta
14. Тема 3.9. Степени сравнения прилагательных (Gradus comparationis)  
15. Тема 3.10. Местоимение (Pronomǐna)  
16. Тема 3.11. Числительные (Numeralia)  
17. Тема 3.12. Наречие (Adverbium)  
18. Тема 3.13. Времена системы перфекта действительного залога. Perfectum indicatīvi actīvi.Plusquamperfectum idicatīvi actīvi. Futurum II indicatīvi actīvi  
19. Тема 3.14. Причастие настоящего и будущего времени действительного залога и страдательное причастие перфекта  
20. Тема 3.15 Времена системы перфекта страдательного залога.  
21. Тема 3.16 Отглагольные именные формы. Герундий и герундив  
Раздел4. Синтаксис
22. Тема 4.1. Синтаксис простого предложения  
23. Тема 4.2. Падежный синтаксис  
24. Тема 4.3. Синтаксис глагола. Инфинитивные обороты  
25. Тема 4.4. Синтаксис сложного предложения. Согласование времен. Типы придаточных предложений  
26. Итоговое занятие – викторина. Интерактивная форма проведения  
Итого

ПРОГРАММА КУРСА

РАЗДЕЛ 1. Античность – колыбель европейской цивилизации

Тема 1.1. Понятие и значение античной культуры. Латинский язык и юридическая наука

Понятие античной культуры. История становления и развития Римской империи. Географическое положение. Роль этрусков в развитии культуры Древнего Рима. Этрусские цари. Периодизация истории римского государства. Древняя Италия. Полисы этрусской Италии. Краткие сведения из истории развития латинского языка и его значение для других индоевропейских языков. Романские языки. Латынь как неиссякаемый источник для образования интернациональной лексики и терминологии. История становления Рима. Основные периоды развития Римской культуры. Обряд основания Рима. Периоды в развитии Римского государства: царский Рим, республиканский и императорский. Республиканский Рим, устройство государственного аппарата. Деятели эпохи республики (Гай Юлий Цезарь). Императорский Рим. «Золотая» латынь. Падение Римской империи. Ораторское искусство. Государство и религия. Торговля и денежное обращение Древнего Рима. Военное дело в Древнем Риме. Римское право. Влияние на римское право законодательства провинций.

Тема 1.2. Периодизация истории Римской империи

Два основных этапа в государственно-правовом устройстве Римской империи.

1. Принципат. Этапы периода Принципата:

а) правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.);

б) год четырех императоров — масштабный кризис власти (68-69);

в) правление династий Флавиев и Антонинов — расцвет системы принципата (69-192);

г) правление династии Северов — начало формирования военно-бюрократической системы (193—235);

д) еризис III века — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284).

2. Доминат (284—476 гг.). Этапы:

а) правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337);

б) империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395);

в) окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476).

Социальное объединение и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций. История императоров, личная судьба и характер.

Тема 1.3. Основные периоды развития латинского языка

Происхождение латинского алфавита.

Периоды развития латинского языка. Памятники латинского языка:

I. 8 в. до н.э. – возникновение Рима.

II. 6-4 вв. до н.э. Архаический период. Литературные произведения: перевод «Одиссеи» Гомера Ливием Андроником (по его переводу поколения латинских (римских) школьников учили латинский язык).

III. 3-2 вв. до н.э. Доклассический период (время становления литературного латинского языка, в основу которого лег диалект Рима). Период становления литературного латинского языка. Основные памятники этого периода: комедии Плавта и Теренция, а также трактат Катона Старшего «О земледелии». Литературные представители:

(ок. 254 – ок. 184) – комедиограф Тит Макций Плавт (20 комедий);

(195-185 - ок. 159) – Публий Теренций Афр (6 комедий);

(239 - 169) – создатель латинского гекзаметра Квинт Эний.

IV. 1в. до н.э. Классическая, или «золотая», латынь.

Представители:

Марк Тулий Цицерон (106 – 43 до н.э.).

Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.).

Поэтические сочинения:

Публий Вергилий Марон (70 до н.э. – 19 н.э.),

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 18 н.э.),

Квинт Гораций Флакк (65 до н.э. – 18 н.э.),

Гай Валерий Катулл (87 до н.э.- 54 н.э.).

V. 1 в. н.э. Послеклассическая, или «серебряная», латынь.

Время ранней империи (принципата).

Литературные представители:

Децим Юний Ювенал (ок. 60 – после 127 гг.).

Марк Валерий Марциал (42 –102 гг.) .

Луций Анней Сенека (ок. 42 до н.э. – 65 н.э.).

Луций Апулей.

Гай Корнелий Тацит (55 -120).

VI. 2-6 вв. н.э. Поздняя латынь.

5 в. н.э. Падение Римской империи, образование романских языков, окончательно обособившихся к IX в.

Наши рекомендации