Тема 1.1. Понятие и значение античной культуры. Латинский язык и юридическая наука
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….4
Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………5
Тематический план………………………………………………………………..6
Программа курса……………………………………………………………………9
Планы практических и семинарских занятий…………………………18
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………37
Примерные задания для выполнения контрольных работ……..59
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………………………….61
Литература…………………………………………………………………………..67
Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………69
Приложения…………………………………………………………………………72
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Латинский язык» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата.
Целью освоения дисциплины «Латинский язык» является расширение знания студентов в области лингвистики, подготовка их к изучению курса «Римское право», формирование представления о взаимосвязи латинского, русского новоевропейских языков.
Задачи освоения дисциплины:
- освоение базовой грамматики латинского языка, выявление общих закономерностей развития латинского, русского и новых европейских языков, изучение особенностей истории и культуры Древнего Рима, связанных с письменными памятниками и отраженных в языке;
- формирование у будущих юристов культуры филологического анализа источника, написанного не на родном языке;
- изучение нормативной, элементарной грамматики: работа с латинско-русским словарем, чтение, перевод, морфологический и синтаксический анализ текстов на латинском языке, лексические сопоставления латинского, русского и изучаемого иностранного языков;
- активизация познавательного интереса учащихся, дающего разностороннее представление о римской жизни;
- развитие у студентов логического и аналитического мышления (чему способствует требуемый от студентов подробный грамматический анализ – морфологический и синтаксический, а также перевод с русского языка на латинский).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Латинский язык».
Освоение дисциплины «Латинский язык» направлено на формирование следующих компетенций бакалавра:
· ОК-2 – способендобросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
· ОК – 4 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
· ОК -13 – владеет необходимыми навыками профессиональнгого общения на иностранном языке;
· ОК – 15 – способен толковать различные правовые акты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- структуру латинского языка и терминологию;
- принципы построения латинских предложений и фраз;
- основные грамматические категории и законы развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя латинского языка;
- принципы латинского словообразования, парадигмы именного склонения и глагольного спряжения;
- основные культурные и языковые вехи истории Древнего Рима;
- грамматический и лексический минимум, необходимый для освоения международных юридических выражений и формул;
уметь:
- пользоваться латинско-русским словарем;
- читать, переводить со словарем латинские тексты (в том числе и оригинальные);
- комментировать явления латинского языка с точки зрения грамматики и синтаксиса;
- сравнивать явления морфологии и синтаксиса латинского языка с русским и изучаемым иностранным;
владеть:
- юридической терминологией и фразеологией.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по формам обучения |
Очная | |
Зачетные единицы – общая трудоемкость | 2з.е.-72ч. |
Всего аудиторных занятий, из них: | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа по контролем преподавателя и НИРС | |
Форма итогового контроля | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | |
Практические | С/р | ||
Раздел 1. Античность–колыбель европейской цивилизации | |||
1. | Тема 1.1. Понятие и значение античной культуры. Латинский язык и юридическая наука | ||
2. | Тема 1.2. Периодизация истории Римской империи | ||
3. | Тема 1.3. Основные периоды развития латинского языка | ||
4. | Тема 1.4. Особенности политической и правовой системы императорского Рима | ||
Раздел 2. Фонетика и графика | |||
5. | Тема 2.1. Латинский алфавит. Правила чтения | ||
Раздел 3. Морфология | |||
6. | Тема 3.1. Глагол (Verbum). Времена системы инфекта. Определение спряжения глаголов. Действительный залог | ||
7. | Тема 3.2. Повелительное наклонение (Imperatīvus praesentis) | ||
8. | Тема 3.3. Глагол (Verbum). Времена системы инфекта. Определение спряжения глаголов. Страдательный залог | ||
9. | Тема 3.4. Имя существительное (Nomen substantivum). Declinatio prima. Declinatio secunda. Активная форма | ||
10. | Тема 3.5. Предлог (Praepositio) как служебная часть речи | ||
11. | Тема 3.6. Имя существительное (Nomen substantivum). Declinatio tertia | ||
12. | Тема 3.7. Имя прилагательное (Nomen adjectivum). Прилагательные 1-2 склонения (declinatio prima-secunda). Прилагательные 3 склонения. Declinatio tertia | ||
13. | Тема 3.8. Имя существительное (Nomen substantivum). Declinatio quarta. Declinatio quinta | ||
14. | Тема 3.9. Степени сравнения прилагательных (Gradus comparationis) | ||
15. | Тема 3.10. Местоимение (Pronomǐna) | ||
16. | Тема 3.11. Числительные (Numeralia) | ||
17. | Тема 3.12. Наречие (Adverbium) | ||
18. | Тема 3.13. Времена системы перфекта действительного залога. Perfectum indicatīvi actīvi.Plusquamperfectum idicatīvi actīvi. Futurum II indicatīvi actīvi | ||
19. | Тема 3.14. Причастие настоящего и будущего времени действительного залога и страдательное причастие перфекта | ||
20. | Тема 3.15 Времена системы перфекта страдательного залога. | ||
21. | Тема 3.16 Отглагольные именные формы. Герундий и герундив | ||
Раздел4. Синтаксис | |||
22. | Тема 4.1. Синтаксис простого предложения | ||
23. | Тема 4.2. Падежный синтаксис | ||
24. | Тема 4.3. Синтаксис глагола. Инфинитивные обороты | ||
25. | Тема 4.4. Синтаксис сложного предложения. Согласование времен. Типы придаточных предложений | ||
26. | Итоговое занятие – викторина. Интерактивная форма проведения | ||
Итого |
ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ 1. Античность – колыбель европейской цивилизации
Тема 1.1. Понятие и значение античной культуры. Латинский язык и юридическая наука
Понятие античной культуры. История становления и развития Римской империи. Географическое положение. Роль этрусков в развитии культуры Древнего Рима. Этрусские цари. Периодизация истории римского государства. Древняя Италия. Полисы этрусской Италии. Краткие сведения из истории развития латинского языка и его значение для других индоевропейских языков. Романские языки. Латынь как неиссякаемый источник для образования интернациональной лексики и терминологии. История становления Рима. Основные периоды развития Римской культуры. Обряд основания Рима. Периоды в развитии Римского государства: царский Рим, республиканский и императорский. Республиканский Рим, устройство государственного аппарата. Деятели эпохи республики (Гай Юлий Цезарь). Императорский Рим. «Золотая» латынь. Падение Римской империи. Ораторское искусство. Государство и религия. Торговля и денежное обращение Древнего Рима. Военное дело в Древнем Риме. Римское право. Влияние на римское право законодательства провинций.
Тема 1.2. Периодизация истории Римской империи
Два основных этапа в государственно-правовом устройстве Римской империи.
1. Принципат. Этапы периода Принципата:
а) правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.);
б) год четырех императоров — масштабный кризис власти (68-69);
в) правление династий Флавиев и Антонинов — расцвет системы принципата (69-192);
г) правление династии Северов — начало формирования военно-бюрократической системы (193—235);
д) еризис III века — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284).
2. Доминат (284—476 гг.). Этапы:
а) правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337);
б) империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395);
в) окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476).
Социальное объединение и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций. История императоров, личная судьба и характер.
Тема 1.3. Основные периоды развития латинского языка
Происхождение латинского алфавита.
Периоды развития латинского языка. Памятники латинского языка:
I. 8 в. до н.э. – возникновение Рима.
II. 6-4 вв. до н.э. Архаический период. Литературные произведения: перевод «Одиссеи» Гомера Ливием Андроником (по его переводу поколения латинских (римских) школьников учили латинский язык).
III. 3-2 вв. до н.э. Доклассический период (время становления литературного латинского языка, в основу которого лег диалект Рима). Период становления литературного латинского языка. Основные памятники этого периода: комедии Плавта и Теренция, а также трактат Катона Старшего «О земледелии». Литературные представители:
(ок. 254 – ок. 184) – комедиограф Тит Макций Плавт (20 комедий);
(195-185 - ок. 159) – Публий Теренций Афр (6 комедий);
(239 - 169) – создатель латинского гекзаметра Квинт Эний.
IV. 1в. до н.э. Классическая, или «золотая», латынь.
Представители:
Марк Тулий Цицерон (106 – 43 до н.э.).
Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.).
Поэтические сочинения:
Публий Вергилий Марон (70 до н.э. – 19 н.э.),
Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 18 н.э.),
Квинт Гораций Флакк (65 до н.э. – 18 н.э.),
Гай Валерий Катулл (87 до н.э.- 54 н.э.).
V. 1 в. н.э. Послеклассическая, или «серебряная», латынь.
Время ранней империи (принципата).
Литературные представители:
Децим Юний Ювенал (ок. 60 – после 127 гг.).
Марк Валерий Марциал (42 –102 гг.) .
Луций Анней Сенека (ок. 42 до н.э. – 65 н.э.).
Луций Апулей.
Гай Корнелий Тацит (55 -120).
VI. 2-6 вв. н.э. Поздняя латынь.
5 в. н.э. Падение Римской империи, образование романских языков, окончательно обособившихся к IX в.