Раздел 3 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

И.П. Подласый

ПЕДАГОГИКА

ВОПРОСОВ — 100 ОТВЕТОВ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

СОДЕРЖАНИЕ

Как отвечать на экзамене

Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Предмет и задачи педагогики

Возникновение и развитие педагогики

Развитие педагогической мысли в XX в.

Основные категории педагогики

Формирование и развитие

Педагогика как наука и искусство

Структура педагогической теории

Система педагогических наук

Связь педагогики с другими науками

Педагогические течения

Методы педагогических исследований

Методологическая основа педагогики

Традиционно-педагогические (эмпирические) методы

Беседа как метод исследования

Педагогический эксперимент

Педагогическое тестирование

Методы изучения групповых (коллективных) явлений

Количественные методы в педагогике

Процесс развития человека

Условия и факторы развития

Наследственность и развитие

Социальное наследование

Влияние среды на развитие

Развитие и воспитание

Деятельность как фактор развития

Диагностика развития

Возрастная периодизация

Акселерация

Неравномерность развития

Развитие младшего школьника

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Учет индивидуальных особенностей

Идеалы воспитания

Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания

Ценности и цели воспитания

Ценности современной молодежи

Цель воспитания

Цели воспитания в истории педагогической мысли

Цель воспитания в современной школе

Задачи воспитания

Зарубежные педагогические течения

Цели воспитания в зарубежной педагогике

Педагогический процесс

Педагогическая система

Этапы педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса

Педагогические инновации

Оптимизация педагогической системы

Раздел 2 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Сущность процесса обучения

Дидактика, ее основные категории

Дидактические системы

Современная дидактическая система

Цели обучения и образования

Задачи общеобразовательной школы

Виды и уровни образования

Продукт процесса обучения

Содержание образования

Принципы формирования содержания

Способы реализации содержания

Теории организации содержания образования

Государственный образовательный стандарт

Учебный план

Учебная программа

Учебники и учебные пособия

Условия и факторы обучения

Комплексное влияние генеральных факторов

Иерархия факторов обучения

Закономерности обучения. История вопроса

Общие закономерности обучения

Конкретные закономерности обучения

Принципы и правила обучения

Система дидактических принципов

Принцип сознательности и активности

Принцип наглядности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип прочности

Принцип доступности

Принцип научности

Принцип связи теории с практикой

Мотивы — движущие силы учения

Активность учения школьников

Интересы и потребности

Развитие мотивации учения

Стимулирование учения

Виды и типы обучения

Методы обучения

Выбор методов обучения

Формы организации обучения

Классно-урочная форма

Требования к уроку

Типы и структуры уроков

Нестандартные уроки

Подготовка урока

Вспомогательные формы обучения

Диагностика и контроль

Контроль успеваемости

Этапы и звенья контроля

Оценка знаний, умений

Раздел 3 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

^ Сущность процесса воспитания

Задачи воспитания

Содержание процесса воспитания

Общие закономерности воспитательного процесса

Этапы воспитательного процесса

Воспитание как социализация

Средства массовой информации и социализация

Общество сверстников и детская субкультура

Принципы воспитания

Общественная направленность воспитания

Связь воспитания с жизнью, трудом

Опора на положительное

Единство воспитательных воздействий

Методы и приемы воспитания

Выбор методов воспитания

Правила выбора методов воспитания

Классификация методов воспитания

Методы формирования сознания личности

Методы организации деятельности

Методы стимулирования

Формы воспитания

Ученический коллектив

Учение А.С. Макаренко о коллективе

Коллектив и личность

Коллектив и неформальные группы

Педагогическое руководство коллективом

Личностно ориентированное воспитание

Комплексный подход к воспитанию

Воспитательные дела

Социально ориентированные воспитательные дела

Этические воспитательные дела

Эстетические и физкультурные воспитательные дела

Экологические и трудовые воспитательные дела

Воспитание в семье

Типы семейного воспитания

Содержание семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Методы воспитания детей в семье

Педагогическая поддержка семьи

Диагностика воспитанности

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Вы долго и упорно трудились: слушали лекции, участвовали в семинарах, выполняли курсовые работы, сдавали зачеты, чита­ли и размышляли. Словом, накопили множество разнообразных знаний, умений, необходимых для выполнения многотрудной учительской деятельности. Пришло время показать «товар ли­цом», убедить преподавателя или государственную экзаменаци­онную комиссию, что вы отлично знаете свой главный профес­сиональный предмет.

Вы уже знаете, что для хорошего усвоения материала его не­обходимо повторить несколько раз, все время ужимая в объеме. Общее широкое представление о педагогике, ее проблемах и тех­нологиях вы получили на лекциях. Готовясь к семинарским и лабораторным занятиям, вы постепенно сокращали объем инфор­мации, вычленяли главное. Авторефераты и курсовые работы дали вам возможность глубоко изучить отдельные вопросы. Непосред­ственно перед экзаменом необходимо еще раз проработать всю информацию в сжатом, сконцентрированном виде, где четко про­сматриваются вся структура и основные положения курса. У вас уже есть достаточный запас представлений, чтобы «развернуть» каждое положение до необходимого уровня конкретизации.

Обычно семестровые экзаменационные билеты содержат три вопроса. Первый направлен на проверку знаний общих основ, вто­рой — дидактики и третий — теории воспитания. Часто в виде дополнительного вопроса предлагается анализ школьной ситуации (педагогическая задача) или важной книги (монографии). Про­грамма выпускного экзамена дополнительно включает проверку знаний по истории педагогики, главным разделам спецкурсов и спецсеминаров, методике преподавания «вашего» предмета.

Как построить свой ответ на экзамене, чтобы он прозвучал веско и убедительно, чтобы у преподавателя или комиссии не осталось ни малейших сомнений в вашем отличном знании предмета?

Ответы на все экзаменационные вопросы необходимо выстро­ить по определенной системе, соблюдая принципы последова­тельности, непротиворечивости, целостности. Несмотря на мно­гообразие вопросов, ответы на них имеют примерно одинаковую структуру.

Правильно выстроенный ответ начинается с определения «что такое». Например, если вам необходимо раскрыть сущность и задачи эстетического воспитания в школе, то, естественно, вы должны сначала объяснить, что такое эстетическое воспитание, определить его сущность, четко выделить главные задачи. Затем следует конкретизация отдельных положений, раскрытие содер­жания каждого из них. Чтобы ваш ответ прозвучал основатель­но и убедительно, придерживайтесь испытанной структуры изло­жения знаний.

Структура ответа

Что такое...

•Формулировка определений, базисных категорий и по­нятий.

•Объяснение, расшифровка (при необходимости).

•Альтернативные определения (если имеются).

•Комментарий (научное и живое практическое истолко­вание).

2.Генезис...

•Откуда есть, пошло, когда и как появилось впервые, как определялось.

•Что известно о первоисточниках.

•Как происходило дальнейшее развитие.

•Современное состояние (краткий комментарий).

Сущность...

•Система и ее структура.

•Общие принципы строения.

•Анализ компонентов системы, связей между ними.

•Закономерности развития и функционирования.

4.Технология...

•Основные технологические схемы реализации в отечест­венной и зарубежной школе.

•Преимущества и недостатки.

•Передовой отечественный и мировой опыт.

•Существующие и нерешенные вопросы (проблемы).

5.Собственные оценки...

•Альтернативные взгляды, способы реализации.

•Ваши собственные оценки, предложения, их обоснован­ность.

•Если бы министром (директором) были вы, то...

Выстроенный по такой схеме ответ, за небольшим исключени­ем общих теоретических и исторических вопросов, не оставит со­мнений в том, что вы хорошо понимаете сущность проблем, сформулированных в экзаменационных вопросах.

Чаще всего ваши ответы преподаватели оценивают, придер­живаясь двух критериев — правильности и полноты. По тем до­полнительным вопросам, которые возникнут у преподавателя, вы легко догадаетесь, где и в чем ваш ответ не удовлетворяет этим критериям. Итак:

Ответ Оценка
Правильный, полный Отлично
Правильный, полный после наводящих вопросов препо­давателя и ответов на дополнительные вопросы Хорошо
Правильный в основном, достаточно полный после на­водящих вопросов преподавателя и ответов на дополни­тельные вопросы Удовлетворительно
Неправильный Плохо

Недостаточно осмысленный ответ, конечно, прежде всего не должен удовлетворять вас самих. Если вы почувствовали, что не сможете должным образом ответить на вопросы, извинитесь и попросите отсрочки экзамена. Этим вы сохраните свой престиж серьезного студента, престиж нашей науки и профессии. Не все сразу становились мастерами. А такую сложную и трудную науку, как педагогика, не всякий одолеет сразу и на высоком уровне. Подумайте, почему вам не удался ответ, найдите причины, устраните их, и ваша следующая попытка обязатель­но будет удачной.

Успеха вам!

Раздел 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации