Звуки м, м', н, н', л, л', в, в', ф, ф', п, п', т, х, х', д
дама | дата | довольно | дупло |
дань | дом | доплата | дутый |
Данила | Дон | дот | дуэт |
дал(а) | дол | дума | дуэль |
давно | доля | думал(а) | дым |
давал(а) | долина | Дуня | дыня |
давил(а) | долото | дуло | виды |
вода | помада | молодой | надутый | медальон | подновил(а) |
мода | ладонь | Федул | медаль | педаль | подумал(а) |
надо | медовый | надул | миндаль | невидаль | подход |
два | вдоволь | нудно | дневной | поднял(а) | подъем |
двое | дно | видно | подвал | подвода | подлинный |
двинул(а) | ладно | подлый | медный | подметал(а) | |
вдова | водный | повидло | подлил(а) |
Слова для анализа: дом, ладонь, медовый.
1. Памятная дата. Давным-давно. Дом в долине. Военный дот. Данилино долото. Пулеметное дуло. Надутый Федул. На то поле дупло. Данила и Дуня пели дуэтом. Над домом дым. Медовая дыня. Вид на долину. Холодная вода. Модное пальто. Левая педаль. У Данилы медаль. Левая ладонь. Молодой тополь. Под домом подвал. Подлей воды! Подними долото! Дыни на подводе. Подмети пол. Вдоволь хлеба. Нудная новелла. Вдали видно дым. Айвовое повидло. Отведай меда. Днем тумана нет. Подъехала подвода.
Подъем на холм. Два тополя. Двое на подводе. Медная
монета упала на пол. Додон дудел в дуду. Подвинь лампу!
2. Ой, вода, вода, вода! Вот и нету льда!
3. Проспрягать: Я дал(а) Даниле дыню. Я ехал(а) домой. Я подметал(а) пол. Я подлил(а) воды.
Образец.
Я дал (а) Дане дыню. Мы дали Дане дыню. Ты дал (а) Дане дыню. Вы дали Дане дыню. Он (она) дал(а) Дане дыню. Они дали Дане дыню.
4. В долине дом. Над домом дым. Видно в доме топят. В доме двое: Лида и Данил. Данил подмел пол метлой, а Лида вымыла водой. Лида довольно. Давай, мой ладони. Туалетное мыло в ванной.
5. Днем дома мама и Таня. Таня мала. Она на полу. Увидала монету: «Ой, монета упала на пол!» Таня подняла монету и отдала маме. Мама похвалила Таню: «Вот и ладно! Давай пить лимонад!» Они пили лимонад, ели халву и миндаль.
Таня, Даня, Поля и Лена ели айвовое повидло и хлеб. А вот и Павел.
Таня дома?
Дома, давно дома!
Давай, вот твоя доля! Вот вафли, повидло, хлеб. Отведай меда!
6. Дуня мала. Мама мыла Дуню в ванне водой и мылом. Ой, мама, подлей воды похолоднее!
Звуки м, м', н, н’, л, л', в, в', ф, ф', п, п', т, х, х', д, д', с, с'
сам | соты | салют | султан |
сало | сотня | сандалии | суп |
сани | соло | соленый | суфле |
салат | сохло | совет | сухо |
сан | сова | солома | сын |
сом | софа | суд | сыр |
сон | соха | судья | сытно |
соль | соловей | сумма | сыпь |
Соня | самолет | суета | осыпал(а) |
лиса | весы | фасон | посол | посох |
оса | усы | фасад | хвост | посуда |
масса | носы | усатый | свист | полосатый |
мясо | волосы | писатель | мост |
масло | постовой | мусс | лес | навес | восход | ||||
весло | место | ус | нос | овес | высота | ||||
весна | пусто | палтус | ананас | пес | досада | ||||
паста | выступ | воз | волос | плес | осада | ||||
флюс | вместо | плюс | поднос | насос | насыпь | ||||
спутал | снился | смял(а) | ставил(а) | слева | |||||
спал(а) | сманил(а) | свалил(а) | сталь | след(ы) | |||||
спальня | смахнул(а) | свая | ствол | следопыт | |||||
спелый | смелый | свет | стоит | слепой | |||||
спел(а) | смена | светает | стон | слива | |||||
спилил(а) | сменял(а) | светло | ступня | слово | |||||
спина | сметана | свой | ступень | слой | |||||
сплел(а) | смола | стая | выступал | сломал(а) | |||||
послал(а) | смыл(а) | стоя | слон | слух | |||||
сел | семена | сильно | письмо | ||||||
сев | семь | синий | осина | ||||||
сегодня | семья | синева | осень | ||||||
седло | сено | сито | веселье | ||||||
сель | сеял | сиял | новоселье | ||||||
село | сила | осел | весь | ||||||
сельдь | силос | сюда | песня | ||||||
Слова для анализа: сани, сова, слон, мост, посуда, лес, ананас, нос, седло, осень, веселье.
1. Сани у дома. Весенний салат. Посеяли салат. Поймали сома. Соты с медом. Сухая солома. Лесная сова. Новая софа. Си ние сандалии. Семь самолетов. Умный судья. Суп с салом. Соленое сало. Сытный суп. Сыпь на спине. Масса советов. Сливовый мусс. Лисий хвост. Веселая песня. Мост над Вислой. Соленое масло. Спелые сливы. Сутулая спина. Письмо от Степана. Сосновая смола. Смолистая ель. Светлое пальто. Ствол осины. Слава смелым! Следы лисы и лося. Всполохи салюта. Дальнее село. Сегодня выходной. Соленая сельдь. Синее пальто. Сивый ус. Длинные волосы. Полный воз. Дальний лес. Осиновый лес. Фасад дома. Усатый сом. Полосатое платье. Лунное сияние. Свет луны. Постная свинина. Ананасное суфле. Светлые волосы. Слой пыли. Опытный следопыт. Фасолевый суп. Соловьиная песня.
2. Проспрягать: Я построил(а) дом. Я поставил(а) суп на стол. Я спилил(а) сосну. Я послал(а) письмо Софье. Я сел(а) на осла.
Образец.
Я построил(а) дом. Мы построили дом. Ты построил(а) дом. Вы построили дом. Он (она) построил(а) дом. Они построили дом.
Семь советов дал судья. Я спал на соломе. Сеня сеял салат. Саня устал. Он постлал себе на соломе постель и уснул. Лена написала письма Соне и Васе. Смола ели и сосны оставляет пятна на ладонях. Соня поставила сметану на холод. У Муси новые сапоги. Вася смахнул соль со стола. Муся сняла сандалии и вымыла полы. Ася сплела невод для сома. Сеня спал на сене. Соня спала на соломе. Сеня съел весь ананас. Автобус въехал в лес. Лось сломал молодую сосну. Слава сломал стул. Соня пела соло. Блюдо со спелыми сливами поставили на стол. Самолет летал над лесом. Самолет оставил в небе белый след. Вася сел в седло. У осы усы. Мама спит. Она устала (А. Барто). В лесу мы увидали следы лося и лисы. Толстый слой пыли на столе. Всю весну поют соловьи. Весна да осень — на дню погод восемь.
Наступила весна. Василий выехал в поле. Он пахал поле под хлеб. Василий устал. Но тут подъехала Соня. Она достала хлеб, сало, соль, суп, мясо. Василий поел, отдохнул на соломе, а потом снова пахал без устали. В поле пыль. Василий весь в пыли. Василий потом отмывался с мылом. Соня все подливала ему воды.
Соня, Сеня и Вася выступали. Соня пела соло. Сеня и Вася плясали. Все им хлопали.
Вася — опытный следопыт. Он понимает лес. Все в лесу оставляют свои следы. Вот следы лося. Лось сломал ствол молодой осины. Вот следы лисы. Лиса поймала сову. А вот сова села на пень и оставила массу пуха. И лиса оставила пух из хвоста. Весной лоси и лисы линяют.
Танин папа уехал. Сегодня Таня написала ему письмо. Она писала папе от всей семьи. Все село весной в поле сеет хлеб. Дома она сама посеяла салат.
Мама спит. Она устала. А Соня? Соня умылась и поставила воду на плиту. Она достала с холода масло, соленый сыр, сметану. Поставила все на стол. Достала и хлеб. — Мама, мама, вставай. Совсем светло! Все остынет! Мама и Соня поели. Соня вымыла посуду, смахнула пыль, вымыла полы во всем доме. Поставила все стулья на место. Потом она полила в саду пионы и лилии. Посеяла салат. Вода попала в сандалии. Потом Соня отнесла маме в поле суп и мясо. Все успела Соня.
Некоторые варианты произношения согласных к, г, р могут быть приемлемы для бытовой речи. Это проторный и одноударный р, фрикативный г, четкий глоточный к. Если ребенок при ринолалии дифференцирует их на слух и соотносит с нормально звучащими фонемами, эти звукообразования можно включать в речевые упражнения.
3. Сенокос, сенокос, Луг остался без волос. (И. Токмакова)
Морская волна сильна и вольна. Вкусная халва мастеру хвала. (А. Левшин)
Все смеялись, веселились, А потом плясать пустились. (Е. Лось)
Спутник, спутник, не ленись, Полети к планетам ввысь! (Е. Чеповецкий)
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. (А. Барто)
Сыпься, сыпься, Снег, снег, Посыпай Всех, всех. (В. Левин)
Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали. (В. Орлов)
У нас семеро саней. По семеро в сани Мы уселись сами.
Утром кот Принес на лапах Первый снег! Первый снег! Он имеет Вкус и запах, Первый снег! Первый снег! (Я. Аким)
Подарил мне папа Льва! Ох, и струсил я сперва! Я Два дня Его боялся, А на третий Он сломался. (Б. Заходер)
Мы спросили У Филиппа: — Как смола К тебе прилипла? — Не смола, Сказал Филипп,— Это я К смоле прилип! (Л. Клюшев)
Звуки м, м', н, н', л, л', в, в', ф, ф', п, п', т, д, х, х', с, с', б, б'
баня | боб | бомба | бутыль | ||
банан | боевой | босой | буфет | ||
бант | болото | ботва | бухта | ||
бал | болт | бубен | был | ||
балет | болтал(а) | будни | бывал(а) | ||
батон | болтун | буйвол | лбы | ||
баня | боль | бульон | бобы | ||
палуба | обувь | обвал | дубы | ||
пломба | автобус | обмыл(а) | победа | ||
пальба | суббота | обвел(а) | убей | ||
дамба | любой | обвил(а) | выбей | ||
альбом | соболь | блин | обед | ||
обман | яблоня | блоха | |||
обход | вобла | блюдо | |||
объявление | сабля | бледный | |||
объем | табло | табель | |||
беда | бидон | обед | |||
бедный | бивень | обида | |||
белила | билет | выбил(а) | |||
белый | бинт | мебель | |||
белье | битва | лебеда | |||
беседа | бил(а) | больно | |||
Слова для анализа: батон, болото, альбом, соболь, беда, билет, мебель.
1. Голубой бант. Белый бинт. Весенний бал. Боевой самолет. Мясной бульон. Пустая бутыль. Дубовый буфет. Белое белье. Веселая беседа. Полный бидон. Бивни слона. Билет на балет. Блюдо с хлебом. Блин с маслом. Спелые бананы. Синее небо. Бобовый суп. Альбом Бобы. Светлая обувь. Новая мебель. Маланья-болтунья. Палуба теплохода. Бутыль лимонада. Батон на блюде. Победа над белыми.
2. Проспрягать: Я был(а) на море. Я посеял(а) бобы. Я ел(а) белый батон. Я облил(а) белое белье. Я люблю батон с повидлом.
Образец.
Я был (а) на море. Ты был (а) на море. Он (она) был(а) на море. Мы были на море. Вы были на море. Они были на море.
3. У Сони белый бант. На обед мясной бульон. В субботу баня. Павел бывал на море. Вове больно. У Вовы болит ухо. Батон белого хлеба выпал из сумки. Павел пел под баян. Маня посеяла бобы. Боевые самолеты воевали в небе. Бомба попала в дом Бобы. Блюдо поставили на буфет. На палубу теплохода упала бомба. Беда — в поле лебеда. У соседа весела была беседа. Воробей мал да удал. Сам себя губит, кто других не любит. Была бы охота — будет ладиться работа. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, не выболтала. Белые бараны били в барабаны. Были бы у бабы бобы, сварила бы баба Бобе бобы.
4. Бублик, Баранку, Батон и Буханку Пекарь из теста Испек спозаранку. (Г. Лагдшис)
Пилят пилы Во дворе, Пилят пилы Без умолку, Пилят пилы Дуб да елку. (Л. Квитко)
5. Я люблю белок. Осенью белка собирает орехи, грибы. А потом этого не будет. Кругом только белый снег. Я буду тогда ходить в лес кормить белок. Стук-стук орех об орех — вот и белка. Схватила орех и ускакала в лес. (По А. Щеглову)
В альбоме у Любы было фото. Любин брат Боря стоит под дубом. На боку у Бори сабля. Борина рука в белых бинтах. Люба не видала брата. Любин брат был на войне и его убили в бою. Любина мама сберегла письма и боевые награды сына.
И Севин брат воевал. Он был матросом. На палубу его корабля упала бомба. Брат сбросил бомбу в воду. Севин брат спас весь корабль. Брату дали медаль.
Сегодня суббота, а в доме нет хлеба. Мама попросила: «Белла, сбегай, купи буханку бородинского и батон любого белого». Белла купила всем любимый хлеб: маме — бородинский, папе — булку, а себе — бублик. На автобусной остановке Белла увидала объявление — в субботу в клубе балет. Белла любит балет. Она купила два билета: себе и маме. А папе — билет на футбол. Беллин папа не любит балет. Он любит футбол.
Звуки м, м', н, н', в, в', л, л', ф, ф’ п, п', т, т', х, х', д, д’, с, с', б, б'
мать | тень | теперь | тина |
плеть | телефон | тихий | тепло |
лепетать | тесно | титан | тело |
топтать | телята | тянул(а) | тесто |
ломать | тема | тефтели | тюль |
путь | темно | тюлень | теплый |
дуть | темя | тетя | тюльпан |
утята | хотел | ватин | Петя |
найти | летел | аппетит | Витя |
мотив | фитиль | листья | Мотя |
утиль | постель | вести | сети |
метель | сатин | батист | плетень |
Слова для анализа: тина, тень, метель, сети, путь, мать.
1. Теплая вода. Петина тетя. Теплые тефтели. Слоеное тесто. Тихий ветер. Белый тюль. Белые тюльпаны. Танины утята. Интересная тема. Теперь тепло. Под елью тень. Метель утихла.
Проспрягать: Я летел(а) на самолете. Я отдал(а) тюльпаны Моте. Я утеплил(а) телятам стойло.
Образец.
Я постелил(а) постель. Ты постелил(а) постель. Он (она) постелил(а) постель. Мы постелили постель. Вы постелили постель. Они постелили постель.
2. Телята пили воду. Пусть метет метель. Оле поставили телефон. В темноте не найти пути. Васе дали тему для доклада. Мотя поставила тесто. На обед были тефтели. Тетя повесила тюль с кистями. Ветер унес листья. Листья полетели вниз. У рябины кисти соком налились. Метели под февраль налетели. На охоту ехать — собак кормить. Пол мыть — воду лить. Люди пахать, а ты руками махать. Корову палкой бить — молоко не пить. Воду пить — не дрова пилить. Похвалялся медведь: «Могу песни я петь». Станем кругом ходить да весну веселить.
3. Ни перинки, Ни простынки... Не видать, А усатый Полосатый Перебрался под кровать. (С. Маршак)
Сосны до неба Хотят подрасти, Небо ветвями Хотят подмести. (И. Токмакова)
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса, Расти, косынька, до пят, Все волосыньки в ряд. (Нар. потешка)
Летела сова — Веселая голова. Вот она летела, летела И села, Да хвостиком повертела, И опять полетела; Летела, летела и села, Да хвостиком повертела. (Нар. присказка)
Темно. Петя в постели. Ему тепло и уютно. На тахте тихо напевает мама. Петя уснул.
Витя любит математику. Вите дали тему для доклада по математике. А Витя не умеет писать докладов. Как быть? Мама отвела Витю в детскую библиотеку. Там Вите подобрали книги по теме, объяснили, как писать доклад.
У тети Моти вывелись утята. Пете хотелось пойти посмотреть на утят. Мама отпустила Петю к тете Моте.
Утка была в кухне, в самом темном и теплом месте.
А утята?
Потерпи минуту. Ути-ути-ути.
Утка выпустила утят. Они были у нее под крыльями. Тетя Мотя и Петя кормили утят. А утка внимательно смотрела на Петю. Она боялась за своих детей.
Степа и тетя Настя были в лесу. Они сбились с пути. Стало темнеть. Тетя стала волноваться — в темноте пути не найти.
Но тут Степа увидел во мху следы автомобиля.
— Тетя, надо торопиться, пока совсем не стемнело. Надо идти по следам. Автомобиль не поедет по лесу. Следы автомобиля выведут нас на дорогу. Всего пять минут пути по следам — и Степа с тетей Настей увидели в тенистых елях просвет дороги.
Звуки м, м’, н, н’ в, в', л, л', ф, ф', п, п’, б, б’, т, т', д, д', х, х', с, с'
дядя | дятел | водяной |
ледяной | Федя | Володя |
Надя | дело | депо |
дети | деталь | десна |
дед | дельфин | дюйм |
девять | делал(а) | Демьян |
десять | деление | дюны |
Диван | Диплом | Диво | Дима |
льдина | мелодия | удивился | водитель |
медведи | соседи | люди | едет |
одеяло | удел | студент | удил(а) |
Слова для анализа: дятел, диван, мелодия, одеяло.
Димин дядя. Дятел на дереве. Водяные лилии. Ледяные сосульки. Дюны на море. Девять дюймов. Седой дед. Болит десна. Десять дельфинов. Веселые дети. Ватное одеяло. Новый диван. Диво дивное. Димин диплом. Белая льдина. Белые медведи. Опытный водитель. Смелые люди. Любимая мелодия. Дима — водитель. Ледяной ветер.
Проспрягать: Я сидел(а) на диване. Я надел(а) пальто. Я удил(а) плотву. Я видел(а) дельфина.
Образец. Я надел(а) пальто. Ты надел(а) пальто. Он (она) надел(а) пальто.
1. Дима удил плотву. Дятел дерево долбит. У Нади болит десна. Федин дядя видел дельфинов. Вадим едет отдыхать на Десну. Дима — студент-медик. Надя надела новое платье. Дети скользили по льду. Белые медведи водятся на севере. Уйди отсюда и сядь на диван! Мы были в лесу и видели лису. Федя сидел и делил дыню на девять долей. Надя не надела теплое пальто и простудилась. Федя — водитель. Он водит самосвал. Дети упали в ледяную воду. Надя, Дима и Федя — соседи. Лень добра не делает — без хлеба обедает. Там котик усатый по садику ходит (В. Жуковский). Ехали медведи на велосипеде (К. Чуковский). Дед Данила делил дыню: дольку — Диме, дольку — Дине (Т. Кириллова).
2. Лиса по лесу ходила, Лиса песни заводила.
Мы едем, едем, едем В далекие края. (С. Михалков)
Наступила темнота, Не ходи за ворота. (К. Чуковский)
В декабре, в декабре Все деревья в серебре. (С. Маршак)
Динь-дон. Динь-дон. В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон. Динь-дон. Динь-дон. (И. Токмакова)
Следопыт идет по следу, След ведет его по снегу. Далеко ль уводит след Следопыта Костю? Нет! След приводит прямо к дому. (А. Авдеенко)
Совы летели, Все люди глядели, Совы садились, Все люди дивились.
Федя-бредя Съел медведя, Упал в яму, Крикнул маму: «Мамаа!»
3. Недалеко от деревни пруд. У пруда дубы и липы. Летом пруд стоит тихий, темный. Только водяные лилии плавают, да дятлы летают с дубов на липы. В пруду водится плотва. Летом дети сидят в тени кустов у самой воды и удят плотву.
Дядя с Димой приходят и сидят у пруда, смотрят на воду. Они надеются прийти домой с уловом.
Дима Авдеев — водитель. Он работает в депо. Дима не только работает. Он студент. Осенью Дима поедет в институт сдавать свою дипломную работу.
— Я медведя поймал!
Так веди сюда!
Не идет.
Так сам иди!
Да он меня не пускает!