Функции педагогического контроля

Выделяются четыре основные функции педагогического контроля в вузе:

- диагностическая,

- обучающая,

- организующая

- воспитывающая.

Принципы контроля

Процесс контроля регламентируется рядом принципов, среди которых ведущими являются: принципы

- научности

- эффективности,

- объективности,

- систематичности,

- справедливости и всесторонности.

В зависимости от времени обучения педагогический контроль делится на входной, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный.

Входной контроль (он же предварительный, установочный) выявляет базовый, исходный уровень подготовки учащихся к обучению. Проводится обычно до начала обучения.

Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим студентам. Используются устный опрос, письменные контрольные работы, ознакомление с дневниковыми записями и документами, с текущими отчетами по учебной и производственной практике, с данными самоконтроля.

Цель тематического контроля – оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы.

Осуществление этапного контроля, зачеты по разделам программы, степень готовности курсовых проектов, дипломных работ – задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала.

В текущем, тематическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использовать стандартные программы и технические средства, позволяющие каждому студенту самому выявить имеющиеся у него пробелы в знаниях и принять меры по их устранению. Предусмотренное реформой высшей школы увеличение времени на самообразование заметно актуализировало потребность в таких программах.

Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу и педагогов и студентов. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные достижения, способности отдельных студентов углубленно изучать данный предмет.

Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки. Это относится к экзаменам при переводе студентов с курса на курс, к выпускным экзаменам, к защите диплома.

Типы шкал

Шкала – средство для измерения свойств объекта; представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.

1. Шкала наименования, классификационная шкала

Шкала наименований получается путем присвоения "имен" объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества. Объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность – неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется совокупность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эквивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным объектам присваиваются одинаковые имена.

О шкале наименований можно говорить в том случае, когда эмпирические объекты просто "помечаются" числом. Примером таких пометок являются номера на майках футболистов: цифру "1" по традиции получает вратарь, и это указывает на то, что по своей функции он отличен от всех остальных игроков; но его функция на футбольном поле эквивалентна функции других вратарей, если не учитывать качество игры.

С помощью номинальной шкалы можно измерять только качественные признаки, поэтому обработку количественных данных следует проводить не с самими этими числами, а с удельными весами количества объектов данного класса. В этой шкале допустимы следующие статистические операции:

- расчет частот (удельных весов) объектов данного класса;

- определение моды изучаемого признака.

2. Шкала порядка (ранговая)

В порядковой шкале вводятся числа и отношение "больше – меньше", поэтому по числу, соответствующему оцениваемому объекту, можно узнать о месте объекта в совокупности. Например, по результатам экзаменов можно приписать ранги каждому ученику, но только в пределах той группы, где проводился экзамен. Пятибалльная шкала, по которой сейчас выставляют оценки в школе, является частным случаем порядковой. В ней ученики делятся на отдельные группы. Например, группа троечников может включать довольно много учеников, объединенных вместе и никак не ранжированных внутри своего объединения.

По оценкам в порядковой шкале можно ранжировать учащихся, но делать вывод о том, насколько один лучше другого, нельзя в силу отсутствия единицы измерения.

При измерении признака в порядковой шкале возможны только монотонные преобразования, допускающие умножение на постоянный множитель, возведение в степень, извлечение корня. В качестве средней оценки используют медиану.

3. Интервальная шкала

Интервальная шкала – количественная. Она определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интервалов можно сравнить два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого. Классическим примером применения этой шкалы в физике является измерение температуры по Цельсию. Шкала интервалов имеет масштабную единицу, но положение нуля на ней произвольно, поэтому нет смысла говорить о том, во сколько раз больше или меньше утренняя температура воздуха, измеренная шкалой Цельсия, чем дневная.

В интервальной шкале допустимы почти все статистические операции, кроме тех, которые предполагают знание "истинно" нулевой точки шкалы.

4. Шкала отношений

Шкала отношений – наиболее часто используемая в физике шкала. В данном случае можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого. Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что на ней определено положение "естественного нуля". Классический пример – шкала температур Кельвина. В ней можно выполнять все арифметические и статистические операции.

бие. – М.: Логос, 2002.

Вопросы для подготовки к зачету:

Какой тест называется стандартизованным?

Чем отличаются преподавательские тесты от обычной контрольной работы?

Как можно классифицировать ЛДТ по целям тестирования?

Почему речевые тесты не являются тестами в классическом понимании?

Как Вы понимаете концепцию избыточной информации?

Каковы правила конструирования С-теста? В каких случаях допустимы отклонения от строгого принципа?

В каких случаях можно применять С-тесты?

Охарактеризуйте номинальную, порядковую шкалу. Приведите примеры измерения величин в номинальной шкале.

Что является недостатком интервальной шкалы?

Какие шкалы позволяют производить количественные измерения?

Что, по вашему мнению, является первичным: выбор формы заданий, определение длины теста или разработка спецификации теста?

Существует ли различие в подходах к планированию содержания нормативно- и критериально-ориентированных тестов?

Серию каких испытаний провел английский ученый Ф. Гальтон?

Какие требования к тестам, как методу исследования личности сформулировал К. Кеттелл?

Как развивались тестовые методы в России в 20–30 годах ХХ века?

Какие определения теста Вам известны?

Назовите основные характеристики тестовых заданий.

Какие задания должны преобладать в правильно сконструированном нормативно-ориентированном тесте?

Какие дистракторы должны быть удалены из теста?

Что называется дискриминативностью тестового задания?

Что следует понимать под надежностью теста?

Какой тест называется гомогенным?

Какие факторы влияют на надежность гомогенного теста?

Какие методы оценки надежности теста Вам известны?

Назовите недостатки ретестового метода и метода параллельных форм?

Что такое валидность теста?

Кем определяется содержательная валидность теста?

Какие виды валидности Вам известны?

Что называется генеральной совокупностью? Приведите примеры.

Дайте определение выборочной совокупности.

Что означает репрезентативность выборки?

Назовите типы прагматических тестов.

Чем отличаются локально стандартизованные тесты от стандартизованных?

Какие виды тестовых заданий Вам известны?

Назовите основные показатели качества ЛДТ.

Темы рефератов

1. История развития тестов в России.

2. История развития тестов за рубежом.

2. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся, ее особенности и основные принципы.

3. Классификация тестов. Нормативно-ориентированные тесты. Критериально-ориентированные тесты.

4. Учебное портфолио как альтернативная форма контроля и оценки учебных достижений.

5. Психологические отличия учебной оценки и отметки. Различия между оценкой, отметкой и баллом. Типы шкал.

6.Надежность и валидность теста. Виды валидности.

7.Формы тестовых заданий.

Литература

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М.: 1989.

2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд. доп. – М.: Центр тестирования, 2002.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: 2007.

4. Клишина С.В., Гулюкина Н.А. Педагогический тест: этапы и особенности конструирования и использования. Новосибирск, 2006.

5. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. – М.: Высшая школа, 1989.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: 2000.

7. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. – М.: Народное образование, 2001.

Наши рекомендации