Анализ современных технологий обучения как процесса интенсификации обучения
Задание 1. Анализ конструкций современных технологий обучения.
Содержание работы. Проанализировать несколько современных образовательных технологий на предмет выделения предметной логики построения данных технологий и эффективности их применения в практике профессиональной школы.
Инструкция. Вам предлагается осуществить анализ следующих технологий обучения: технологии проблемного, программированного, модульного, контекстного обучения, педагогики сотрудничества, гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашви-ли, технологии развивающего обучения, технологии «Диалога культур» В. С. Библера, технологии личностно ориентированного обучения и т. д. Для анализа выберите три из перечисленных. Вы также можете проанализировать одну-две современные технологии, не вошедшие в обозначенный список.
Анализ проводится по следующей схеме:
1) классификационные параметры технологии (можно использовать разные классификации, например Е. Н. Гусаровой, А. К. Ко-леченко, Г. К. Селевко и др., но при анализе обязательно указать, с какой классификацией работали);
2) целевые ориентации технологии;
3) концептуальные положения технологии;
4) особенности содержания: принципы построения содержания обучения, предметная логика изложения материала;
5) особенности методики: способы подачи материала, организация учебно-познавательной деятельности обучаемых, учебно-методическое оснащение педагогического процесса данной технологии, оценивание знаний и система психолого-педагогической диагностики.
Определите, какая из анализируемых технологий и как применяется в деятельности средних специальных учебных заведений на современном этапе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. — М., 1996.
Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя. — Самара; СПб., 1997.
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
Библер В. С. От науконаучения к логике культуры. — М., 1990.
Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика. — М.; Ростов н/Д., 1999.
Вербицкий А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. — Жуковский, 2000.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
Занков Л. В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2000.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М., 1975.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2001.
Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.
Школа диалога культур / Под ред. В. С. Библера. — Кемерово, 1993.
Задание 2. Анализ авторской технологии обучения преподавателя среднего специального учебного заведения.
Содержание работы. Проанализировать дидактический модуль учебного предмета как авторскую технологию обучения. Анализ проводить на основе наблюдения учебных занятий преподавателя, беседы с ним и работы с нормативной документацией, регламентирующей деятельность преподавателя-разработчика технологии обучения. Продумать способы распространения лучшего опыта работы преподавателя-разработчика технологии.
Инструкция. Данное задание выполняется при посещении студентами университета занятий психолого-педагогического практикума в базовых средних специальных учебных заведениях. Результаты обсуждаются во время аудиторного практического занятия.
Методические рекомендации. Перед посещением педагогического колледжа составьте вопросы для наблюдения учебных занятий, для беседы с преподавателем и анализа его документации, используя представленную ниже информацию.
Проектирование технологии обучения представляет собой двуединый процесс постановки дидактической задачи и разработки дидактического процесса, обеспечивающего ее решение. Причем в алгоритм постановки дидактической задачи включаются анализ целей обучения и определение на их основе содержания учебного предмета; структурирование содержания учебного предмета и его представление в виде системы учебных элементов; установление уровней усвоения учебных элементов; определение исходного уровня подготовки студентов, характеризующего уровень усвоения ими учебного материала, на котором базируется содержание учебного предмета; учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения.
В свою очередь разработка дидактического процесса как основы педагогической технологии складывается из учета способа управления, вида информационного процесса, типа средств передачи информации. Преподаватель обращает внимание на использование методов, форм и средств обучения в виде тренингов, учебного проектирования, моделирования ситуаций, методов генерации идей, решения проблемных ситуаций, экспериментального исследования, ролевых и деловых игр, компьютерного имитационного моделирования и др. Данная система позволяет включать студентов в активные действия: выбирать решения в различных ситуациях, работать с информацией, выдвигать гипотезы, исследовать процессы и явления и выражать суждения, принимать позиции в деятельности и групповом взаимодействии.
При реализации дидактического процесса в целом действует «закон принципиальных возможностей дидактического процесса». Суть его такова: «каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у учащихся (студентов) знаний, умений и навыков за заданное время»1. Этот закон выполнят роль сохранения, поскольку выбор дидактического процесса, неадекватного целям обучения, ведет к бесполезной трате сил, времени, энергии преподавателя и учащихся.
Важно также отметить, что разрабатываемая технология может быть основана на признании двух уровней обучения: индивидуально-личностном и коллективном. Индивидуально-личностный уровень включает в себя:
- нейропсихологический подуровень, который предполагает учет особенностей нервной системы и характера обучаемого, его темперамента, степени проявления импульсивности. Учет индивидуальных особенностей студентов и их перевод на уровень возрастных особенностей юношества позволяет преподавателю, планируя учебные цели и результаты обучения, учесть также индивидуальные цели и результаты учебной деятельности студентов;
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С. 136.
- когнитивно-интеллектуальный подуровень, включающий в себя основные когнитивные характеристики и процессы личности — память, внимание, восприятие, воображение, речь, мышление — и их интегральное выражение в интеллектуальных особенностях, развитии креативности;
- мотивационно-деятельностный подуровень, который предполагает учет таких качеств личности, как ответственность, организованность, инициативность, исполнительность, трудолюбие, целеустремленность, воля, дисциплинированность, уровень мотивации, самосознания и самоконтроля;
- индивидуально-нравственный подуровень, определяемый степенью осознания таких понятий, как совесть, долг, честь и соответствующих морально-нравственных качеств — порядочности, искренности, чувства патриотизма.
Коллективный подуровень подразумевает функционирование учебного коллектива студентов в интересах решения поставленных задач на основе принципов кооперативного управления дея-тельностными процессами.
В определении уровней существенную роль играют два момента. Первый — это создание социально-психологического климата в процессе обучения. Говорят о социальном климате, показывающем, насколько в системе отношений преподавателя и студентов соблюдены права и обязанности и осмыслены цели коллективной деятельности. Моральный климат строится на тех этических нормах и правилах, а также ценностях, которые приняты в совместной деятельности педагога и его воспитанников. Психологический климат — это окраска сопровождения официальных и неофициальных отношений в системе «преподаватель—студент», «студент—студент», «преподаватель —учебная группа», «студент-учебная группа». Второй момент касается выбора преподавателем технологической структуры учебных занятий.
Выделяют семь типов таких структур. 1. Последовательное расположение материала предполагает, что все вопросы темы излагаются преподавателем в строгом порядке, зафиксированном в учебной программе дисциплины. Изучение материала происходит постепенно, шаг за шагом, без нарушения предметной логики содержания информации программы. 2. Блочная, или модульная, рассматривает отдельную тему как единый логический блок, который прорабатывается на отдельных занятиях, связанных между собой определенной логикой и строгой последовательностью. 3. Разнородные концепты: при таком структурировании материала учебная информация темы рассматривается с позиций исторического, методологического, экологического, технологического подходов. 4. Однородная деятельность как технологический элемент построения системы занятий предполагает, что учебные занятия по конкретной теме разрабатываются на основе одной ведущей учебной деятельности студентов. Например, в практикуме на первый план выходит предметная деятельность студентов, а содержание становится вторичным и вариативным. 5. Групповая работа предполагает изучение темы через систему дифференцированных заданий. 6. Ситуативная структура опирается на технологические этапы создания образовательной ситуации — от мотивации до постановки проблемы и коллективного ее обсуждения. 7. Индивидуальные программы строят материал на основе индивидуальных творческих заданий во внеаудиторное время. А на аудиторных занятиях предполагаются консультации, инструктаж, отчеты о проделанной работе. В заключение вопроса о последовательности воплощения преподавателем своей авторской технологии обучения следует обратить внимание на то, что обобщенная схема этапов разработки проекта любой педагогической технологии, представленной в любой из форм (учебное пособие, дидактический модуль, конспекты занятий и т.д.), имеет следующий вид.
1. Анализ будущей деятельности учащегося (студента): дальнейшее обучение или профессиональная деятельность.
2. Определение содержания обучения на каждой ступени обучения: совокупность предметов, содержание учебного предмета с учетом требований целесообразности, диагностической направленности, посильности, научности, систематичности.
3. Проверка степени нагрузки учащихся (студентов) и расчет необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса.
4. Выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса.
5. Подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям.
6. Разработка системы упражнений, нацеленных на усвоение дисциплины.
7. Разработка текстов (материалов) для объективного контроля за качеством усвоения знаний и действий соответственно целям обучения.
8. Разработка и содержание учебных занятий.
9. Апробация проекта.
В завершение работы определите способы распространения лучшего опыта преподавателей-разработчиков технологий обучения среди педагогических колледжей. Это могут быть публикации в научно-методических журналах (укажите название статьи). Возможно распространение опыта через организацию Мастер-классов (составьте программу). Как вариант — разработка сценария видеофильма и т.д. Обратите внимание на обоснование необходимости внедрения заинтересовавшей вас технологии обучения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2