Педагогические технологии обучения

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.)

В своей книге Олешков М.Ю., Педагогическая технология: проблема классификации и реализации, 2005. говорит, что

"наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий (от технологии свободного труда С. Френе до агрошколы А. Католикова), которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса".

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Частнопредметные педагогические технологии

Альтернативные технологии

Природосообразные технологии

Технологии развивающего образования

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

Социально-воспитательные технологии

Воспитательные технологии

Педагогические технологии авторских школ

Технологии внутришкольного управления

Олешков считает основным недостатком классификации Селевко "размытость" самого понятия педагогической технологии".

Авторские педагогические технологии

Одной из старейших известных в настоящее время российских авторских педагогических технологий является эвристическая методика преподавания русского языка «Живое слово», разработанная в воронежском журнале «Филологические записки» А. В. Барсовым и А. А. Хованским в 1860 — 1898 годах.

Вопрос о том, относятся ли авторские "технологии" к педагогическим технологиям, подлежит исследованию на наличие отличительных черт, изложенных в следующем разделе.

В своей книге Олешков приводит и анализирует попытки разных авторов классифицировать педагогические технологии и говорит, что "большинство преподавателей высшей и средней школы не осознают различий между методикой и технологией" и что "например, методика В.Ф. Шаталова не является технологией, т.к. её успешная реализация зависит от многих локальных факторов, начиная с личности самого учителя и заканчивая контингентом обучаемых.

Если учитывать ряд представленных характеристик, то можно сделать вывод об отсутствии на сегодняшний день обоснованной классификации педагогических технологий в отечественной педагогике. В работах известных российских исследователей проблем современной дидактики подобные классификации или отсутствуют, или в одном ряду с технологиями оказываются в итоге педагогические школы, методические системы и концепции".

Олешков приходит к выводу, что отличительными чертами педагогической технологии являются:

— универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета");

— воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;

— тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов;

— управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;

— системность в выборе компонент (см. следующий раздел).

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает методику из разряда технологий.

Наши рекомендации