Инновации. Авторские школы

Инновационные процессы в воспитании берут свое началоот так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в. Назовем некоторые из них.

«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.

Школа «свободного воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания на интерес и развитие ребенка в процессе общения с педагогом.

«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.

«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия, О. Декроли) рассматривала обучение и воспитание в тесной связи с природой, опорой на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом.

«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) – обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).

«Вальдорфская школа» (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности, обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное – поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный характер обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и воспитания, основная форма обучения – способ открытий, цель – облегчение процессов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.

«Дом свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори; центры существуют до сих пор во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания, приспособление воспитания к внутренним импульсам детской природы, создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы, воспитание средствами искусства и природы, «открытые двери» и свобода, чувственное восприятие и игра – основы обучения.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы таких педагогов и ученых, как В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др.

В.С. Библер – руководитель и создатель «Школы диалога культур», воплотил в жизнь идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры

И.П. Волков – учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития. Учитель рисования и черчения, он поставил цель – направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс на личности ребенка, ее формировании.

Е.Н. Ильин – учитель-новатор, который предложил оригинальнальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях. Он решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.

В.В. Краевский – виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогикиИм была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.

Н.Н. Палтышев – сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.

В.Ф. Шаталов – народный учитель СССР, автор использования в обучении опорных сигналов. Он считал, что учебный материал должен изучаться укрупненными единицами. изучение листов с опорными сигналами, работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, ответ у доски или прослушивание ответов товарищей.

М.П. Щетинин –Концептуальной основой его дидактической системы стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Ввел в практику педагогов школы «метод погружения», т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем четырехкратного повторения в течение учебного года. При этом функции учителя могут выполнять «консультанты» из числа учащихся. Им был утвержден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе, которая объединяла общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную школы и учебно-производственный комбинат.

10. Социальная сущность воспитания. Основные виды воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетич Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

В широком педагогическом смысле воспитание– целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирования личности;целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности, целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому); руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду); функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передач общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы ); целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитательная система состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов воспитания; воспитательных целей; отношений, возникающих между участниками процесса воспитания; естественной среды обитания; техногенной среды обитания; управления, которое обеспечивает жизнеспособность воспитательной системы. Воспитательная система характеризуется динамичностью, т.е. она возникает, развивается, эволюционирует и исчезает. Причин для возникновения воспитательной системы обычно выделяют две: объективную (социальный заказ) и субъективную (наличие субъекта – личности как генератора воспитательной системы, и наличие объекта – воспитанников). Они же (вернее их отсутствии) являются объективными факторами утраты воспитательной системы.

Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.

Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Виды воспитания

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое воспитаниепредполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное воспитаниерассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное воспитание –целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

Социальное воспитание– составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. Целями социального воспитания являются:

относительно целенаправленное позитивное развитие;

духовно-ценностная ориентация;

выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравыже в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение). Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть

Нравственное воспитание – понятие условное. Нравственное воспитание – это не обучение нравственности. Обучить нравственности нельзя. Термин «нравственное воспитание» понимается как обучение нормам общественного приличия и нормам этикета. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях. Соблюдение норм этикета принято называть воспитанностью или культурностью. Это еще не нравственность, но необходимая ее составляющая. Культура поведения представляет собой совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает нравственный стандарт общества и усвоение положений, регламентирующих деятельность людей, как-то: культура общения, внешности, речи, культура полемики, бытовая, этническая культура и пр.

Парадигма социального воспитания –это парадигма, которая ориентируется на приоритет социума в воспитании человека (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье). Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помо­щью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого. Представители биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияния последнего. Представители еще одного направления акцентируют внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологиче­ской, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Еское.

Наши рекомендации