Занятие 30. ПРИЛЕТАЙТЕ, ПТИЦЫ!

Оборудование: фланелеграф; картинки для фланелеграфа — синичка, скворечник, скворец, журавль, воробей; ритмо-схема «Капель», на которой нарисованы сосульки с падающими вниз капельками; колокольчики большие и маленькие.

Ход занятия

Педагог

Замер лес в прозрачной дымке, На деревьях тают льдинки, С веток падает капель, И слышна синицы трель.

Дети по ритмо-ехеме отстукивают по нарисованным капель­кам ритм из восьмых и четвертных длительностей.

Песня «Капель»(см. занятие 29) Педагог

Все птицы радуются теплым денькам. Над сугробом — синь-синь, Под сугробом — тень-тень. Капли с крыши — дзинь-дзинь, А синицы — цвинь-цвинь, Рван кафтанчик скинь-скинь, Целенький надень!

Звонит в колокольчик.

Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. Дзинь-дон, дзинь-дон, Колокольный льется звон. Ты, синичка, прилети, В колокольчик позвони, Птиц домой скорей зови.

Игра «Я бегу, бегу, бегу»(см. занятие 29)

Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик»

(на развитие динамического слуха)

Дети на громкую музыку играют на больших колокольчиках, на тихую— на маленьких.

Педагог. Услышали птицы весенний призыв, скоро на ро­дину вернутся из дальних стран. Будем для них домики строить.

Прилетит весной скворец. Для него готов дворец. При дворце веселый сад. Он всему на свете рад.

(В. Нечунаев)

Ритмическая игра-массаж ног «Строители»(авторская)

Педагог
Мы без дела не сидим, Поглаживают ладонями ножки.

Домик птичкам мастерим.

Трим-там-том, трим-там-том! Похлопывают ладошками. Мы построим птичкам дом.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Поколачивают кулачками.

Молоток наш верный друг.

Быстро-быстро застучали, Быстро постукивают пальчи-

Ловко гвозди забивали. ками.

Трим-там-том, трим-там-том! Поглаживают ноги. Вот готов для птичек дом. Это кто пожил за морем, А теперь летит над полем В деревянный свой дворец? Это — черненький скворец! (С. Еремеев)

Игра «Скворушки»(см. занятие 26)

Педагог. Возвращаются и журавли.

Курли, курли, курли, Летят, летят журавли! Курлы-си, курлы-си, По Руси! По Руси! (Русская народная приговорка)

Русская народная игра «Замри»

Педагог
Прилетели журавли Взмахивают руками-«крыльями».

И сказали нам: «Замри!»

А кто первый отомрет, Грозят пальцем.

Тот получит шишку в лоб! Легонько хлопают ладошкой по

Не смеяться, не болтать, лбу.

А солдатиком стоять. Замирают, опустив вниз руки.

И воробьи радуются весне.

Массаж пальцев «Воробьи»(см. занятие 26)

Педагог Заливались воробьи:

— Чики-дрики! Трим-ли-ли! На концерт к нам приходите, Хлебных крошек захватите! (М. Дружинина)

Пальчиковая игра «Ладушки»

Педагог
Ладушки, ладушки, «Пекут оладушки», поочередно

Испекли оладушки, прихлопывая сверху одной ладо-

нью по другой.
На окно поставили, Протягивают ладошки вперед.

Остывать оставили.

Остынут, поедим Поочередно подносят ладошки

И воробушкам дадим. ко рту.

Воробьишки сели, Опускают ладони на колени.

Все оладки съели. Стучат пальчиками.

Кыш, кыш — полетели! Поднимают руки вверх, взма-

хивая кистями.
На головку сели. Кладут ладони на голову.

(Русская народная потешка)

Весна, весна красная, Пришла весна ясная! Птицы громко поют — Долго спать не дают. (Русская народная закличка)

Песня о весне(по выбору)

Занятие 31. ВЕСЕННИЙ РУЧЕЕК

Оборудование: лист бумаги с нарисованными сосульками, кисточка, голубая краска — каждому ребенку; музыкальные ин­струменты — треугольники, колокольчики, барабан, палочки, погремушка, бубен, жалейка, балалайка; игрушки — зайчик, ежик, лиса, белка, медведь, волк.

Ход занятия

Педагог. Все теплее с каждым днем. На солнышке капель запела свою звонкую песенку: кап-кап, кап-кап!

Песня «Капель»(см. занятие 29)

Педагог

Кап — капели, кап — капели Птиц весенних перепели,

Зазвенели ручейки, Как весенние звонки.

(А. Строило)

Дети дорисовывают красками капельки, падающие с сосульки, сначала на большом расстоянии друг от друга («капли медленно капают»), затем на маленьком («капают быстро»).

Сугроб уже ссутулился От солнечных лучей, И побежал по улице Сверкающий ручей.

(И. Демьянов)

•'■ Песня «Ручей»(В. Кулешов [14])

Дети играют вступление на колокольчиках. Педагог. Пойдем и мы за ручейком. Интересно, кого он на своем пути встретит? Глядите, ребятки, первым ручеек увидел зайчик.

Ширятся проталинки, Снег водою сносит. Белый зайка валенки Истрепал и сбросил. (А. Иванов)

Поглядите, дети, зайка теперь уже не белый. Какого цвета у него шубка?

Знает серый зайка, Где его лужайка. В барабан он бьет с утра: Хватит спать! Вставать пора! (В. Степанов)

Ритмическая игра «Барабан»(авторская)

Дети

Так играет барабан: Отстукивают на палочках и

Трам-пам-пам! барабанах ритм: четвертными,

Барабан стучит с утра: пунктирный ритм, половинны-

Тра-та-та, тра-та-та! ми длительностями.
Очень рад барабан:
Там-там, там-там!

Педагог. Бежит ручеек дальше, а навстречу ему еж. Ежик убирает прошлогодние листья.

Еж пыхтит и морщится: — Что я вам, уборщица?

Лес никак не подмету, Соблюдайте чистоту! (Я. Аким)

Игра «Ежик и мыши»(М. Красев [10])
Педагог
Ходит ежик по дорожкам Поочередно вытягивают вперед

По лесу, по лесу, руки.

Любит рыться в старых листьях, «Скребут» пальчиками по
Колется, колется. коленям.

Уж я ежику-ежу Складывают руки «полочкой».

В поле тропку покажу, Протягивают руки вперед.

Где катают мышки Потирают прямые ладошки

Еловые шишки. друг о друга.

Катится по камушкам ручеек, любуется первыми нежными весенними листочками.

Шепчет солнышко листочку: — Не робей, голубчик! — И берет его из почки За зеленый чубчик.

На веточке дерева увидел ручеек белочку.

Ритмическая игра «Белочка»

Дети с разной интонацией повторяют слова «цок-цок...»

Дети Я веселый зверек —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Хлопают в ладоши перед грудью.

Я пушистый зверек —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок! 3 хлопка у одной щеки, 3 хлопка

Я красивый зверек — у другой.

Цок-цок-цок, цок-цок-цок! «Тарелочки».

Очень ловкий зверек — Ударяют указательными паль-

Цок-цок-цок, цок-цок-цок! чиками друг о друга.

Хочешь, белочка, орешков? —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Сгибают руки в локтях, ритмично

Хочешь беленький грибок? — сжимают и разжимают пальцы.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Ударяют кулачками друг о друга.

По деревьям прыгать

любишь? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Хлопают ладонями по коленям.

А охотников боишься? —

Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Легко встряхивают опущенны-

ми кистями.

П е д а г о г. А под деревом ходит лисичка.

Знает лисонька-лиса: В шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, Зверя нет в лесу хитрей.

(В. Степанов)

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Лесная прогулка»(А. Зимина [8])

Дети делятся на две группы — «белочки» и «лисички», сидящие в своих домиках (разных углах зала). Звучит полька, педагог зве­нит погремушкой, на полянке скачут «белочки». Когда звучит бу­бен, бегают «лисички».

Педагог. А вот и мишка вышел к ручейку попить свежей водички. (Игрушкой обыгрывает стихотворение.)

Без забот и без тревоги Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый, Слышит, каплет — вот беда. В темноте пошарил лапой И вскочил — кругом вода.

Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна! Вылез он и видит лужи, Тает снег... Пришла Весна.

Хороводная игра «Вышел Миша на лужок»(Р. Кауке [10])

Педагог

Вышел Миша на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка хлопает в ладоши — Он у нас такой хороший, С Мишей хлопайте, ребята. Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!

Вышел Мишка на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка бегает, как ветер, — Он быстрее всех на свете. Эй, ребята, догоняйте!

Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!

Вышел Мишка на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка ползает проворно — Кто из вас его догонит? Ну-ка, дети, не робейте! Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!

Вышел Миша на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка весело хохочет — Он у нас такой хороший! Смейтесь с Мишею, ребята. Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!

Все зверюшки взяли в руки музыкальные инструменты и весело заиграли.

Русская народная песня «Ах вы, сени»

Исполняет шумовой оркестр.

Педагог. Наплясались, наигрались звери и стали ручеек про­сить:

«Ручеек, ручеек,

Дай водички на чаек.

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Пить с печеньем, с калачом

И пирог испечем».

Пальчиковая игра «Ладушки»(см. занятие 30)

Песня «Ладушки»(см. занятие 21) Педагог

И, сверкая под лучами, Засмеялся ручеек.

Быстро прыгнул с камня в чайник. Дал водички на чаек.

А сам Ручеек побежал дальше, спешил слиться с другими ручейками, добежать до большой Реки.

Дети под спокойную музыку уходят из зала, двигаясь «змейкой» и взявшись за руки.

Занятие 32. КОРАБЛИК

Оборудование: фланелеграф; картинки для фланелеграфа — ру­чеек, кораблик, цыпленок, мышка, лягушка, зайчик, туча, солн­це; бубен; бумажные кораблики, лист бумаги с нарисованной тучкой, синяя краска, кисточка — каждому ребенку; маска зайчика.

Ход занятия

Педагог

Светит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся, Мы похлопаем в ладошки — И бегом на улицу.

Весенний хоровод(по выбору)

Педагог

Вышла Катенька на крыльцо, С крыши — капелька на лицо. Покатилась капелька, Засмеялась Катенька. За калиткою ручей, Словно связкою ключей Брякнул, звякнул, зазвенел: — Дзинь! — и луг зазеленел. (В.Аушев)

Песня «Ручей»(см. занятие 31) Педагог. Решила Катенька пустить по ручейку кораблик. Из чего бы его сделать?

Из ореховых скорлупок Выйдет десять легких шлюпок. Спичка с красным лоскутком — Мачта посередочке.

(Е. Благинина)

Танец «Кораблики»(Г. Вихарева [4])

Педагог

И поплыли ручейком Лодочки-лебедочки. Ручейки звенят, поют, То и знай, встречаются. Наши лодочки плывут, На волнах качаются.

(Е. Благинина)

Вышла к ручейку курочка с цыплятами.

Упражнение «Цыплята»(см. занятие 25)

Педагог. Увидел цыпленок кораблик, прыгнул на него и отправился в путешествие. Бежит ручеек через лесную полянку, а цыпленок сидит в кораблике, по сторонам поглядывает. Вдруг видит — мышка первыми цветами любуется.

Возле речки, на пруду, На поляне и в саду — Всюду выросли цветы Небывалой красоты! (В. Мирясова)

Упражнение «Плавный подъем рук»

(О.Боромыкова [2]) Педагог

Рано солнышко встает, Плавно поднимают руки через

Распускается цветок. стороны вверх.

Светит солнце с высоты, «Протягивают ладошки к сол-

Распускаются цветы. нышку», поворачивая их впра-

во-влево.

Мышка тоже забежала на кораблик, хочется и ей поплавать на нем. А кораблик плывет дальше мимо болота. А на болоте веселятся лягушата.

Раз — ду-ду, два — ду-ду, Мы играли в чехарду! Я лягушка-попрыгушка, Ты лягушка-поскакушка, Мы лягушки — прыг да скок Из болота на листок!

(Т. Коти)

Ритмическая игра «Лягушки»

Дети прыгают под удары бубна то медленно, то быстро.

Педагог. Самый смелый лягушонок запрыгнул на кораб­лик и отправился в плаванье с нашими друзьями. А вот и се­ренький зайчишка тоже на корабль просится.

— Признаться, с виду я хорош, И скажем без утайки: Нигде другого не найдешь Еще такого зайки!

(Т. Караманенко)

Хороводная игра «Ну-ка, зайка, попляши!»

(А. Филиппенко [23])

Дети

Ну-ка, зайка, попляши, Дети с песней идут по кругу, в

Ну-ка, серый, попляши! центреребенок-«зайчик» пляшет,

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! используя знакомые плясовые

движения. Хорошенько попляши!

Ну-ка, зайка, покружись, Дети хлопают в ладоши, «зай-

Ну-ка, серый, покружись! чик» кружится.
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ну-ка, серый, покружись!

Педагог. И вдруг солнышко спряталось за большую серди­тую тучу, загремел гром! Ручеек превратился в настоящее бу­шующее море.

Гром и шум. Корабль качает, Море темное кипит; Ветер парус обрывает И в снастях свистит.

Дети рисуют дождь, дорисовывая капельки, падающие из тучки вниз. Сначала капли располагают редко («дождь»), затем часто («ливень»).

Стали друзья просить солнышко, чтобы оно поскорее выгля­нуло.

Закличка «Солнышко»(см. занятие 25)

Педагог. А солнышко все не показывается. Стал самый ма­ленький цыпленок спрашивать у товарищей:

— Это кто такой косматый Закрывает солнце ватой? С неба кто водичку льет И гулять мне не дает? (Туча.)

Тогда на помощь они позвали ветер.

Ну-ка, ветер, налетай, Тучку с неба прогоняй! Ветер так старается, Что солнце улыбается. (В. Руденко)

Дыхательное упражнение «Ветер»

Дети делают активный вдох, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на продолжительном выдохе произносят: «Ф-ф-ф...»

Педагог. Появилось на небе ясное солнышко. А наши путе­шественники решили вернуться домой.

До чего бывает нелегко, Если ты от дома далеко! Тянет всех к земле своей родной... Наш корабль торопится домой.

Русская народная игра «Корабль пришел»

Дети стоят в кругу, ведущий— в центре. Ведущий. Корабль пришел. Дети. С чем корабль? Ведущий. С одной повертушкой. Дети показывают «фонарик» одной рукой.

Ведущий. Корабль пришел. Д е т и. С чем корабль?

Ведущий

С одной попрыгушкой. Дети прыгают на одной ноге.

С двумя попрыгушками. Дети прыгают на обеих ногах.

С присядушками. Дети приседают.

С похлопушками. Дети хлопают.

С топотушками. Дети топают и т.д.

Занятие 33. УТРЕННИЕ ЛУЧИ

(по мотивам рассказа К. Ушинского)

Оборудование: лист бумаги с желтым кругом, желтый каран­даш — каждому ребенку; фланелеграф; картинки для фланелег-рафа — солнце, жаворонок, зайчик, петух, курочки, пчела на цветке, малыш в кроватке; цветы; ритмо-схема «Курочки» с изоб­ражением зернышек, ореха, крошек, расположенных на разных расстояниях друг от друга.

Ход занятия

Педагог. Выплыло на небо красное солнышко и стало рас­сылать повсюду свои золотые лучи — будить землю. Давайте и мы нарисуем солнечные лучики.

Дети пририсовывают карандашом к желтому кругу лучи-палочки.

Вот какие красивые солнышки вы нарисовали.

Видно, солнцу в небе весело живется, Раз оно не плачет, а всегда смеется.

Песня о солнышке(по выбору)

Педагог. Хотите узнать, куда солнышко послало свои лу­чики? Тогда слушайте. Первый луч полетел и попал на жаво­ронка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, под­нялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как при­вольно!»

Дети

В небе жаворонок пел, Взмахивают руками, как крыль-

ями.

Колокольчиком звенел. Взмахивают кистями рук.

Порезвился в вышине, Через стороны поднимают и

опускают руки, вращая кистями.

Спрятал песенку в траве. Приседают, руками обхватывая

Тот, кто песенку найдет, колени.

Будет весел целый год. Хлопают в ладоши.

Педагог. Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал добывать себе сочной травки на завтрак.

Хоровод «Мы на луг ходили»(А. Филиппенко [9]) Педагог. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал кры­льями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, заку­дахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Ритмическая игра «Курочки»(авторская)

Дети
Наши курочки гуляли, По ритмо-схеме прохлопывают

Вкусны зернышки клевали: ритмический рисунок: 2 вось-

Клю-клю-клю, клю-клю-клю! мые и четверть; Клю-клю-клю, клю-клю-клю! А потом нашли орех. Он большой, один на всех.

Клю-клю, клю-клю! четвертные длительности;

Клю-клю, клю-клю!

А цыпляточек позвали —

Всем цыплятам крошки дали:

Клю-клю-клю-клю, шестнадцатые.

Клю-клю-клю-клю!

Клю-клю-клю-клю,

Клю-клю-клю-клю!

Песня «Цыплята»(А. Филиппенко) Педагог. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок из душистых цветов.

Пальчиковая игра «Цветы»

Педагог
Наши алые цветки распускают Прикладывают округлые ладо-
лепестки. ни друг к другу («бутон») и мед-

ленно разводят пальцы в сто­роны. Ветерок чуть дышит, лепестки Мелко перебирают пальчиками.

колышет. Наши алые цветки закрывают Медленно соединяют пальцы.

лепестки, Головкой качают, тихо засыпают. Покачивают «бутон» вправо-влево. (М. Рудина, А. Афонькин)

Наши рекомендации