Занятие 30. ПРИЛЕТАЙТЕ, ПТИЦЫ!
Оборудование: фланелеграф; картинки для фланелеграфа — синичка, скворечник, скворец, журавль, воробей; ритмо-схема «Капель», на которой нарисованы сосульки с падающими вниз капельками; колокольчики большие и маленькие.
Ход занятия
Педагог
Замер лес в прозрачной дымке, На деревьях тают льдинки, С веток падает капель, И слышна синицы трель.
Дети по ритмо-ехеме отстукивают по нарисованным капелькам ритм из восьмых и четвертных длительностей.
Песня «Капель»(см. занятие 29) Педагог
Все птицы радуются теплым денькам. Над сугробом — синь-синь, Под сугробом — тень-тень. Капли с крыши — дзинь-дзинь, А синицы — цвинь-цвинь, Рван кафтанчик скинь-скинь, Целенький надень!
Звонит в колокольчик.
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. Дзинь-дон, дзинь-дон, Колокольный льется звон. Ты, синичка, прилети, В колокольчик позвони, Птиц домой скорей зови.
Игра «Я бегу, бегу, бегу»(см. занятие 29)
Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик»
(на развитие динамического слуха)
Дети на громкую музыку играют на больших колокольчиках, на тихую— на маленьких.
Педагог. Услышали птицы весенний призыв, скоро на родину вернутся из дальних стран. Будем для них домики строить.
Прилетит весной скворец. Для него готов дворец. При дворце веселый сад. Он всему на свете рад.
(В. Нечунаев)
Ритмическая игра-массаж ног «Строители»(авторская)
Педагог
Мы без дела не сидим, Поглаживают ладонями ножки.
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том! Похлопывают ладошками. Мы построим птичкам дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Поколачивают кулачками.
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали, Быстро постукивают пальчи-
Ловко гвозди забивали. ками.
Трим-там-том, трим-там-том! Поглаживают ноги. Вот готов для птичек дом. Это кто пожил за морем, А теперь летит над полем В деревянный свой дворец? Это — черненький скворец! (С. Еремеев)
Игра «Скворушки»(см. занятие 26)
Педагог. Возвращаются и журавли.
Курли, курли, курли, Летят, летят журавли! Курлы-си, курлы-си, По Руси! По Руси! (Русская народная приговорка)
Русская народная игра «Замри»
Педагог
Прилетели журавли Взмахивают руками-«крыльями».
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрет, Грозят пальцем.
Тот получит шишку в лоб! Легонько хлопают ладошкой по
Не смеяться, не болтать, лбу.
А солдатиком стоять. Замирают, опустив вниз руки.
И воробьи радуются весне.
Массаж пальцев «Воробьи»(см. занятие 26)
Педагог Заливались воробьи:
— Чики-дрики! Трим-ли-ли! На концерт к нам приходите, Хлебных крошек захватите! (М. Дружинина)
Пальчиковая игра «Ладушки»
Педагог
Ладушки, ладушки, «Пекут оладушки», поочередно
Испекли оладушки, прихлопывая сверху одной ладо-
нью по другой.
На окно поставили, Протягивают ладошки вперед.
Остывать оставили.
Остынут, поедим Поочередно подносят ладошки
И воробушкам дадим. ко рту.
Воробьишки сели, Опускают ладони на колени.
Все оладки съели. Стучат пальчиками.
Кыш, кыш — полетели! Поднимают руки вверх, взма-
хивая кистями.
На головку сели. Кладут ладони на голову.
(Русская народная потешка)
Весна, весна красная, Пришла весна ясная! Птицы громко поют — Долго спать не дают. (Русская народная закличка)
Песня о весне(по выбору)
Занятие 31. ВЕСЕННИЙ РУЧЕЕК
Оборудование: лист бумаги с нарисованными сосульками, кисточка, голубая краска — каждому ребенку; музыкальные инструменты — треугольники, колокольчики, барабан, палочки, погремушка, бубен, жалейка, балалайка; игрушки — зайчик, ежик, лиса, белка, медведь, волк.
Ход занятия
Педагог. Все теплее с каждым днем. На солнышке капель запела свою звонкую песенку: кап-кап, кап-кап!
Песня «Капель»(см. занятие 29)
Педагог
Кап — капели, кап — капели Птиц весенних перепели,
Зазвенели ручейки, Как весенние звонки.
(А. Строило)
Дети дорисовывают красками капельки, падающие с сосульки, сначала на большом расстоянии друг от друга («капли медленно капают»), затем на маленьком («капают быстро»).
Сугроб уже ссутулился От солнечных лучей, И побежал по улице Сверкающий ручей.
(И. Демьянов)
•'■ Песня «Ручей»(В. Кулешов [14])
Дети играют вступление на колокольчиках. Педагог. Пойдем и мы за ручейком. Интересно, кого он на своем пути встретит? Глядите, ребятки, первым ручеек увидел зайчик.
Ширятся проталинки, Снег водою сносит. Белый зайка валенки Истрепал и сбросил. (А. Иванов)
Поглядите, дети, зайка теперь уже не белый. Какого цвета у него шубка?
Знает серый зайка, Где его лужайка. В барабан он бьет с утра: Хватит спать! Вставать пора! (В. Степанов)
Ритмическая игра «Барабан»(авторская)
Дети
Так играет барабан: Отстукивают на палочках и
Трам-пам-пам! барабанах ритм: четвертными,
Барабан стучит с утра: пунктирный ритм, половинны-
Тра-та-та, тра-та-та! ми длительностями.
Очень рад барабан:
Там-там, там-там!
Педагог. Бежит ручеек дальше, а навстречу ему еж. Ежик убирает прошлогодние листья.
Еж пыхтит и морщится: — Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету, Соблюдайте чистоту! (Я. Аким)
Игра «Ежик и мыши»(М. Красев [10])
Педагог
Ходит ежик по дорожкам Поочередно вытягивают вперед
По лесу, по лесу, руки.
Любит рыться в старых листьях, «Скребут» пальчиками по
Колется, колется. коленям.
Уж я ежику-ежу Складывают руки «полочкой».
В поле тропку покажу, Протягивают руки вперед.
Где катают мышки Потирают прямые ладошки
Еловые шишки. друг о друга.
Катится по камушкам ручеек, любуется первыми нежными весенними листочками.
Шепчет солнышко листочку: — Не робей, голубчик! — И берет его из почки За зеленый чубчик.
На веточке дерева увидел ручеек белочку.
Ритмическая игра «Белочка»
Дети с разной интонацией повторяют слова «цок-цок...»
Дети Я веселый зверек —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Хлопают в ладоши перед грудью.
Я пушистый зверек —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! 3 хлопка у одной щеки, 3 хлопка
Я красивый зверек — у другой.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! «Тарелочки».
Очень ловкий зверек — Ударяют указательными паль-
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! чиками друг о друга.
Хочешь, белочка, орешков? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Сгибают руки в локтях, ритмично
Хочешь беленький грибок? — сжимают и разжимают пальцы.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Ударяют кулачками друг о друга.
По деревьям прыгать
любишь? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Хлопают ладонями по коленям.
А охотников боишься? —
Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Легко встряхивают опущенны-
ми кистями.
П е д а г о г. А под деревом ходит лисичка.
Знает лисонька-лиса: В шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, Зверя нет в лесу хитрей.
(В. Степанов)
Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Лесная прогулка»(А. Зимина [8])
Дети делятся на две группы — «белочки» и «лисички», сидящие в своих домиках (разных углах зала). Звучит полька, педагог звенит погремушкой, на полянке скачут «белочки». Когда звучит бубен, бегают «лисички».
Педагог. А вот и мишка вышел к ручейку попить свежей водички. (Игрушкой обыгрывает стихотворение.)
Без забот и без тревоги Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый, Слышит, каплет — вот беда. В темноте пошарил лапой И вскочил — кругом вода.
Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна! Вылез он и видит лужи, Тает снег... Пришла Весна.
Хороводная игра «Вышел Миша на лужок»(Р. Кауке [10])
Педагог
Вышел Миша на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка хлопает в ладоши — Он у нас такой хороший, С Мишей хлопайте, ребята. Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!
Вышел Мишка на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка бегает, как ветер, — Он быстрее всех на свете. Эй, ребята, догоняйте!
Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!
Вышел Мишка на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка ползает проворно — Кто из вас его догонит? Ну-ка, дети, не робейте! Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!
Вышел Миша на лужок, Собрались мы все в кружок. Мишка весело хохочет — Он у нас такой хороший! Смейтесь с Мишею, ребята. Ну-ка, вместе: раз, два, три... А теперь — замри!
Все зверюшки взяли в руки музыкальные инструменты и весело заиграли.
Русская народная песня «Ах вы, сени»
Исполняет шумовой оркестр.
Педагог. Наплясались, наигрались звери и стали ручеек просить:
«Ручеек, ручеек,
Дай водички на чаек.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем, с калачом
И пирог испечем».
Пальчиковая игра «Ладушки»(см. занятие 30)
Песня «Ладушки»(см. занятие 21) Педагог
И, сверкая под лучами, Засмеялся ручеек.
Быстро прыгнул с камня в чайник. Дал водички на чаек.
А сам Ручеек побежал дальше, спешил слиться с другими ручейками, добежать до большой Реки.
Дети под спокойную музыку уходят из зала, двигаясь «змейкой» и взявшись за руки.
Занятие 32. КОРАБЛИК
Оборудование: фланелеграф; картинки для фланелеграфа — ручеек, кораблик, цыпленок, мышка, лягушка, зайчик, туча, солнце; бубен; бумажные кораблики, лист бумаги с нарисованной тучкой, синяя краска, кисточка — каждому ребенку; маска зайчика.
Ход занятия
Педагог
Светит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся, Мы похлопаем в ладошки — И бегом на улицу.
Весенний хоровод(по выбору)
Педагог
Вышла Катенька на крыльцо, С крыши — капелька на лицо. Покатилась капелька, Засмеялась Катенька. За калиткою ручей, Словно связкою ключей Брякнул, звякнул, зазвенел: — Дзинь! — и луг зазеленел. (В.Аушев)
Песня «Ручей»(см. занятие 31) Педагог. Решила Катенька пустить по ручейку кораблик. Из чего бы его сделать?
Из ореховых скорлупок Выйдет десять легких шлюпок. Спичка с красным лоскутком — Мачта посередочке.
(Е. Благинина)
Танец «Кораблики»(Г. Вихарева [4])
Педагог
И поплыли ручейком Лодочки-лебедочки. Ручейки звенят, поют, То и знай, встречаются. Наши лодочки плывут, На волнах качаются.
(Е. Благинина)
Вышла к ручейку курочка с цыплятами.
Упражнение «Цыплята»(см. занятие 25)
Педагог. Увидел цыпленок кораблик, прыгнул на него и отправился в путешествие. Бежит ручеек через лесную полянку, а цыпленок сидит в кораблике, по сторонам поглядывает. Вдруг видит — мышка первыми цветами любуется.
Возле речки, на пруду, На поляне и в саду — Всюду выросли цветы Небывалой красоты! (В. Мирясова)
Упражнение «Плавный подъем рук»
(О.Боромыкова [2]) Педагог
Рано солнышко встает, Плавно поднимают руки через
Распускается цветок. стороны вверх.
Светит солнце с высоты, «Протягивают ладошки к сол-
Распускаются цветы. нышку», поворачивая их впра-
во-влево.
Мышка тоже забежала на кораблик, хочется и ей поплавать на нем. А кораблик плывет дальше мимо болота. А на болоте веселятся лягушата.
Раз — ду-ду, два — ду-ду, Мы играли в чехарду! Я лягушка-попрыгушка, Ты лягушка-поскакушка, Мы лягушки — прыг да скок Из болота на листок!
(Т. Коти)
Ритмическая игра «Лягушки»
Дети прыгают под удары бубна то медленно, то быстро.
Педагог. Самый смелый лягушонок запрыгнул на кораблик и отправился в плаванье с нашими друзьями. А вот и серенький зайчишка тоже на корабль просится.
— Признаться, с виду я хорош, И скажем без утайки: Нигде другого не найдешь Еще такого зайки!
(Т. Караманенко)
Хороводная игра «Ну-ка, зайка, попляши!»
(А. Филиппенко [23])
Дети
Ну-ка, зайка, попляши, Дети с песней идут по кругу, в
Ну-ка, серый, попляши! центреребенок-«зайчик» пляшет,
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! используя знакомые плясовые
движения. Хорошенько попляши!
Ну-ка, зайка, покружись, Дети хлопают в ладоши, «зай-
Ну-ка, серый, покружись! чик» кружится.
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ну-ка, серый, покружись!
Педагог. И вдруг солнышко спряталось за большую сердитую тучу, загремел гром! Ручеек превратился в настоящее бушующее море.
Гром и шум. Корабль качает, Море темное кипит; Ветер парус обрывает И в снастях свистит.
Дети рисуют дождь, дорисовывая капельки, падающие из тучки вниз. Сначала капли располагают редко («дождь»), затем часто («ливень»).
Стали друзья просить солнышко, чтобы оно поскорее выглянуло.
Закличка «Солнышко»(см. занятие 25)
Педагог. А солнышко все не показывается. Стал самый маленький цыпленок спрашивать у товарищей:
— Это кто такой косматый Закрывает солнце ватой? С неба кто водичку льет И гулять мне не дает? (Туча.)
Тогда на помощь они позвали ветер.
Ну-ка, ветер, налетай, Тучку с неба прогоняй! Ветер так старается, Что солнце улыбается. (В. Руденко)
Дыхательное упражнение «Ветер»
Дети делают активный вдох, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на продолжительном выдохе произносят: «Ф-ф-ф...»
Педагог. Появилось на небе ясное солнышко. А наши путешественники решили вернуться домой.
До чего бывает нелегко, Если ты от дома далеко! Тянет всех к земле своей родной... Наш корабль торопится домой.
Русская народная игра «Корабль пришел»
Дети стоят в кругу, ведущий— в центре. Ведущий. Корабль пришел. Дети. С чем корабль? Ведущий. С одной повертушкой. Дети показывают «фонарик» одной рукой.
Ведущий. Корабль пришел. Д е т и. С чем корабль?
Ведущий
С одной попрыгушкой. Дети прыгают на одной ноге.
С двумя попрыгушками. Дети прыгают на обеих ногах.
С присядушками. Дети приседают.
С похлопушками. Дети хлопают.
С топотушками. Дети топают и т.д.
Занятие 33. УТРЕННИЕ ЛУЧИ
(по мотивам рассказа К. Ушинского)
Оборудование: лист бумаги с желтым кругом, желтый карандаш — каждому ребенку; фланелеграф; картинки для фланелег-рафа — солнце, жаворонок, зайчик, петух, курочки, пчела на цветке, малыш в кроватке; цветы; ритмо-схема «Курочки» с изображением зернышек, ореха, крошек, расположенных на разных расстояниях друг от друга.
Ход занятия
Педагог. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю. Давайте и мы нарисуем солнечные лучики.
Дети пририсовывают карандашом к желтому кругу лучи-палочки.
Вот какие красивые солнышки вы нарисовали.
Видно, солнцу в небе весело живется, Раз оно не плачет, а всегда смеется.
Песня о солнышке(по выбору)
Педагог. Хотите узнать, куда солнышко послало свои лучики? Тогда слушайте. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Дети
В небе жаворонок пел, Взмахивают руками, как крыль-
ями.
Колокольчиком звенел. Взмахивают кистями рук.
Порезвился в вышине, Через стороны поднимают и
опускают руки, вращая кистями.
Спрятал песенку в траве. Приседают, руками обхватывая
Тот, кто песенку найдет, колени.
Будет весел целый год. Хлопают в ладоши.
Педагог. Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал добывать себе сочной травки на завтрак.
Хоровод «Мы на луг ходили»(А. Филиппенко [9]) Педагог. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Ритмическая игра «Курочки»(авторская)
Дети
Наши курочки гуляли, По ритмо-схеме прохлопывают
Вкусны зернышки клевали: ритмический рисунок: 2 вось-
Клю-клю-клю, клю-клю-клю! мые и четверть; Клю-клю-клю, клю-клю-клю! А потом нашли орех. Он большой, один на всех.
Клю-клю, клю-клю! четвертные длительности;
Клю-клю, клю-клю!
А цыпляточек позвали —
Всем цыплятам крошки дали:
Клю-клю-клю-клю, шестнадцатые.
Клю-клю-клю-клю!
Клю-клю-клю-клю,
Клю-клю-клю-клю!
Песня «Цыплята»(А. Филиппенко) Педагог. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок из душистых цветов.
Пальчиковая игра «Цветы»
Педагог
Наши алые цветки распускают Прикладывают округлые ладо-
лепестки. ни друг к другу («бутон») и мед-
ленно разводят пальцы в стороны. Ветерок чуть дышит, лепестки Мелко перебирают пальчиками.
колышет. Наши алые цветки закрывают Медленно соединяют пальцы.
лепестки, Головкой качают, тихо засыпают. Покачивают «бутон» вправо-влево. (М. Рудина, А. Афонькин)