Об акустике храмовых помещений
Теперь несколько замечаний снова о физическом резонансе, но
связанном уже с акустикой храмовых помещений.
Важной особенностью церковного пения, сильно влияющей на
его формирование и восприятие, является особые свойства аку-
стики храмов (реверберация, резонанс). В одном из рассказов
В. Солоухина говорится, какое огромное эмоциональное впечатление
произвел на него сильно резонирующий под куполом храма голос
И.С. Козловского. Аналогичное впечатление производят также грам-
записи пения в храмах Е. Нестеренко1, Б. Христова2 и других извест-
ных певцов. Акустические свойства любых концертных залов явля-
ются исключительно важной их характеристикой (Контюри, 1960).
Певцам хорошо известно, как трудно петь в зале с плохой акусти-
кой, когда голос уходит и не возвращается («как в вату»), и как
легко поется в зале с хорошей акустикой. Физиологически эти яв-
ления объясняются условиями слухового самоконтроля:
ухудшение слышимости своего голоса непроизвольно провоцирует
стремление певца усилить голос, что нередко приводит к перена-
пряжению, форсированию, и как следствие, - потере вокальной
позиции и переутомлению голосового аппарата. Хорошая обратная
акустическая связь (слышимость собственного голоса в зале с дос-
таточной реверберацией3 и резонансами), наоборот, предохраняет
голос от форсирования.
' В Кафедральном соборе г. Смоленска с Московским камерным хором В. Минина,
«Мелодия», 1985.
2 В храме Александра Невского в Софии, «Балкантон», 1976.
Реверберация - это гулкость зала, иначе говоря, «гуляющее» по залу эхо. Ревербера-
ция возникает в результате отражения звука (голоса певца, хора) от стен и потолка. Ревер-
берация измеряется временем слышимости эха после прекращении звука источника (точ-
нее, временем, в течение которого эхо от короткого возгласа или звукового щелчка ослаб-
ляется на 60 дБ). Для измерения реверберации существуют специальные приборы - ревер-
берометры. Поскольку звук распространяется с конечной скоростью (340 м/с), то понятно,
что реверберация зависит 1 ) о т объема помещения, 2) от силы звука, порождающего эхо
(певец, хор, музыкальные инструменты, стук шагов и т.п.), 3) от наличия рассеивающих
звук деталей (скульптуры, колонны, барельефы), 4) от поглощения звука стенами и нахо-
дящимися в зале людьми (чем больше людей и рассеивающих деталей, тем меньше ревер-
берация). Практикой установлены оптимальные нормы реверберации для залов: чем больше
зал, тем больше допустимое время реверберации (1,22 сек. для залов 1000 м3 и 2,24 сек. для
залов 100000 м3). Например, для Колонного зала Дома союзов (объем 12500 м3) реверберация
составляет 1,72 сек. при заполненном зале (при пустом зале уже 3,55 сек.).
_______________Искусство резонансного пения _________ 337
Реверберация нужна и для слушателя, т.к. придает голосу звуч-
ность, «сочность», облагораживает тембр. Без реверберации голос
звучит сухо, отрывисто, как-то «голо» (чем нередко «грешат» зву-
козаписи, сделанные в студиях, с чрезмерно заглушённой ревербе-
рацией и резонансом').
Для храмовых помещений нормы реверберации, определяемые
их архитектурными особенностями и традициями, существенно
больше, нежели для обычных концертных залов. Это явно слышит-
ся в грамзаписях церковных песнопений, произведенных в храмах.
Наряду с реверберацией большую роль в акустике храмов (и
других залов) играют явления резонанса, вследствие образова-
ния стоячих звуковых волн. Таким образом, гулкость храма (и
любого зала) зависит как от реверберации, так и от
резонансов, и явления эти при ближайшем их рассмотрении
имеют общую акустическую природу2.
Хорошим акустическим свойствам храмов - формированию ре-
зонанса и реверберации - сильно способствует их куполооб-
разная форма. Купол обладает удивительным свойством соби-
рать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и
снова отражать вниз, подобно тому, как рефлектор автомобильной
фары отражает свет, освещая дорогу. Это явление хорошо демон-
стрирует «порхающее эхо», которое можно услышать при входе в
фойе Большого зала Московской консерватории. Купол настолько
резко усиливает стук шагов, что вызванное им эхо многократно
начинает «порхать» между полом и куполом3. Акустические свой-
ства купола зависят от его конструктивных особенностей: формы
кривизны поверхности, соотношения высоты и ширины, наличия
на его поверхности рассеивающих деталей и т.п. При этом чем
выше и шире купол, тем более низкие частоты он способен кон-
1 Существуют абсолютно безэховые камеры для специальных научных целей, в кото
рых приняты меры для полного устранения эха и резонансов с помощью сильных звукопо
глощающих покрытий стен, потолка и даже пола. Мне приходилось работать в такой каме
ре для изучения инфразвуков певческого голоса. Голос в этих звукозаглушенных камерах
звучит крайне бедно, необычно тихо, и петь певцу в таких условиях чрезвычайно трудно.
2 Известно, что резонанс связан с образованием «стоячей волны», которая образуется в
результате отражения бегущей волны от противоположной стенки резонатора и совпадения
узлов и пучностей прямой и отраженной волны. Поэтому в помещении всегда имеет место
как явление реверберации, так и резонанса.
' Порхающее эхо здесь несомненно допущено архитекторами как занимательное явле-
ние. Однако столь сильная несмолкающая реверберация недопустима в концертных залах,
т.к. накладываясь на последующие звуки (голоса или музыки) искажает и затрудняет вос-
приятие. Поэтому и существуют нормы реверберации для разных концертных залов и сту-
дий. В самом же Большом зале Московской консерватории реверберация оптимальная и зал
этот по праву считается одним из лучших для звукозаписи и концертной деятельности.
338______________________В.Л. Морозов_____________________
центрировать и отражать. Поэтому низкий бас протодьякона (да и
любой голос) производит совсем иное впечатление в храме с высо-
ким и широким куполом, чем в помещении с плоским потолком1.
Для улучшения резонансных свойств храмов с древних времен
используется не только особая форма купола, но и вмурованные в
стену «голосники», т.е. особой формы пустотелые глиняные со-
суды, выполняющие роль резонаторов Гельмгольца (см. гла-
вы 1, 2), т.е. избирательно усиливающие необходимые звуковые
частоты спектра певческого голоса. Традиция использования голос-
ников-резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Гре-
ции вместе с христианством. Как известно, голосники-резонаторы
использовались еще в древнегреческих амфитеатрах (под открытым
небом), где тысячи их размещались под сидениями зрителей, созда-
вая отличную слышимость звуков со сцены (об этом, в частности
упоминает народный артист СССР Алексей Иванов - в связи с важ-
ной ролью резонаторов для певческого голоса, - см.: Иванов, 1963).
Таким образом, мы рассмотрели ряд резонансных особенностей
церковного пения, определяющих его специфические свойства об-
разования и восприятия. Высоко вздымающиеся вверх купола
церквей являются не только архитектурно-эстетическим отличием
храмов от иных построек или символом молитвенных устремлений
к Всевышнему, но и важнейшим (и сложнейшим) акустическим
сооружением для усиления звучания и особого преобразования - с
помощью резонанса и реверберации - как сольных, так и хоровых
церковных песнопений.
* * *
Вокально-техническая сторона церковного пения всегда была
предметом непрестанной заботы регентов (Никольский, 1916).
Возрождающееся сегодня искусство церковного пения переживает
пока что не лучший период своего развития. Это касается, по мне-
нию церковных специалистов, многих его аспектов, в том числе -
и вокально-технической стороны, которая нуждается в серьезном
усовершенствовании (Асмус, 1997). В этой связи думается, что из-
ложенные в книге научно-практические основы резонансного пения,
берущие начало, как выясняется, в древних церковных традициях,
должны быть полезны и для современных церковных певцов.
1 Как, вероятно, уже догадывается читатель, положительная роль купола храма как бы
аналогична роли купола твердого неба певца в формировании его голоса (см. об этом § 3.9.)
Искусство резонансного пения 339
ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ РТИП
Резонансная теория искусства пения (РТИП) - новая психофи-
зиологическая концепция профессионального певческого голосо-
образования, основанная на научно-экспериментальном доказа-
тельстве ведущей роли резонаторной системы голосового аппарата
в формировании высоких технических и эстетических качеств го-
лоса, а также на обобщении опыта выдающихся мастеров вокаль-
ного искусства - певцов и вокальных педагогов, их высказываний
о резонансной технике пения, о необходимости максимальной ак-
тивизации резонаторной системы.
РТИП объясняет возможность достижения при минимальных
физических напряжениях органов голосообразования большой си-
лы певческого голоса, красоты тембра, звонкости и полетности
звука, высоких фонетических качеств вокальной речи - дикции,
легкости и неутомимости голосообразования, долговечности про-
фессиональной сценической деятельности певца.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РТИП