Об акустике храмовых помещений

Теперь несколько замечаний снова о физическом резонансе, но

связанном уже с акустикой храмовых помещений.

Важной особенностью церковного пения, сильно влияющей на

его формирование и восприятие, является особые свойства аку-

стики храмов (реверберация, резонанс). В одном из рассказов

В. Солоухина говорится, какое огромное эмоциональное впечатление

произвел на него сильно резонирующий под куполом храма голос

И.С. Козловского. Аналогичное впечатление производят также грам-

записи пения в храмах Е. Нестеренко1, Б. Христова2 и других извест-

ных певцов. Акустические свойства любых концертных залов явля-

ются исключительно важной их характеристикой (Контюри, 1960).

Певцам хорошо известно, как трудно петь в зале с плохой акусти-

кой, когда голос уходит и не возвращается («как в вату»), и как

легко поется в зале с хорошей акустикой. Физиологически эти яв-

ления объясняются условиями слухового самоконтроля:

ухудшение слышимости своего голоса непроизвольно провоцирует

стремление певца усилить голос, что нередко приводит к перена-

пряжению, форсированию, и как следствие, - потере вокальной

позиции и переутомлению голосового аппарата. Хорошая обратная

акустическая связь (слышимость собственного голоса в зале с дос-

таточной реверберацией3 и резонансами), наоборот, предохраняет

голос от форсирования.

' В Кафедральном соборе г. Смоленска с Московским камерным хором В. Минина,

«Мелодия», 1985.

2 В храме Александра Невского в Софии, «Балкантон», 1976.

Реверберация - это гулкость зала, иначе говоря, «гуляющее» по залу эхо. Ревербера-

ция возникает в результате отражения звука (голоса певца, хора) от стен и потолка. Ревер-

берация измеряется временем слышимости эха после прекращении звука источника (точ-

нее, временем, в течение которого эхо от короткого возгласа или звукового щелчка ослаб-

ляется на 60 дБ). Для измерения реверберации существуют специальные приборы - ревер-

берометры. Поскольку звук распространяется с конечной скоростью (340 м/с), то понятно,

что реверберация зависит 1 ) о т объема помещения, 2) от силы звука, порождающего эхо

(певец, хор, музыкальные инструменты, стук шагов и т.п.), 3) от наличия рассеивающих

звук деталей (скульптуры, колонны, барельефы), 4) от поглощения звука стенами и нахо-

дящимися в зале людьми (чем больше людей и рассеивающих деталей, тем меньше ревер-

берация). Практикой установлены оптимальные нормы реверберации для залов: чем больше

зал, тем больше допустимое время реверберации (1,22 сек. для залов 1000 м3 и 2,24 сек. для

залов 100000 м3). Например, для Колонного зала Дома союзов (объем 12500 м3) реверберация

составляет 1,72 сек. при заполненном зале (при пустом зале уже 3,55 сек.).

_______________Искусство резонансного пения _________ 337

Реверберация нужна и для слушателя, т.к. придает голосу звуч-

ность, «сочность», облагораживает тембр. Без реверберации голос

звучит сухо, отрывисто, как-то «голо» (чем нередко «грешат» зву-

козаписи, сделанные в студиях, с чрезмерно заглушённой ревербе-

рацией и резонансом').

Для храмовых помещений нормы реверберации, определяемые

их архитектурными особенностями и традициями, существенно

больше, нежели для обычных концертных залов. Это явно слышит-

ся в грамзаписях церковных песнопений, произведенных в храмах.

Наряду с реверберацией большую роль в акустике храмов (и

других залов) играют явления резонанса, вследствие образова-

ния стоячих звуковых волн. Таким образом, гулкость храма (и

любого зала) зависит как от реверберации, так и от

резонансов, и явления эти при ближайшем их рассмотрении

имеют общую акустическую природу2.

Хорошим акустическим свойствам храмов - формированию ре-

зонанса и реверберации - сильно способствует их куполооб-

разная форма. Купол обладает удивительным свойством соби-

рать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и

снова отражать вниз, подобно тому, как рефлектор автомобильной

фары отражает свет, освещая дорогу. Это явление хорошо демон-

стрирует «порхающее эхо», которое можно услышать при входе в

фойе Большого зала Московской консерватории. Купол настолько

резко усиливает стук шагов, что вызванное им эхо многократно

начинает «порхать» между полом и куполом3. Акустические свой-

ства купола зависят от его конструктивных особенностей: формы

кривизны поверхности, соотношения высоты и ширины, наличия

на его поверхности рассеивающих деталей и т.п. При этом чем

выше и шире купол, тем более низкие частоты он способен кон-

1 Существуют абсолютно безэховые камеры для специальных научных целей, в кото

рых приняты меры для полного устранения эха и резонансов с помощью сильных звукопо

глощающих покрытий стен, потолка и даже пола. Мне приходилось работать в такой каме

ре для изучения инфразвуков певческого голоса. Голос в этих звукозаглушенных камерах

звучит крайне бедно, необычно тихо, и петь певцу в таких условиях чрезвычайно трудно.

2 Известно, что резонанс связан с образованием «стоячей волны», которая образуется в

результате отражения бегущей волны от противоположной стенки резонатора и совпадения

узлов и пучностей прямой и отраженной волны. Поэтому в помещении всегда имеет место

как явление реверберации, так и резонанса.

' Порхающее эхо здесь несомненно допущено архитекторами как занимательное явле-

ние. Однако столь сильная несмолкающая реверберация недопустима в концертных залах,

т.к. накладываясь на последующие звуки (голоса или музыки) искажает и затрудняет вос-

приятие. Поэтому и существуют нормы реверберации для разных концертных залов и сту-

дий. В самом же Большом зале Московской консерватории реверберация оптимальная и зал

этот по праву считается одним из лучших для звукозаписи и концертной деятельности.

338______________________В.Л. Морозов_____________________

центрировать и отражать. Поэтому низкий бас протодьякона (да и

любой голос) производит совсем иное впечатление в храме с высо-

ким и широким куполом, чем в помещении с плоским потолком1.

Для улучшения резонансных свойств храмов с древних времен

используется не только особая форма купола, но и вмурованные в

стену «голосники», т.е. особой формы пустотелые глиняные со-

суды, выполняющие роль резонаторов Гельмгольца (см. гла-

вы 1, 2), т.е. избирательно усиливающие необходимые звуковые

частоты спектра певческого голоса. Традиция использования голос-

ников-резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Гре-

ции вместе с христианством. Как известно, голосники-резонаторы

использовались еще в древнегреческих амфитеатрах (под открытым

небом), где тысячи их размещались под сидениями зрителей, созда-

вая отличную слышимость звуков со сцены (об этом, в частности

упоминает народный артист СССР Алексей Иванов - в связи с важ-

ной ролью резонаторов для певческого голоса, - см.: Иванов, 1963).

Таким образом, мы рассмотрели ряд резонансных особенностей

церковного пения, определяющих его специфические свойства об-

разования и восприятия. Высоко вздымающиеся вверх купола

церквей являются не только архитектурно-эстетическим отличием

храмов от иных построек или символом молитвенных устремлений

к Всевышнему, но и важнейшим (и сложнейшим) акустическим

сооружением для усиления звучания и особого преобразования - с

помощью резонанса и реверберации - как сольных, так и хоровых

церковных песнопений.

* * *

Вокально-техническая сторона церковного пения всегда была

предметом непрестанной заботы регентов (Никольский, 1916).

Возрождающееся сегодня искусство церковного пения переживает

пока что не лучший период своего развития. Это касается, по мне-

нию церковных специалистов, многих его аспектов, в том числе -

и вокально-технической стороны, которая нуждается в серьезном

усовершенствовании (Асмус, 1997). В этой связи думается, что из-

ложенные в книге научно-практические основы резонансного пения,

берущие начало, как выясняется, в древних церковных традициях,

должны быть полезны и для современных церковных певцов.

1 Как, вероятно, уже догадывается читатель, положительная роль купола храма как бы

аналогична роли купола твердого неба певца в формировании его голоса (см. об этом § 3.9.)

Искусство резонансного пения 339

ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ РТИП

Резонансная теория искусства пения (РТИП) - новая психофи-

зиологическая концепция профессионального певческого голосо-

образования, основанная на научно-экспериментальном доказа-

тельстве ведущей роли резонаторной системы голосового аппарата

в формировании высоких технических и эстетических качеств го-

лоса, а также на обобщении опыта выдающихся мастеров вокаль-

ного искусства - певцов и вокальных педагогов, их высказываний

о резонансной технике пения, о необходимости максимальной ак-

тивизации резонаторной системы.

РТИП объясняет возможность достижения при минимальных

физических напряжениях органов голосообразования большой си-

лы певческого голоса, красоты тембра, звонкости и полетности

звука, высоких фонетических качеств вокальной речи - дикции,

легкости и неутомимости голосообразования, долговечности про-

фессиональной сценической деятельности певца.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РТИП

Наши рекомендации