Самостоятельная работа 11. Специфика общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

1.Составить алгоритм использования игр. развивающих общение детей в дошкольном возрасте.

2.Подобрать тренинговые игры по развитию общения детей дошкольного возраста.

3. Подготовится к семинару по теме "Общение".

План:

1. Понятие об общении, его видах и функциях.

2. Основные средства общения и их характеристика.

3. Единство общения и деятельности.

4. Общение как обмен информацией.

5. Общение как межличностное взаимодействие.

6. Общение как понимание людьми друг друга.

7. Эмоции и чувства как регуляторы, общения.

8. Виды и функции эмоций и чувств.

Литература:

1. Венгер, Л.А., Мухина, В.К.Психология.[Текст] Л.А.Венгер, В.С.Мухина. М.:Просвещение, 2002.

2. Коломинский, Я.Л.Психология общения. [Текст] Я.Л. Коломинский, М.: Знание, 2004.

3. Коломинский, Я.Л.Человек - психология. [Текст] Я.ЛКоломинсий. М.:ВЛАДОС, 2006.

4. Общая психология.[Текст] /Под ред. В.Петровского. М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

5. Общая психология.[Текст]/ Под ред. В.Богословского. М.: ВЛАДОС, 2004.

Законспектировать статьи:

Ч.Дарвин. «О выражении эмоций у человека и животных•

Б.Ф.Ломов. «Проблема общения в психологии»;

АЛ.Бодалев. «Восприятие человека человеком».

Литература:

Хрестоматия по психологии [Текст] /Составитель В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 2008.

Самостоятельная работа 12. Динамика групповых отношений.

1.Разработать правила ведения беседы с различными группами – родители, коллеги, администрация.

1. Составить план беседы и её ход с одной из предложенных групп – родители, коллеги.

Самостоятельная работа 13. Коррекция социальной дезадаптации девиантного поведения.

1.Подобрать серию тренинговых игр, направленных на формирование адекватной самооценки подростка.

1. Разработать план просветительского мероприятия по проблеме девиантного поведения.

Самостоятельная работа 14. Развитие творчества в дошкольном возрасте.

1.Разработать проект по проблеме создания условий развития творчества ребенка в различных видах деятельности.

Список рекомендуемой литературы

1. Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до семи лет. Воспитание, обучение, психология развития [Текст] / Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2007. –59 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев. под. ред. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 2010. –37с.

3. Асеев,В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. [Текст]/В.Г. Асеев. – М.: Просвещение, 2006. – 155с.

4. Бодалев, А.А. Психология о личности. [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2008. - 68с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [ Текст]/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение,2008. – 179с.

6. Венгер, Л.А. Психология.[Текст] : учебник для вузов / Л.А. Венгер,В.С. Мухина. – М.: Академия, 2005. – 453с.

7. Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1. [Текст]/Б.С.Волков - М.: Академия, 2005.- 124 с.

8. Горбачева, В.А. Формирование поведения детей в детском саду. [Текст]/ В.А. Горбачева. – М.: Просвещение, 2007. – 148с.

9. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. [Текст]/ И.С.Кон. – М.: Просвещение, 2004. - 335 с.

10. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». [Текст]/М.В. Корепанова. . – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2009. – 137с.

11. Е.В.Харламова//Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144с.

12. Крайг, Г. Психология развития. [Текст]/Г.Крайг. СПб.:ПИТЕР, 2002.- 456 с.

13. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.[Текст]/ В.Г. Крысько. – М.: Харвеет, 2009. – 384с.

14. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст] /А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2-х т.- М.: Просвещение, 2003. – 323с.

15. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] / М.И.Лисина. – М.: Воронеж, 2007. – 272с.

16. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. [Текст]: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. / В.С. Мухина— М.: Институт практической психологии, 2008.- 234 с.

17. Немов, Р. С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов: в 3-х кн. – М.: Владос, 2005. – 559с.

18. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология. [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 2006, -374 с.

19. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. [Текст]: Становление человека. - М.: Владос, 2004. – 148 с.

20. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 268с.

21. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии. [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии.- М.: Просвещение. 2006. - 234с.

22. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. [Текст]/ Е.Т. Соколова - М.: Изд-во МГУ, 2009. – 54 с.

23. Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С.77-81.

24. Столин, В.В. Самосознание личности. [Текст] / В.В. Столин. - М.: Изд- во МГУ, 2009. - 284 с.

25. Эльконин , Д.Б. Детская психология.[Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.:Просвещение, 2001. - 225с.

26. Якобсон,С.Г.Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – М.: - 2003. -61с.

Дополнительные источники: _________________________________________

1. Диагностика дошкольников: проективные методики и арт – терапия http://www.google.ru/url

2. Психологические игры. www.sch130.ru/projects/man/games.htm

3. Психология личности. mirsovetov.ru/a/...trick/index.html

4. Психология общения. Вердербер Рудольф и Кейтлин

www.koob.ru/.../verderber_psihologia_obshenia

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Примерные вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

1. Роль уловных рефлексов в жизни и их образовании.

2. Значение обонятельного и вкусового анализатора, их строение и функциональные особенности.

3. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

4. Понятие утомления и борьба с ним.

5. Развитие нервной системы детей дошкольного возраста.

6. Понятие детской нервности и ее профилактика.

7. Значение, строение и функции ножного анализатора.

8. Развитие речи у детей дошкольного возраста.

9. Значение желез внутренней секреции, их строение и функции.

10. Значение, строение и функции зрительного анализатора.

11. Организация режима дня в дошкольном учреждении.

12. Типы высшей нервной деятельности, их классификация.

13. Строение, значение основных групп тканей.

14. Особенности высшей нервной деятельности детей.

15. Свойства и развитие костной нервной ткани.

16. Торможение условных рефлексов и его виды.

17. Развитие правильной осанки. Профилактика нарушения осанки.

18. Проведение возбуждения в нервной системе.

19. Значение, строение и функции скелета человека.

20. Значение скелетных мышц и их развитие в дошкольном возрасте.

21. Общие закономерности функций анализаторов в познании окружающего мира. Тренировка анализаторов.

22. Строение, состав и свойства клеток организма.

23. Общий обзор строения и функций нервной системы.

24. Координация функций организма. Рефлекс как организация всего организма. Иррадиация и индукция возбуждения и торможения. Понятие доминанты.

25. Закономерности роста и развития детей. Возрастные периоды. Показатели физического развития.

26. Строение и функции внутренних анализаторов.

27. Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Пульс. Кровяное давление у детей.

28. Гигиена кожи и одежды детей дошкольного возраста. Уход за кожей. Гигиенические требования к одежде.

29. Строение, значение и функции слухового анализатора у детей дошкольного возраста.

30. Организация питания детей от 1 года до 7 лет.

31. Развитие пространственного зрения у детей.

32. Возрастные особенности строения и работы сердца.

33. Возрастные особенности крови.

34. Строение и функции органов дыхания. Гигиена дыхания.

35. Естественная детская дальнозоркость. Кажущаяся близорукость у детей.

36. Гигиеническая организация сна. Продолжительность сна детей. Условия нормального сна.

37. Развитие слухового анализатора. Гигиена слуха.

38. Обмен веществ и энергии в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен воды и солей.

39. Витамины. Значение витаминов в детском возрасте.

40. Развитие органов дыхания у детей.

41. Значение, строение и функции органов выделения.

42. Закаливание детского организма. Основы закаливания. Правила закаливания.

43. Развитие скелета человека. Скелет новорожденного.

44. Возрастные особенности строения и работы органов пищеварения.

45. Физиолого-гигиенические основы организации питания. Аппетит. Обстановка еды.

46. Выведение мочи из организма. Мочеиспускание. Ночное недержание мочи.

47. Закаливание детского организма. Средства закаливания.

48. Энергетическая сторона обмена и нормы питания.

49. Значение, строение и функции органов пищеварения.

50. Утомление и борьба с ним. Утомление и усталость. Переутомление. Проявление утомления у дошкольников. Профилактика утомления дошкольников.

МДК.01.01 Медико биологические и социальные основы здоровья

Примерные вопросы к экзамену

Вопросы для подготовки к зачету

1.Дайте определение понятию «рациональный режим дня», перечислите основные принципы и особенности построения режима дня в различных возрастных группах.

2.Раскройте содержание воспитания культурно - гигиенических навыков в раннем возрасте.

3.Раскройте содержание воспитания культурно - гигиенических навыков в подготовительной к школе группе.

4. Охарактеризуйте общие принципы оказания первой помощи.

5. Раскройте алгоритм оказания первой помощи при закрытых повреждениях.

6. Раскройте алгоритм оказания первой помощи при открытых повреждениях.

7. Дайте характеристику видам кровотечений, раскройте содержание первой помощи при различных видах кровотечений.

8.Перечислите меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в детской дошкольной организации семье.

9. Дайте определение понятиям: «здоровье», «здоровый образ жизни», «образ жизни», «валеология». Перечислите факторы, оказывающие влияние на здоровье ребенка.

10. Раскройте особенности, принципы и виды закаливания дошкольников. Перечислите противопоказания к закаливанию.

11.Раскройте содержание работы по профилактике плоскостопия. Перечислите болезни, вызываемые нарушением обмена веществ у детей раннего возраста. Кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение). Перечислите заболевания эндокринной системы. Кратко охарактеризуйте одно из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

12.Перечислите болезни верхних дыхательных путей, кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

13.Перечислите бронхолегочные заболевания, кратко охарактеризуйте одно из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

14. Раскройте классификацию инфекционных заболеваний.

Перечислите известные вам воздушно-капельные инфекции кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

15.Перечислите известные вам кишечные инфекции, кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

16.Перечислите аллергические состояния, кратко охарактеризуйте одно из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

17.Перечислите кожные болезни, кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

18. Перечислите и дайте краткую характеристику известных вам заболеваний нервной системы детей дошкольного возраста. Назовите возможные причины их появления и способы работы с детьми, страдающими неврозами.

19. Перечислите и охарактеризуйте формы неадекватного поведения детей. Объясните возможные причины появления таких форм поведения и способы взаимодействия воспитателя с такими детьми.

20. Опишите особенности поведения ребенка при нормальном психическом состоянии и развитии. Опишите возможные формы поведения ребенка при неблагополучном психическом состоянии. Объясните, на какие особенности ребенка вы будете обращать внимание при анализе мероприятия двигательного режима.

21.Раскройте особенности адаптации детей к ДОО (дошкольной образовательной организации): дайте определение понятиям социальная и биологическая адаптация; перечислите и охарактеризуйте типы тяжелой адаптации ребенка к детскому саду; раскройте факторы, влияющие на адаптацию ребенка к ДОО. Опишите особенности работы воспитателя с детьми в период адаптации последних к ДОО.

22. Опишите показатели и методы диагностики физического развития детей с ОВЗ и сохранным развитием.

Наши рекомендации