Эволюция педагогических музеев
Вновь обратимся к самым крупным педагогическим музеям, которые с наибольшей полнотой отразили суть этого явления и, в известном смысле, стали своеобразным памятником педагогическому музею дореволюционной России. Они же в полной мере испытали на себе давление нового времени.
Музей военно-учебных заведенийв 1918 г. приказом народного комиссара по военным делам был передан в ведение Наркомпроса РСФСР и получил новое название - Центральный педагогический музей (позднее в 1920 г. после слияния его с Экспертной палатой наглядных учебных пособий, основанной в октябре 1918 г., он стал именоваться Всероссийским педагогическим музеем). Передачей музея из военного ведомства в ведение Комиссариата народного просвещения предполагалось усилить его значение как главного педагогического центра. Однако на первых порах начали происходить те характерные для послереволюционного времени события, которые приводили к самым негативным последствиям. Наркомпрос назначил нового заведующего, который “начал с того, что порвал не только с прежней администрацией музея, но и с собиравшимися в музее для педагогической работы... Таким образом, Центральный педагогический музей оказался без педагогов” (Центральный педагогический музей, 1918, с.175). Эти акции нового руководства были тем более разрушительны, что мощь и сила музея, повседневное существование и формы организации деятельности целиком основывались на общественной поддержке. К чести Наркомпроса, он сделал своевременные выводы из создавшейся ситуации: “удалил неудачника-заведующего и назначил для управления музеем коллегию... Коллегия покончила с разрушительными начинаниями своего предшественника и привлекла к организационной работе видных педагогов из прежних деятелей музея” (там же, с. 176).
Итак, в 1918 г. музей был спасен от гибели, но все же его жизнь оказалась недолгой. В 1924 г. на базе музея, а также упраздненных к тому времени Педагогического и Экскурсионного институтов создается Государственный институт научной педагогики (ГИПН). На этом формально Педагогический музей военно-учебных заведений прекратил свое существование. Мы можем проставить даты его жизни: 1864-1924. Но это только формально. Коллекции музея, уже в структуре ГИПН, продолжали служить педагогической науке и практике. Со всей очевидностью в деятельности этого института прослеживались традиции, восходившие к Музею военно-учебных заведений. Как и музей, институт имел кабинеты по различным дисциплинам с богатейшими коллекциями наглядных пособий, а также мастерские по их изготовлению: после апробации они поступали на заводы для массового производства. Помимо штатных сотрудников в деятельности ГИПН принимали участие около 70 добровольных помощников-учителей, т.е. здесь продолжала осуществляться идея объединения педагогов, создания общественного актива.
Окончательное разрушение музея связано уже с войной и послевоенным временем. Здание в Соляном городке, которое он занимал с 1871 г., погибло в период блокады Ленинграда, а оставшиеся фонды были эвакуированы в Москву и размещались башнях Новодевичьего монастыря. Позднее их взял на учет Музей по народному образованию АПН РСФСР, основанный в 1943 г. и в 1961 реорганизованный в Дом пропаганды педагогических знаний.
Славой и масштабами деятельности с Музеем военно-учебных заведений в дореволюционной России мог сравниться лишь петербургский Подвижной музей наглядных учебных пособий, к судьбе которого обратимся теперь. В советское время он получил новое название - Центральный внешкольный педагогический музей. В первые послереволюционные годы все складывалось для него благополучно. Из флигеля при Лиговском народном доме он переезжает в более просторное, хорошо оборудованное помещение, что позволяет ему более широко развернуть свою деятельность. Здесь впервые организуется библиотека с читальным залом (прежде музей использовал библиотеку и читальню Лиговского народного дома), а также передвижные выставки и показательная школа для взрослых. Особое внимание обратим на школу как совершенно новое для этого музея и характерное для времени явление.
В школе, открытой в 1921 г., начали занятия около 150 человек, в основном рабочие, красноармейцы, служащие в возрасте от 16 до 22 лет. В основу программы был положен план общеобразовательной школы для взрослых, составленной Губполитпросветом, который, однако, значительно обогатился возможностями музея, музейной тематикой. На уроках, беседах-чтениях по русской истории и литературе широко использовались наглядные пособия, учащиеся посещали выставки (например, посвященные Н.А. Некрасову и Ф.М. Достоевскому), участвовали в экскурсиях в Русский и Этнографический музеи, Эрмитаж, Детское Село, Павловск, Петергоф, Гатчину (всего за учебный год было организовано приблизительно 30 экскурсий). Школа строила свою работу, опираясь на богатые просветительские традиции Петербургского подвижного музея. Слушатели посещали вечера и концерты, а также публичные лекции, которые продолжали читать ведущие ученые: В.И. Вернадский, Е.В. Тарле, А.Е. Ферсман, П.Е. Щеголев и др. При этом школа стремилась приобрести показательное значение, т.е. стать своеобразным научно-методическим центром, где апробировались принципы использования наглядности в процессе образования взрослых. Как отмечает автор статьи о школе Е. Френкель, “не все планы удалось осуществить... Занятия в музее удалось поставить лишь по отделу естествознания и отчасти физики. Но в будущем году... будет возможно проводить в кабинетах работу слушателей школы по всем предметам” (Центральный внешкольный педагогический музей, 1922, с. 42). Не только школа, но и музей строил планы на будущее. Однако осуществить их не удалось. Последнее упоминание о музее относится к 1922 г.: в марте на заседании коллегии А.В. Луначарский докладывал о предоставлении Петрогубполитпросвету части полученных из-за границы экспонатов для Педагогического внешкольного музея. Можно предположить, что после 1922 г. существование музея оказалось недолгим.
Мы познакомились с судьбой наиболее крупных и знаменитых музеев, которые пытались приспособиться к новым условиям, но все же не уцелели. Приблизительно так же складывалась жизнь других педагогических музеев, которые становились жертвой реорганизаций.
Примером может служить Педагогический музей в Казани.Он был основан в 1905 г., а к 1917 г. уже обладал имуществом, которое оценивалось в несколько миллионов рублей: коллекциями наглядных учебных пособий, кабинетами по гигиене, физике и экспериментальной психологии, библиотекой. Он вел собственную издательскую деятельность, выпуская брошюры, книги и таблицы. Значение и размах его образовательной деятельности были столь очевидны, что в 1918 г. была создана специальная комиссия, которая должна была подтвердить его статус как самостоятельного учреждения педагогического характера, открытого для широкой публики. Однако деятельность комиссии не привела к желаемым результатам. В 1919 г. постановлением Коллегии Казанского губернского отдела по просвещению педагогический музей “с принадлежащей ему библиотекой стал составной частью Казанского губернского музея”, превратившись в отдел учебных пособий (Кудинов А., 1921, с.79).
Из рассмотрения судьбы этих трех музеев мы могли бы сделать вывод, что этот вид образовательного музея не был нужен стране, пытавшейся перестроить сложившуюся до революции систему просвещения. И были бы не совсем правы. Потому что наряду с реорганизацией, диффузией педагогических музеев происходило совершенно обратное. В первое послеоктябрьское десятилетие начали создаваться новые педагогические музеи, потому что идея использования музея в целях образования была отнюдь не чужда новой власти.
Здесь уместно вспомнить, как В.И. Ленин определял сущность социализма: “Советская власть + прусский порядок железных дорог + американская техника + американское народное образование ... = социализм” (Ленин В.И. Планы статьи “Очередные задачи Советской власти”, с. 550). Таким образом, педагогическая концепция единой трудовой школы, формировавшаяся после Октября, в значительной степени ориентировалась на американскую модель образования, где существенная роль отводилась музеям. Недаром американская методика образования в музее неоднократно и весьма сочувственно обсуждалась тогда музейными специалистами. (См.: Зеленко А.У. 1926, Романов Н., 1926). Поэтому дореволюционные традиции включения музеев в систему образования, характерные и для многих зарубежных стран, прежде всего США, поддерживались и развивались новой властью. Отметим, что наибольшее развитие в Соединенных штатах получили детские музеи (о них - в следующем разделе). Может быть, поэтому, а также потому, что до 1917 года у нас развит был тип школьного музея, построенного на принципах детского труда и детской самодеятельности, после революции приоритетное развитие получает совершенно иной тип педагогического музея. Его характерными чертами является следующее.
Во-первых, он рассчитан не только и не столько на педагога, сколько на учащихся, которые непосредственно в музее изучают материал по той или иной теме; во-вторых, в нем наглядные учебные пособия для детей соседствуют с детскими работами, изготовленными руками детей; в-третьих, этот музей обрастает кружками, где учащиеся работают по его материалам и заданиям. Итак, речь идет о педагогическом музее, адресованном не только учителю, преследующем не только сугубо учебные цели, но одновременно ориентированном на развитие детей в процессе их самостоятельной практической и творческой работы. Идея подобного музея была близка концепции, изложенной в “Основных принципах единой трудовой школы (1918), где подчеркивалась, в частности, необходимость противопоставить словесным методам образования активные, основанные на детской самодеятельности. Как пишет в энциклопедической статье, относящейся к середине 1920-ых гг., исследователь педагогических музеев советского времени, “для трудовой школы, основанной на активности детей, требовался музей-лаборатория, с подвижной структурой” (Вербловская А., 1928, с.582).
Такими стали районные педагогические музеи, которые были наиболее близки запросам школьной жизни, т.к. обслуживали практически все учебные заведения конкретного района. Причину их появления и распространения следует искать, вероятно, в крайнем обнищании школы, пережившей годы революций и последующей разрухи. Вот как описывает такую школу учитель из Одессы: “Библиотека рассыпалась, учебные пособия износились, от географических карт остались или палки, или жалкие лохмотья на палках, стеклянная посуда побита, приборы требуют ремонта и т.д. - картина знакомя, картина школы, в которой шли беспрерывной чередой митинги, собрания, вечера “с танцами до утра”, в которой перебывали войска всех родов оружия, летучие лазареты, канцелярий и т.д.” (Георги А., 1924, с.96). Идея районного музея, непосредственно ориентированного на нужды школы, была достаточно популярна среди учительства. Однако наибольшее распространение районные музеи получили в тех городах, где для этого имелась база - созданные еще до революции педагогические музеи.
Подтвердим сказанное рассмотрением районных педагогических музеев Москвы. В начале 1920-ых гг. здесь имелось 14 районных педагогических музея, пять из которых были основаны в дореволюционный период: Музей для школ 11 ступеней в Большом Кисловском пер. (бывш. Педагогический музей учебного отдела ОРТЗ), Стационарный педагогический музей (бывш. Городской музей учебных пособий), Замоскворецкий, Краснопресненский, 2-ой Бауманский музеи. Остальные девять (Алексеево-Ростовский, Бауманский 1-ый и Бауманский 3-ий , Бутырский, Мещанский. Рогожско-Симоновский Сокольнический, Сущево-Марьинский, Хамовнический) были открыты уже в советское время, главным образом в 1918-1919 гг. Вся Москва в пределах Садового кольца была буквально покрыта сетью подобных музеев.
Как уже отмечалось, после революции происходит переориентация педагогических музеев на работу с учащимися. Помимо снабжения школ наглядными пособиями, районные музеи проводят занятия с детьми непосредственно в своих помещениях. Масштабы этой работы таковы: в 1922/1923 уч. году было обслужено 93% из 326 школ столицы, 89% детских домов, 21% детских садов, 32% колоний. Помимо чисто учебной работы, музеи организуют выставки детских работ, которые являются результатом деятельности работающих при музеях кружков. Как и дореволюционные педагогические музеи, районные активно занимаются повышением профессиональной квалификации учительства, прежде всего, через пропаганду методов наглядного обучения.
Итак, районный музей - это учреждение с весьма широкой музейно-педагогической программой, которая постепенно становится, если сравнивать с дореволюционным периодом, гораздо ближе программам обычных, непедагогических музеев. Различия между ними определяются характером собраний. Представление о коллекциях районных дает следующее описание одного из отделов музея на Красной Пресне: ”Вот комната с темой “Охрана здоровья”... По стенам картины, изображающие скелет, мускулы, внутренние части тела, изображения глаза, уха. В углу препараты - череп, скелет. Дальше - измерители роста, веса, силы дыхания. Кроме того, в определенные дни приносятся из мясной лавки телячьи печень, легкие, сердце, почки” (Карпова Н., 1928, с. 117).
Эта “вторичность” педагогического музея - по сравнению с классическим - осознавалась учителями, которые, однако, чувствовали в нем необходимость, отмечая, что он помогает оживить и углубить работу ребят в школе.
Районный музей актуален именно потому, что был максимально приближен к школе, и территориально, и с точки зрения обеспечения ее потребностей. Он был центром объединения учителей района и средством связи их с местными органами народного образования (музеи находились в ведении ОНО), повышения профессиональной квалификации и музейной культуры педагога, местом учебы школьников и одновременно способом объединения, общения детей на основе общего дела, коллективного творчества. Польза педагогических музеев очевидна. Однако в течение последующего десятилетия, вплоть до конца 1920-ых гг, происходят существенные изменения в их деятельности. Формируется представление, что популяризация методов наглядного обучения не является для них главной задачей. В связи с этим происходит переориентация на “все население” района; что дополняется процессом резкой идеологизации содержания деятельности. Кроме того, по отношению к школе музей начинает выполнять инспекторские функции, несвойственные ему ранее. Все это приводило к утрате своего лица, а как следствие, к исчезновению районных музеев.
Музеи, о которых шла речь до сих пор, по содержанию своих коллекций и формам деятельности имели все же много общего с тем педагогическим музеем, который начал формироваться в России с 1860-ых гг. Сам факт их существования можно расценивать как сохранение до определенного времени, с известными модификациями и потерями, традиционного педагогического музея. Однако одновременно в 1920-ые гг. начал формироваться совершенно другой тип музея образования, который, в конечном итоге, оказался более живучим, определил перспективу развития образовательных музеев уже в наши дни.
Музеи истории образования
Перед этими музеями стояла задача “выявление во всей полноте фактического состояния дела народного образования в районе, направления его развития, местных условий..., образовательных потребностей края” (Познанский Н., 1927, с.2). Так определял его предназначение автор концепции одного из самых первых музеев истории народного образования в России Н. Познанский, создавший подобный в Саратове на базе уже существовавшего там педагогического музея. Новый тип музея практически ничем не походил на старый, поскольку совершенно изменена была его суть. Вместо собрания наглядных пособий - источники по народному образованию в регионе в широком историко-культурном контексте; вместо преимущественной деятельности по пропаганде методов наглядного обучения - научная работа по изучению истории образования и его перспектив в тесной связи с краеведением. Впрочем, новая ориентация не исключала значение музея как центра профессионального общения педагогов и распространения культуры среди населения: “Музей естественно превратится в такой культурный центр, куда невольно будет стремиться всякий, кому близко дело народного образования” (там же, с. 12). Такой образовательный музей мыслится как традиционный институт хранения, изучения и презентации культурного наследия, ориентированный на определенную профильную дисциплину - историю педагогики. Он должен документировать процесс становления и развития школы в стране, в регионе и служить средством приобщения к традиционной системе образования или к новациям в этой области главным образом учителей и студентов педвузов.
Постепенно музей истории образования совершенно вытеснил педагогические музеи наглядных пособий, развитие которых было признано нецелесообразным. Это, на наш взгляд, имело роковые последствия для музеев других типов. Функцию “иллюстрации” учебника стали выполнять исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные и прочие музеи, что соответственно сказалось на формировании школоцентристскойконцепции.
Этот путь - от музеев наглядных пособий, служивших утверждению предметного принципа обучения, к музеям “классического” типа, которые документируют историю школы, - прошли зарубежные музеи. Музеи истории образования существуют во многих странах (только в Европе их свыше двух тысяч). К ним можно отнести Национальный музей образования в Габрово, Музей истории дошкольного воспитания в Варшаве, Музей по истории школы в Нюрнберге, Национальный музей образования в Париже, Музей образования в Руане и Музей истории образования департамента Об, Музей национальной кампании по борьбе с неграмотностью на Кубе, Национальной музей грамотности в Никарагуа.
Деятельность современных музеев образования раскроем на примере Музея истории образования департамента Об во Франции. Этот музей был основан двумя специалистами по истории образования, которые предложили наилучший способ решения проблемы сохранения того, что еще осталось от старой школы. Заручившись поддержкой Миинстерства образования Франции и местных органов, Ж-К. Лауффенбергер и К. Пенье добились разрешения на открытие музея при Центре педагогической документации департамента Об. Музей был открыт в 1977 г. и обосновался в здании старой начальной школы.
С самого начала к его деятельности была привлечена общественность. Здесь была создана Ассоциация друзей музея, которая прежде всего стала содействовать в пополнении фондов. Постепенно музей стал обладателем значительных коллекций, в состав которых вошли: мебель (парты, шкафы, доски), учебное и научное оборудование (лабораторные приборы, проекторы, печатные машинки), канцелярские товары (тетради, промокашки, ручки), игры и игрушки (развлекательные и развивающие), периодические издания (публикации по проблемам образования, детские журналы), книги (учебники, справочная литература), документы (классные журналы, каталоги школьных библиотек), аудиовизуальные материалы (кино- и фотопленки, пластинки, фотографии), предметы мемориального характера и символика (медали, значки), одежда для детей и кукол. Эти коллекции стали доступны для широкой публики, причем не только в экспозиции. Каждый желающий (в музей обращаются главным образом специалисты: исследователи и учителя) может получить консультацию по поводу того или иного документа и познакомиться с ним, предварительно составив подробную заявку.
Одновременно свидетельства истории образования становятся доступными благодаря широкой издательской деятельности музея. Он выпускает ежегодник, где печатаются исследования ученых, а также брошюры, знакомящие с забытыми страницами истории образования департамента, вновь открываемые музеем. Другая форма издательской деятельности - выпуск копий старых документов (например, реклама детских игр начала века). Музей организует семинары и лекции ведущих специалистов по педагогике, сотрудничает с университетами. По утверждению создателей, музей представляет собой “банк исторической памяти и одновременно коллекцию”, служащие интересам общества (Лауффенбергер Ж-К., Пинье К., 1990).
Музей, как мы видели, работает в режиме научно-исследовательского центра, комплекту и храня, изучая и популяризируя документальные свидетельства истории образования своего региона.
Подобные музеи существовали и ныне существуют в России. Неоднократно ставилась задача создать республиканский музей, который целостно отражал бы историю российской школы. Еще в 1929 г. по решению Наркомпроса РСФСР в Москве был основан Государственный музей по народному образованию НИИ школ РСФСР (позднее получил название Центрального музея народного образования), который, однако, в 1941 г. вместе с Центральным педагогическим музеем вошел в состав Государственного музея научной педагогики (ГИПН). Во время войны, в 1943 г., Президиум основанной в это время Академии педагогических наук РСФСР вновь создает в Москве Музей по народному образованию, который получает статус научно-исследовательского института, призванного документировать историю развития педагогической мысли в России. Но в 1961 г. он был реорганизован в Дом пропаганды педагогических знаний, а его фонды, переданные в общеобразовательные школы, дворцы пионеров, в институты усовершенствования учителей, безвозмездно утрачены. В 1990-ые годы вновь предпринимаются попытки создания российского Музея образования под юрисдикцией Министерства образования России. Однако, чтобы подобный музей появился и жил, необходимо прежде всего освободиться от многих стереотипов и заблуждений, по-новому оценить процесс развития образования в нашем отечестве и создать нечто такое, что не походило бы на те облегченные конструкции, которые часто лежали в основе советских музеев истории образования, ориентированных преимущественно на отражение “достижений” и “успехов”.
Этот недостаток, в той или иной степени, свойственен краевым, областным, городским музеям образования, сеть которых начинает формироваться в 1950-1960-ые гг. Однако в отличие от республиканских, они создаются не по постановлению того или иного руководящего органа, а главным образом, по инициативе ветеранов педагогического труда. Вместе с тем инициатива снизу поддерживается местными ОБЛОНО, ГОРОНО, институтами усовершенствования учителей, отделениями Педагогического общества, домами работников просвещения. Эти музеи работают преимущественно на общественных началах, а центральной фигурой этих музеев является учитель - его труд и наиболее интересные результаты деятельности. В 1970-ые гг. в отечественной музееведческой литературе часто звучал тезис о том, что отражать исторические события в музее нужно прежде всего “через человека”. Это положение, вероятно, вследствие естественной потребности людей рассказывать “о времени и о себе”, своих коллегах реализуется в местных музеях истории образования. Но если прежний педагогический музей, тоже ориентированный на учащих, был местом общения и совместной деятельности учителей, то нынешний, на наш взгляд, - это прежде всего памятник учительскому труду, средство профессионального самоутверждения.
Особое место в системе музеев образования занимают мемориальные музеи. Они посвящены достаточно ограниченному кругу педагогов. Так, русская дореволюционная педагогика представлена одним, хотя, быть может, наиболее славным именем - К.Д. Ушинского. Ряд музеев основаны в память о просветителях, определивших путь развития национальной школы (например, музей И.Я. Яковлева в Чебоксарах). Советская педагогика представлена двумя именами - А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. Однако большинство мемориальных музеев находится не в России, а на Украине, где по совершенно справедливому утверждению С.О. Мелик-Нубарова, “ведется планомерная работа по созданию сети педагогических музеев” (Мелик-Нубаров С.О., 1980, с.89).
Сравнивая дореволюционные педагогические музеи и современные, мы вправе констатировать, что обозначенный путь их развития - от музея наглядных пособий к музею истории образования - сопровождался в нашей стране немалыми потерями. В первую очередь, они обусловлены общей деформацией отечественной педагогики и музееведения, которые сильно зависели от господствующих идеологических установок. Современные музеи многое утратили с точки зрения своей актуальности. Ранее педагогические музеи создавались для решения серьезных социальных проблем, служили средством перестройки образовательной системы в целом. Современные музеи истории образования пока далеки от решения конфликтов в сфере образования. В какой-то степени потеря актуальности является закономерным процессом, который не мог не произойти по мере того, как педагогический музей все более становился традиционным музеем: понятия “актуальность” и “музей” отнюдь не всегда должны сопрягаться. Однако в нашей стране процесс деактуализации музеев образования усилился из-за установки на отражение преимущественно достижений советской школы.
Прежние музеи, нужные обществу, и существовали в огромной степени благодаря широкой общественной поддержке. Ввиду своей общественной значимости, они притягивали и вовлекали в свою орбиту ведущих деятелей науки, просвещения, культуры и были средством формирования профессиональных сообществ. Современные музеи истории образования остаются малозаметным явлением и интересуют преимущественно педагогов.
Таковы основные выводы, которые можно сделать, прослеживая эволюцию педагогического музея. Перейдем к рассмотрению еще одного вида образовательного музея.
ДЕТСКИЕ МУЗЕИ
В 1899 г. в Бруклине (США) был создан первый в мире детский музей. С этого времени начинается история совершенного нового типа музея, в котором все - состав коллекций, приемы экспонирования, методы и формы работы с аудиторией - имеет свою специфику, обусловленную ориентацией на интересы и потребностей детей.
За прошедшее столетие число и популярность детских музеев значительно возросло. Сбываются слова, которые принадлежат нашему соотечественнику А.У. Зеленко: "Современный музей - живой, деятельный общественный институт, а не кладбище искусства или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации ХХ века. Вслед за ним идет еще одно новое создание культуры человечества - самостоятельный детский музей..., обслуживающий интересы "маленького народа" так же широко, как это делают современные общие музеи для взрослых” (Зеленко А.У., 1928, с.525).
Наша страна не стала здесь исключением, тем более что в России существуют давние, хотя и не достаточно хорошо освоенные традиции создания подобных музеев. Поэтому обратимся к нашим истокам.