Анализ и характеристика практической работы конфликтолога в детском саду
3.1.Психолого-диагностическое исследование межличностных отношений в группе детей 4-5 лет.
В первый день практической работы в детском саду старший воспитатель и психолог Кукинова Елена Александровна меня познакомила с педагогическим составом, предоставила отчет психологической службы и впоследствии руководила прохождением практической работы. Мне была предоставлена группа детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с отклонениями по зрению в количестве 10 человек. Основная задача конфликтолога при прохождении практической работы определить общий характер взаимоотношений детей в данной группе, склонность детей к конфликтности, определить степень сплоченности коллектива, выявить предпочтения.
С помощью методики «Два Домика» по Т.Д.Марцинковской проводится диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений целью которой является определение круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношения в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: На листе бумаги рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Этот рисунок не был заготовлен заранее, а был сделан на глазах у ребенка черным и красным карандашами. (Приложение 1 )
Данные исследования заносились в таблицу 1 и анализировались с помощью математической статистики. По данным исследования выяснилось, что 40% испытуемых детей предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
30 % - активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
20% - «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
1% - этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
Проанализировав полученные результаты исследования и достаточно пообщавшись с данным коллективом я могу сделать вывод, что дети в этой группе достаточно общительны, дружны. Преобладающее большинство детей , не склонных к конфликтам, но общающихся лишь в тесном кругу близких по духу . Есть в коллективе несколько активных лидеров, которыми оказались две девочки. Их выбрали большинство детей. И одна девочка оказалась незамеченной остальными. Исходя из результатов исследования группа игнорирует ее присутствие, но и не конфликтует с ней. Она всегда остается в стороне. Опросив воспитателей группы , выяснилось ,что данный ребенок воспитанник дет.дома. По словам воспитателей дети в группе не отвергает девочку, не проявляют агрессию по отношению к ней, принимают в игру, но не проявляя к ней особого интереса.
3.2.«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой
Для дальнейшего исследования конфликтности группы используется проективная методика «Кактус».
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) ребенок должен нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет! (Приложение 2 )
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Тестировалось 10 детей.
У 7 из 10 испытуемых преобладающими качествами оказались зависимость от других ,неуверенность в себе, интровертированность, так же у большинства из них присутствуют элементы, символизирующие стремление к домашней защите, чувство семейной общности .
У двоих испытуемых в рисунках четко прослеживается агрессия, эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, открытость.
Один рисунок содержал в себе элементы тревожности,стремления к одиночеству,интровертированности,скрытности.
У большинства детей рисунки оказались неуверенными, нечеткими, не крупными, отсутствуют у большинства рисунков элементы, символизирующие агрессию.
Вывод: Анализируя два вышеупомянутых теста, можно сопоставить результаты конкретных детей. Например, дети, которые проявляют наклонности лидера в тесте «Два Домика» рисуют кактус большого размера и применяют несколько цветов, значительно проявляют фантазию, что подтверждает их статус лидера, и говорит об их уверенности в себе. Остальные, неуверенно нарисовав кактус в углу листа или небольшого размера так же проявляют неуверенность в себе, стремление быть под чьей-либо опекой , как и в тесте «Два Домика». Исходя из результатов тестов, проведенных в группе, выявляется одна замкнутая и тревожная личность, которую не принимает группа, так же она проявляет себя как замкнутая и тревожная личность в рисуночном тесте.
3.3.Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Проанализировав тесты, выявляется конкретный ребенок,с которым проводится беседа и методика ,позволяющая определить уровень тревожности.( Приложение 3 )
Проанализировав данные (Таблица 2) выявляется общий уровень тревожности испытуемой девочки Юлии, который составляет 29 %, что является средним уровнем индекса тревожности. В основном ребенок проявляет тревожность в рисунках с изображением других детей. Это объясняется тем, что коллектив ее не принимает, игнорирует. Ей больше нравится общаться с взрослыми ,неважно ругают или хвалят ее при этом, т.к. дети в основном не проявляют желанного внимания к ней. Так же ,на рисунке с изображением семьи Юлия поставила грустное лицо, это можно объяснить отсутствием своей собственной семьи, так как девочка является воспитанницей детского дома. Тем не менее она дружелюбна и общительна.