Тема 1а: Системный подход к человеку в психологии и педагогике
ВВЕДЕНИЕ
Контрольная работа по курсу «Педагогика и психология» является необходимым видом работы студента заочной формы обучения. Она направлена на овладение основными понятиями изучаемого курса и расширение знаний студента по дисциплине «Психология и педагогика». Контрольную работу следует выполнять в определенной последовательности.
Вашим первым шагом является выбор темы. Вы знаете, что традиционно последняя цифра в номере вашей зачетной книжки соответствует номеру и названию контрольной работы из общего перечня тем. Мы предлагаем вам несколько иной вариант, стремясь расширить Ваши возможности. Вам представляется возможность выбора из двух тем контрольной работы, расположенных под одной цифрой, но под разными буквами (а или б) той, которая вам кажется наиболее интересной и полезной в вашей профессиональной деятельности.
Второй шаг – изучение темы в русле психологии с использованием, прежде всего учебников и учебных пособий. Но не стремитесь ограничиться только этим. Не забывайте, что контрольная работа это ваша самостоятельна работа. Поэтому вы можете и должны проявлять инициативу. Составьте список дополнительной специальной литературы по вашей теме с учетом недавно вышедшей литературы, статей в психологических и педагогических журналах и сборниках. В этом вам помогут систематические каталоги в библиотеках. Постарайтесь избежать переписывания текста из одного или двух учебников. Покажите умение работать с литературой: анализировать и обобщать взгляды различных ученых по вашей проблеме. В работе с литературой начните с ознакомления с основными понятиями, относящимися к просматриваемой вами теме. Для этого можно обратиться к словарям и другим справочным изданиям.
При конспектировании литературы не забывайте записывать полные выходные данные печатной работы и указывать, какие страницы вы использовали (это нужно и для цитирования и для составления списка использованной литературы в конце контрольной работы). Ускорить процесс конспектирования вам поможет система сокращений. Однако сокращайте так, что бы в последующем вы смогли расшифровать свой записи.
При столкновении с трудностями в выполнении контрольной работы вы можете получить консультацию у преподавателя кафедры педагогики и психологии (тел. 29-84-99).
Третий шаг – оформление контрольной работы. Материал контрольной работы должен быть расположен в логической последовательности соответственно плану.
Оформлять работу следует в ученической тетради, либо на листах – формат А - 4, где на первой странице вы указываете свои данные и названия выбранной темы. На второй странице вы пишите план работы с указанием разделов и страниц. В конце работы формулируете заключение по изученной теме. Последняя страница – список используемой литературы, в котором обязательно уточняются использованные страницы источников.
Работу в университет старайтесь присылать в назначенные сроки. Контрольные работы, поступившие с опозданием, проверяться преподавателями не будут.
Желаем вам успеха!
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1а: Системный подход к человеку в психологии и педагогике.
Основные понятия: системный подход, индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2. М., 1980.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб., 2000.
4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды. М., 2000.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Тема 1б: Познавательные способности человека.
Основные понятия: психофизиология, сознание, интеллект, речь и мышление, восприятие, память, эмоции, способности.
Литература:
1. Брунер Дж. Психология познания. М.,1977.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.,1997.
6. Найссер У. Познание и реальность. М.,1981.
7. Роберт Л. Соло. Когнитивная психология. М.,1996.
8. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
9. Шадриков В.Д. Духовные способности М.,1996.