Средства фиксирования содержания НПО, СПО в регионе
· Областной базисный учебный план (модель учебного плана подготовки профессии НПО, специальности СПО) подготовки профессии в регионе
· Рабочий учебный план подготовки профессии (специальности) в учебном заведении НПО (СПО)
· Основная профессиональная образовательная программа по профессии, специальности учебного заведения
· Программы профессиональных модулей
· Программы междисциплинарных курсов
· Учебные программы по дисциплинам (разделы, темы, дидактические единицы).
· Программы прохождения практик по профессии, специальности
· Программы проведения промежуточной аттестации
· Программы проведения итоговой государственной аттестации
Областной базисный учебный план подготовки профессии в УНПО( специальности в УСПО) региона - документ (модель учебного плана), отражающий инвариантные структурные компоненты содержания начального (среднего) профессионального образования для региона. Модель учебного плана разрабатывается по заявке Регионального министерства образования с участием работодателей и структурируется по разделам, циклам, курсам, профессиональным модулям, учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам.
Учебный план (рабочий) подготовки профессии (специальности) -официальный документ, отражающийобъем и содержание обучения.
Объем – трудоемкость учебных дисциплин, профессиональных модулей в часах (общее количество часов, их распределение по годам и полугодиям, семестрам); недельная нагрузка в часах,приходящаяся на обучающихся по каждой дисциплине, профессиональному модулю.
Содержание обучения отвечает на вопрос «что подлежит усвоению?» и представляет перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, обязательных для изучения по данной профессии, специальности.
Календарный график учебного процесса –часть учебного планаподготовки профессии (специальности), документ, который показывает длительность учебных полугодий экзаменационных сессий, каникул, виды практик и их длительность, данные о распределении часов на различные виды обучения.
Рабочий учебный план подготовки профессии НПО (специальности СПО) – учебный план конкретного УНПО, составленный на основе Областного базисного учебного плана, разрабатываемого с учетом специфики подготовки выпускников для региона, отрасли, специализации, уточняющий календарную структуру и этапы учебного процесса в учебных заведениях региона.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) -это специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования и комплекс учебно-методических документов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса.
Структура ОПОП представлена в ФГОС профессии (специальности), а содержание ОПОП разрабатывается учебным заведением самостоятельно: создаются рабочие учебные программы по дисциплинам, профессиональным модулям, МДК.
Документы, входящие в состав ОПОП по профессии НПО, специальности СПО:
· Областной базисный учебный план подготовки профессии НПО, специальности СПО в регионе
· Рабочий учебный план подготовки профессии, специальности учебного заведения
· Рабочие программы учебных дисциплин
· Программы профессиональных модулей
· Программы междисциплинарных курсов (МДК)
· Методические материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся по профессии (специальности)
· Программы проведения учебной практики (программы курса производственного обучения) для профессий НПО
· Программа практикума по рабочей профессии (для специальности СПО)
· Программа прохождения производственной практики на предприятии, в учреждении
· Программа проведения промежуточной аттестации учащихся и студентов
· Программа проведения итоговой аттестации выпускников УНПО, УСПО
· Календарный учебный график освоения профессии НПО (специальности СПО)
· Методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии в процессе преподавания дисциплины, профессионального модуля, МДК (методические указания по выполнению лабораторно-практических работ (в НПО и в СПО), методические рекомендации по подготовке курсовых работ в СПО)
Содержание теоретического обучения как система профессиональных модулей, учебных дисциплин и междисциплинарных курсов определенного цикла. Понятие учебной дисциплины, как педагогически и профессионально адаптированной системы практических знаний умений и навыков, выражающих научно-технические, научно-экономические основы профессиональной деятельности
Содержание теоретического обученияпредставляет систему профессиональных модулей, учебных дисциплин (предметов), междисциплинарных курсов.
Профессиональный модуль - часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании. Профессиональный модуль отражает теоретические основы нескольких видов профессиональной деятельности из ФГОС.
Программа профессионального модуля - документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.
Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний и умений, отражающая специфику отдельноговида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля. МДК разрабатывается в рамках определенного профессионального модуля.
Учебная дисциплина -система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.
Программа учебной дисциплины - документ, определяющий требования к результатам обучения, критерии, формы и методы обучения, способы и формы оценки результатов обучения, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.
Учебная дисциплинаесть педагогически и профессионально адаптированная система практических знаний умений и навыков, выражающих научно-технические, научно-экономические основы трудовой деятельности (цель профессиональной деятельности, объекты трудовой деятельности: технологическое оборудование, эксплуатационные материалы, техническая и технологическая документация, технологический процесс, предмет и средства труда, условия труда, правила безопасности труда, экономические показатели трудовой деятельности).
Учебная дисциплинапонимается как средство реализации содержания теоретического обучения. Он содержит часть опыта профессиональной деятельности, как системы практических ЗУН, усвоение которых обеспечивает получение квалификации по профессии. Учебная дисциплина входит в ОПОП и учебный план подготовки профессии и относится к определенному циклу дисциплин. Каждая дисциплина имеет свои научные (научно-технические основы, научно-экономические основы): вытекает из научного направления. Дисциплина имеет свои объекты изучения, цели изучения формы и методы изучения дисциплины; имеет свое систематизированное содержание, которое фиксируется в различных носителях учебной информации и информационных средствах обучения (учебники, пособия, учебные тексты); имеет свою учебную программу, под которую создается учебник; учебная дисциплина обслуживает учебную практику (производственное обучение) и предшествует ей в расписании занятий.